Разделы
Мы и Музыка
Рубрики

Вопросы организации и работы музыкальной студии в школе

«...назад

Вопросы организации и работы музыкальной студии в школе

«...назад

Некоторое время назад меня попросили дополнить материал по организации музыкальной студии в школе. По ряду причин в печать он не вышел, но думаю, что в контексте текущих “лихорадочных экспериментов” с дополнительным образованием он весьма актуален.

Цель создания музыкальной студии в школе?

Поскольку речь будет идти о музыкальной студии с эстрадным направлением, то целью ее создания является предоставление возможности учащимся реализовать свои творческие силы в эстрадно-песенном жанре.

Данное направление деятельности студии может быть выбрано не только по причине личных предпочтений ее организатора, но и в силу понимания того, что в большинстве случаев школьники не имеют возможности заниматься эстрадной музыкой: высокие цены на занятия в коммерческих музыкальных центрах и студиях, отсутствие расположенных близко учебных заведений с эстрадным отделением, большой конкурс и высокие требования к поступающим, отсутствие подходящей программы обучения, невозможность приобретения музыкальных инструментов или проведения занятий в домашних условиях, предвзятое отношение к эстрадному творчеству. В последнее время дополнительное образование в школе всеми силами пытаются поставить на коммерческие рельсы, но даже в этом случае музыкальная студия в школе будет наиболее доступным для большинства учащихся вариантом.

Многие родители считают, что только классическая, народная и духовная музыка способна оказать положительное влияние на развитие подростка, а значит, он должен получить классическое музыкальное образование в детской музыкальной школе, а не играть на электрогитаре и стучать по барабанам. Достаточно часто занятие музыкой рассматривается родителями исключительно с позиции получения музыкального образования, что становится задачей и даже целью. Ребенка заставляют заниматься музыкой не для развития его творческих способностей, а для получения музыкального образования. Такой подход с большой степенью вероятности может привести к тому, что он бросит занятия музыкой, воспринимая ее как еще один трудный, непонятный, ненавистный и неинтересный предмет. Изменить отношение к музыкальным занятиям можно путем смещения акцента с образования на интерес и творчество. Игра на электроинструментах, выступление в составе музыкальной группы, звуковое оборудование и музыкальная аппаратура - это очень интересно для подростков, что нетрудно заметить на примерах музыкальной культуры Японии, Южной Кореи и др. А реализовать данный интерес возможно благодаря школьной музыкальной студии с эстрадным направлением, где музыка тесно связана с техникой.

Музыкальная студия или кружок?

Прежде чем приступить к созданию музыкальной студии необходимо понять, чем она отличается от музыкального кружка.

Кружок - организация лиц, объединившихся для каких-либо совместных занятий.

Cтудия - специально оборудованное помещение для осуществления какой-либо деятельности.

Занятия в кружке тоже проходят в помещении, но в отличие от студии это может быть любое подходящее помещение в школе, например, класс. В класс можно принести музыкальные инструменты и аппаратура, но это не превратит его в музыкальную студию. Но и акустически отделанное помещение, в котором находится лишь музыкальный центр, пара акустических гитар и микрофон, также будет восприниматься скорее кружком, нежели студией. То есть, отличие кружка от студии заключается не только в чисто техническом вопросе оборудования помещения, но и на уровне психологии и с данной позиции музыкальная студии звучит и воспринимается солиднее, нежели музыкальный кружок. Но при этом важно привести в соответствие форму и содержание.

Представим, что в обычном классе наполняемостью 20-30 человек стоит два компьютера. Такой класс тоже можно назвать компьютерным, но это вызовет недоумение у многих, поскольку название не соответствует содержанию, к которому мы привыкли. Не думаю, что демонстрация такого “компьютерного класса” окажет положительное впечатление на посетителей. Конечно, в рамках школы затруднительно оснастить музыкальную студию так, как многие себе это представляют, но даже бюджетный проект студии требует определенных финансовых вложений, к чему нужно быть готовым, и соответствующего отношения к нему. Если по тем или иным причинам оснащение и отношение к проекту, как к студии, невозможно, то стоит остановиться на организации музыкального кружка, что тоже неплохо. Это может быть кружок пения, любителей авторской песни, игры на гитаре, караоке-кружок или что-то другое.

