Разделы
Мы и Музыка
Рубрики

Цели и направление деятельности школьной музыкальной студии

вперед...»

Цели и направление деятельности школьной музыкальной студии

вперед...»

Организация музыкальной студии в средней общеобразовательной школе (СОШ) необходимо начинать с формулировки цели ее создания, поскольку именно цель и будет характеризовать направление деятельности студии. Общие фразы при формулировании цели -  “способствовать повышению музыкальной культуры у школьников” или “развитие музыкальных способностей у детей” ничего не говорят о предполагаемом характере деятельности будущей студии, потому что под эти фразы подойдет обучение детей и классической музыке, и народной, и эстраде, и джазу. Если цель создания музыкальной студии заключается в “воспитании у детей русских народных традиций, русской народной культуры и др.”, то и направление деятельности музыкальной студии будет связано с русскими народными инструментами, народным хоровым пением, а не обучению игры на электрогитаре и ударной установке, что свойственно эстрадному направлению и другим целям. С другой стороны, музыкальная студия создается для школьников, поэтому ее направление деятельности должно быть им интересно, поскольку интерес, как мы увидим дальше, является основой эффективного обучения детей в студии. Вот здесь и возникает много принципиальных разногласий, например, школьникам интересна эстрада и рок-музыка, а организаторы музыкальной студии негативно относятся к этим направлениям и хотят сделать студию классической музыки или русских народных инструментов. Можно долго спорить, что необходимо “для развития музыкальной культуры у учащихся” и будет ли им это интересно, но я предлагаю подойти к этому вопросу c учетом существующей на данный момент ситуации.

Музыка как область знаний характеризуется большим количеством различных направлений – классическая музыка, эстрада, народная музыка, джаз, рок и др., для преподавания которых требуются специальные условия и знания. СОШ – это общеобразовательная система, которая по определению не может предложить учащимся специализированные знания. Задача СОШ – общее образование. Предложить музыкальное образование на том или ином качественном уровне может либо специально предназначенное для этого образовательное учреждение, например, детская музыкальная школа (ДМШ) или коммерческая студия, либо школа  в статусе образовательного центра, задачами которого и является предоставление детям дополнительного образования, которое невозможно организовать в СОШ по многим причинам.

На начальном этапе создания музыкальной студии возникнут два вопроса – где взять помещение для музыкальной студии и кто будет отвечать за работу музыкальной студии. Наличие свободного и подходящего для музыкальной студии кабинета или помещения в школе – большая редкость. Поэтому выделение для музыкальной студии хотя бы одного подходящего помещения – большая удача. Для обучения музыки требуется несколько преподавателей. Но найти хотя бы одного преподавателя-профессионала, который готов за чисто условную зарплату заниматься с детьми и решать при этом большое количество различных организационных и технических вопросов - практически невозможно.

Конечно, преподаватель музыки может организовать в школе кружок пения или обучение детей игре на фортепиано или классической гитаре. Но это будет либо кружок пения, либо дополнительные индивидуальные занятия, но никак не музыкальная  студия.

Из всего сказанного выше становится понятно, что возможности СОШ в плане организации музыкальной студии в школе часто ограничиваются: одним более или менее подходящим для занятий помещением, одним преподавателем-руководителем студии, и как следствие каким-то одним направлением деятельности. Но какое направление выбрать? Классика или эстрада, джаз, рок, народная музыка или др.? На первый взгляд может показаться, что организация студии классической музыки – неплохое решение, но это не так. Основы классического музыкального образования преподают в детских музыкальных школах (ДМШ) и оно доступно (с точки зрения стоимости обучения) практически каждой семье и (по возможности обучения) практически каждому ребенку. В СОШ организовать такое направление обучения на необходимом качественном уровне не получится, да и не имеет никакого смысла. Музыкальная студия русских народных инструментов – это интересно и нужно, но это достаточно специфичное направление, которое подойдет для образовательного центра, но не для СОШ. Подавляющее большинство школьников выросло на “фабриках” популярной музыки, техно-рэп-хаус-транс-рок-музыке и др., поэтому им интересно именно это. Но, повторюсь, СОШ – не специализированное, а общеобразовательное учреждение, поэтому сделать в ней джаз или рок-студию для обучения детей не получится. Если школьник хочет научиться играть на инструменте рок, джаз или др., то для этого существуют коммерческие обучающие студии - это интересно детям, но многим недоступно по причине высокой стоимости индивидуальных занятий в них.

Что же получается, ДМШ – это доступно с точки зрения стоимости обучения, но многим детям не интересно, коммерческие студии – интересно, но недоступно с точки зрения стоимости обучения. Можно ли сделать так, чтобы занятия музыкой были и интересны, и доступны? Да, это возможно реализовать в рамках деятельности школьной некоммерческой музыкальной студии с эстрадным направлением. Что значит “некоммерческая музыкальная студия”? Это значит, что деятельность студии не предполагает извлечение из нее прибыли, но это не значит, что обучение в студии должно быть абсолютно бесплатным и оборудование для нее должно приобретаться “по минимуму”. Почему “студия с эстрадным направлением”? С одной стороны это не будет резать слух, и привлекать “особое” внимание к ней, как в случае с названием “рок-студия” (Рок-студия в общеобразовательной школе? А чем это Вы там занимаетесь?). С другой стороны такая формулировка дает возможность работать в разных музыкальных направлениях, а не привязываться к какому-то одному направлению деятельности.

вперед...»

Александр Страшко
admin@starport.ru
05.10.08

Copyright © 2006 Мы и Музыка
Яндекс.Метрика