Задачи музыкальной студии?

Вполне очевидно, что музыкальная студия существовать самостоятельно не может, поскольку учебное заведение предоставляет для ее работы свои ресурсы и, следовательно, вправе требовать результат. Значит, помимо обучения учащихся музыкальной студии основам игры на музыкальных инструментах и вокалу, необходимо решить вопрос с их выступлением на школьных праздниках и концертах. Это позволит создать доверительные отношения и обратную связь между родителями, администрацией учебного заведения и учащимися. К сожалению, музыкальная студия в школе изначально может восприниматься как место, в котором старшеклассники «непонятно чем занимаются, курят и играют вредную музыку». Ошибочность данного мнения доказывается путем демонстрации результатов работы ее учащихся, что является одной из важнейших задач студии.

Деятельность учащихся в школьной музыкальной студии не должна ограничиваться обучением. Необходимо заинтересовывать учащихся самим процессом работы студии - давать им возможность принимать участие в подготовке и проведении музыкальных мероприятий, дискотек, озвучивании концертов и звукозаписи, ремонте аппаратуры и т.д. Благодаря этому они смогут ближе познакомиться с техникой и, возможно, после школы продолжить обучение в области не только музыки, но и техники. Конечно, музыкальная студия может работать и в рамках отношений преподаватель - ученик, но я являюсь сторонником идеи, при которой сами учащиеся оказывают большой вклад в ее работу. В этом случае к задачам студии относится привлечение к ее работе учащихся школы. Это позволяет более эффективно использовать интеллектуальные и физические ресурсы образовательного учреждения. Мне трудно представить организатора студии, который в одиночку может решить весь спектр организационно-технических вопросов - организацию и проведение мероприятий, закупку аппаратуры, ее перемещение по школе, установку, подключение, настройку и многое другое. Многие сетуют на то, что в образовательном процессе школы недостаточно практической составляющей. Участие в работе музыкальной студии - это как раз и есть та необходимая для комплексного развития личности практическая составляющая. Это огромный плюс школьной студии по сравнению с детскими музыкальными школами и коммерческими центрами, где взаимодействие осуществляется строго в рамках преподаватель - ученик.

Руководитель музыкальной студии?

Люди уходят, но аппаратура остается и руководство школы должно понимать, кто конкретно отвечает за функционирование студии, кто имеет доступ в ее помещение и к ее материально-техническим средствам (далее - МТС), чтобы не получилось ситуации, когда после ухода работника в наличии и рабочем состоянии почти ничего и не осталось.

Желательно, чтобы руководителем музыкальной студии был разбирающийся как в музыке, так и в музыкальном оборудовании и инструментах преподаватель.

Практика показывает, что работа в школьной музыкальной студии осуществляется в значительной мере на энтузиазме и нередко даже с привлечением своих финансовых и материальных ресурсов. Ответственный и живущий музыкой человек даже без финансовой поддержки со стороны учебного заведения найдет возможность купить микрофон, спаять шнур или починить удлинитель, потому что он понимает, что с этим работать и детям, и ему. Профессионал не позволит себе выставить на сцену или использовать в студии микрофонные стойки, обмотанные скотчем. Но это не значит, что финансовый вопрос можно переложить на плечи руководителя музыкальной студии. Если администрация учебного заведения приняла решение о создании музыкальной студии, то она должна представлять себе объем расходов на поддержание функционирования музыкальной студии и понимать, что часть звукового оборудования и принадлежностей является расходным материалом.

Помещение для музыкальной студии и хранение аппаратуры?

Выбор помещения для музыкальной студии производится исходя из его предназначения. Оно может использоваться не только для проведения занятий, но и для хранения МТС. С одной стороны, не использующаяся на репетиции аппаратура занимает место в помещении музыкальной студии, а с другой стороны позволяет собрать всю аппаратуру в одном месте. Это ощутимо уменьшит вероятность ее потери и поломки. Если часть общего комплекта звуковой аппаратуры хранится у завхоза в подвале, часть в кабинете музыки, часть стоит в зале, часть в помещении студии и т.д., то очень скоро наступит момент, когда придется бегать по всей школе, чтобы найти, хотя бы один работающий микрофон или исправный удлинитель.

Практика показывает, что чем больше «хозяев» у аппаратуры, тем быстрее она приходит в нерабочее состояние и оказывается выброшенной. МТС будут целее в руках одного разбирающегося и ответственного человека. Известны случаи, когда в процессе переездов внутри школы аппаратуру относили на временное хранение в подвал школы, после очередной чистки которого (или смены завхоза) она просто выбрасывалась вместе с другими действительно испорченными техническими средствами обучения. Намного проще выбросить все, чем разбираться с тем, кто, что и для чего оставил в том или ином помещении.

Если в учебном заведении имеется дефицит помещений, то возникает мысль выделить для музыкальной студии подвальное помещение или сделать выгородку в одном из классных помещений. Первое приведет к тому, что очень скоро аппаратура и инструменты придут в нерабочее состояние по причине не подходящих условий для их хранения. Второй вариант более интересен, но тогда получится ситуация, когда к МТС музыкальной студии будут иметь доступ совершенно посторонние люди со всеми вытекающими из этого последствиями. Лучше всего выделить для студии небольшое, но отдельное помещение с ограниченным доступом. Размер помещения выбирается исходя из двух моментов: возможности нахождения в нем учащихся (пять, шесть человек одновременно), музыкального оборудования и инструментов (от 15-18 м2.).

Если помещение музыкальной студии имеет окна, но не имеет звукоизоляцию, то звуки будут эхом разноситься не только по значительному пространству внутри школы, но и слышны на улице. А при открытых окнах репетиция с использованием акустической ударной установки будет «радовать» и жителей близлежащих домов. Этот момент влияет на выбор времени работы музыкальной студии, занятия в которой не должны мешать проведению основных и дополнительных занятий в школе, а также доставлять неудобства окружающим. Для уменьшения шума можно произвести звукоизоляцию помещения музыкальной студии. Но качественная звукоизоляция потребует значительных финансовых расходов и ее имеет смысл проводить в том случае, когда помещение для музыкальной студии выделяется на длительное время, и в нем планируется заниматься также и звукозаписью.

Желательно не хранить в помещении студии неработающее и явно устаревшее оборудование. Это будет способствовать небрежному отношению ко всем МТС, что скажется на сроке их службы.

Материально-техническое оснащение студии?

Для проведения качественных занятий и репетиций в помещении музыкальной студии необходим репетиционный комплект звукоусилительной аппаратуры, который включает в себя:

  • персональные мониторные системы музыкантов (гитарный, басовый и клавишный комбоусилители);
  • широкополосный звукоусилительный комплект, который используется для вокала и прочих музыкальных инструментов;
  • принадлежности (микрофоны, микрофонные стойки, стойки для музыкальных инструментов и комбоусилителей, стульчики, инструментальные и микрофонные шнуры, удлинители, чехлы и чемоданы для хранения оборудования и принадлежностей).

На время проведения концерта в актовом зале с участием музыкантов студии персональные мониторные системы и часть оборудования студии переносятся в зал и устанавливаются на сцене. Персональные комбоусилители позволят музыкантам лучше слышать себя на сцене в момент выступления, а, следовательно, и лучше выступить.

Помимо репетиционного комплекта для занятий в музыкальной студии необходимы музыкальные инструменты:

  • акустическая ударная установка;
  • электрогитара;
  • бас-гитара;
  • синтезатор;
  • акустическая гитара.

Некоторые учащиеся будут приходить со своими инструментами, но это не повод для экономии, потому что в следующий раз придут те, у кого нет личного инструмента.

Если в задачи музыкальной студии также входит и выступления ее участников в составе музыкальной группы на концертах в школе, то для этого необходим концертный комплект звукоусилительной аппаратуры.

Концертный комплект звукоусилительной аппаратуры может иметь разную конфигурацию, мощность и состав устройств, который выбирается исходя из характера мероприятий и параметров помещения. Практичнее всего для таких целей использовать мощный широкополосный стационарно установленный комплект звукоусилительной аппаратуры, усиленный сабвуферами на случай проведения дискотек.

Состав концертного комплекта может быть таким:

  • усилитель мощности;
  • пара мощных широкополосных акустических систем;
  • пара шнуров «усилитель - акустическая система»;
  • пассивные или активные сценические мониторы для улучшения звуковой картины на сцене (для выступающих);
  • многоканальный концертный микшерный пульт;
  • ноутбук и/или универсальный проигрыватель;
  • мультикор;
  • проводные и/или беспроводные микрофоны;
  • микрофонные стойки;
  • инструментальные и микрофонные шнуры;
  • силовое оборудование и принадлежности.

Если помимо выступлений в актовом зале необходимо проводить музыкальные мероприятия в разных небольших помещениях школы и на улице, то для таких целей лучше приобрести мобильный комплект звукоусилительной аппаратуры, который можно использовать и для озвучивания вокала в студии.

В условиях крайне ограниченного бюджета ситуация на практике часто выглядит так: в учебном заведении есть какой-то усилитель и пара акустических систем по 300 Вт, при помощи которых с большим или меньшим успехом происходило озвучивание актового зала площадью 120-150 м2.

Можно ли обойтись только этим для занятий в музыкальной студии и для проведения концертов? Можно, но, во-первых, это не позволит проводить занятия на качественном уровне, во-вторых, при проведении концертов аппаратура будет работать на пределе своих возможностей с большой вероятностью выхода из строя, а звук будет непринципиально лучше работы музыкального центра в классе. В-третьих, на постоянную переноску аппаратуры и ее подключения потребуются большие затраты сил и времени.
Репетиционный и концертный комплекты звуковой аппаратуры предназначены для решения разных задач, и попытка сэкономить, купив что-то одно, приведет к одному: финансы будут потрачены, а вопрос проведения занятий в музыкальной студии и концертов на качественном уровне так и не будет решен, что со временем превратится в настоящую проблему на многие годы.

Финансирование музыкальной студии?

Существует два основных подхода к оснащению музыкальной студии: либо дешево, либо хорошо. Под словом «хорошо» понимается такой класс звуковой аппаратуры, который позволяет на концертах слышать не только одну электрогитару, но и вокал, и бас-гитару, и все остальное, а музыкальные инструменты позволяют эффективно учиться на них играть.

Однако не все, что продается, пригодно для этого. Существует немало моделей музыкальных инструментов, после игры на которых быстро пропадает всякое желание заниматься музыкой вообще. Как не ошибиться в выборе? Для этого необходимо обратиться к специалистам. Лучше один раз вложиться в полупрофессиональное качество и при его использовании каждый раз получать моральное удовлетворение на протяжении многих лет, чем из года в год менять бюджет на бюджет. «Из 1000 лодок не построишь одного парохода», а пять синтезаторов за 10 тыс. руб. не будут звучать так, как один синтезатор за 50 тыс. руб. Не доверяйте покупку музыкальной аппаратуры и инструментов тем, кто считает, что для школы сгодится все и подешевле.

Если включить звуковую аппаратуру в общий список потребностей школы, вместе с учебным оборудованием, наглядными пособиями, мебелью, техническими средствами обучения и др., то это приведет только к одному: большая сумма денег будет потрачена крайне неэффективно. Непрофильные поставщики не будут вникать в данный вопрос и поставят первый попавшийся им на глаза вариант с 30-50% наценкой. Закупку музыкальной аппаратуры и инструментов нужно производить отдельно и желательно при этом обращаться к грамотным поставщикам такого оборудования, а не в строительные организации, мебельные магазины и компьютерные салоны, сотрудники которых видели музыкальные инструменты только по телевизору.

Музыкальная аппаратура, оборудование и инструменты - это достаточно дорогой товар и часто возникает ситуация, когда бюджет небольшой, а хочется оборудовать и музыкальную студию, и что-то поставить в актовый зал для проведения концертов. В условия недофинансирования необходимо производить закупку частями, а не пытаться за 50 тыс. руб. решить все вопросы. Желательно сначала фокусировать финансы на самом дорогом, потому что купить недорогое можно всегда. То есть, начинать покупки нужно не с микрофона за 2 тыс. руб., а с подходящей для обучения ударной установки за 20-30 тысяч рублей и комплекта тарелок к ней. Какой смысл покупать дорогие полупрофессиональные музыкальные инструменты, если на них будут играть непрофессионалы? Причин много: помимо огромного морального удовлетворения качественные товары удобнее и практичнее в использовании, а также служат гораздо дольше.

Дешевые и некачественные музыкальные инструменты будут висеть якорем на музыкальной студии. Этот момент неочевиден и требует пояснения.

Предположим, появилось 30 тыс. руб. и в целях экономии покупается акустическая ударная установка за 10-15 тыс. руб., комплект тарелок к ней за 5 тыс. руб. и синтезатор за 10 тыс., что кажется вполне подходящим вариантом для обучения школьников. В первый месяц после покупки такой комплект будет поражать своим звучанием. Но через несколько репетиций и концертов многим станет понятно, что звучание группы, мягко выражаясь, оставляет желать лучшего. Почему? Когда начинающий музыкант играет на подобном инструменте в студии один, то это одно, а когда одновременно играют несколько начинающих музыкантов на таких инструментах в зале с плохой акустикой, то в результате эффекта синергии все будет звучать намного хуже.

Что делать? Купить инструменты полупрофессионального уровня - ударную установку за 35-40 тыс. руб., комплект железа за 15 тыс. руб., синтезатор за 40-50 тыс. руб. Но на такое предложение со стороны участников студии администрация школы ответит так: «Ребята, у вас уже есть ударная установка и синтезатор, которые вполне подходят для решения задач студии. Причин тратить еще больше помимо того, что уже было потрачено, - мы не видим. А что касается звучания, то и имеющееся вполне даже ничего». В результате студия будет вынуждена многие годы (и даже десятилетия) использовать в работе то, что уже есть, и надеяться на то, что когда-нибудь на горизонте появится местный спонсор-музыкант, который подарит качественные инструменты.

Набралась сумма только на хорошую ударную установку, купите только хорошую ударную установку. Но как тогда учить детей играть на электрогитаре, которой в музыкальной студии нет? Для начала в студию можно купить недорогую акустическую гитару за три-четыре тыс. руб., которая будет постоянно востребована как в студии, так и на различных школьных мероприятиях. Стоит ли сразу вкладываться в синтезатор? По опыту могу сказать, что желающих играть на ударной установке и тем более электрогитаре будет не в пример больше тех, кто захочет играть на синтезаторе. Это отношение может быть 10 к 1 и даже больше. Музыкальные инструменты покупаются для игры на них, а не для украшения интерьера. Это в равной степени относится как к бюджетным, так и к профессиональным моделям.

Формы работы музыкальной студии?

Если целью создания музыкальной студии является предоставление возможности учащимся заниматься эстрадной музыкой, то занятия в ней должны проходить на бесплатной или условно бесплатной основе.


Музыкальная студия может быть закрытого или открытого типа.

Музыкальная студия закрытого типа создается для занятий в ней некоторого ограниченного круга лиц. Например, организаторами музыкальной студии закрытого типа являются сами учащиеся школы, которые хотят создать свою музыкальную группу. Они могут приглашать других учащихся, но деятельность внутри студии направлена на развитие музыкальных способностей ограниченного круга людей.

В музыкальной студии открытого типа такого ограничения нет, но на практике количество занимающихся ограничено количеством часов работы музыкальной студии. Можно сказать так: студия закрытого типа создается для себя и своих друзей, а открытого типа - для всех желающих. В первом случае можно обойтись и без преподавателя, тогда как для работы студии открытого типа преподаватель необходим.
Музыкальная студия открытого типа выглядит более привлекательной, т. к. под руководством преподавателя становится возможным правильно и эффективно организовать процесс обучения, а также увидеть его результаты. Но это не значит, что закрытая форма работы не имеет права на существование.

Обучение в музыкальной студии может быть индивидуальным или групповым.

Индивидуальная форма обучения позволяет эффективно обучать технике игры на музыкальных инструментах. Для этого требуется преподаватель по специальности и отдельное помещение, чтобы ничего не отвлекало от занятия. Это снижает эффективность использования единственного помещения студии, поскольку на протяжении одного часа осуществляется работа только с одним учащимся.

Групповая форма обучения может проходить в форме мастер-класса или работы с ансамблем. В этом случае помещение студии используется более эффективно, но нет возможности отдельно позаниматься с каждым учащимся. Проще всего организовать групповую работу с несколькими начинающими гитаристами, которые приходят на занятие со своими акустическими инструментами. Во всех остальных случаях упор практичнее делать на самообразование и домашнюю самостоятельную работу. Если планируется работа с ансамблем, то нужны преподаватели по специальности или один преподаватель, который сможет показать ребятам основы игры на разных музыкальных инструментах - электрогитаре, клавишных и ударных.

Если количество желающих заниматься в музыкальной студии не превышает количества отведенных для ее работы часов, то в таком случае можно ориентироваться на индивидуальные занятия. Если же количество желающих велико, то эффективнее перейти на групповой режим обучения с упором на самостоятельную работу. Бояться этого не стоит. Если учащемуся действительно интересно, то он будет заниматься музыкой дома даже больше, чем требуется. Уже через 1-2 месяца работы станет понятно, кто приходит в студию просто пообщаться, а кто - поработать, узнать новое и интересно провести время с пользой для себя и других.

Я считаю, что при групповом обучении в условиях школьной некоммерческой музыкальной студии эффективнее всего подход, при котором наибольшее внимание и время уделяется тем, кто действительно занимается и выдает результат. Занятия в музыкальной студии - это не школьный предмет для обязательного изучения, а занятие для души и настроения. Более того, в своей музыкальной студии мы не обучаем детей игре на музыкальных инструментах, но показываем им эти основы, помогаем заинтересоваться выступлениями в составе вокально-инструментального ансамбля.

Методика работы с учащимися?

В рамках школьной музыкальной студии невозможно, да и не нужно обучать детей фундаментальным основам теории музыки и игре на музыкальных инструментах, чем занимаются в детских музыкальных школах. Работа музыкальной студии с эстрадным направлением должна основываться на интересе.

Для этого важно реализовать два ключевых момента: вызвать у подростка быстрый и сильный первоначальный интерес к занятиям и способствовать его переходу в постоянный интерес на длительное время. Сильный первоначальный интерес вызывается быстрым практическим успехом, что возможно благодаря фокусировке методики работы на практике, а не на теории. Теория интересна тогда, когда она изучается через практику и совместно с практикой.

Первые занятия в музыкальной студии должны быть практическими. Ноты, интервалы и лады - это абстрактно и непонятно, а демонстрация и разучивание простого ритма на ударной установке или трех «дворовых аккордов» на гитаре вызовет большой первоначальный интерес.
Можно ли заниматься музыкой без серьезного изучения основ теории музыки? Можно! Можно ли заниматься игрой на музыкальном инструменте без основательной постановки рук и техники игры? Можно! Многие дети прекрасно и с настроением играют в футбол для себя и не переживают по поводу того, что у них не поставлен удар. Если человек захочет научиться играть на музыкальном инструменте качественно, то это задача индивидуального обучения на платной основе.

При обучении игре на музыкальных инструментах часто используется подход от частного к общему. Это нередко приводит к тому, что человек бросает занятия музыкой, так и не поняв, как же просто и интересно работает музыкальная система. Он знает ноты, интервалы, аккорды, но не знает главного, - как все это можно соединять и превращать в музыку. Трудный и долгий путь вдохновляет немногих, но желание пройти его часто возникает после увиденного, а в нашем случае скорее услышанного, результата. Одной из наиболее эффективных методик обучения детей в школьной музыкальной студии является разучивание популярных песен. Они на слуху и учащийся при желании может самостоятельно выбрать песню и разучить партию. Для развития навыков импровизации и сочинения музыки отлично подойдет игра простых квадратов вместе с преподавателем.

Если в школьной музыкальной студии невозможно организовать индивидуальные занятия, то это не значит, что и методика обучения должна быть одинаковой для всех. Есть дети, которым достаточно дать показать пару примеров и дальше они пойдут сами. Другие же не поймут, пока преподаватель сам не покажет, как и что нужно играть. Кто-то понимает со слов и жестов, кто-то - только после визуального примера, а кому-то будет достаточно объяснить алгоритм.

Что касается репертуара для разучивания, то здесь все просто: обязательная и свободная программа. В обязательную программу входит разучивание произведений, которые будут уместными для показа на том или ином празднике в школе. В свободную программу входят произведения, которые нравятся самим учащимся студии. Это могут быть как собственные сочинения, так и кавер-версии.Такое разделение позволит учесть интересы и общественности, и учащихся.

«...назад

Александр Страшко
admin@starport.ru
24.10.14

Copyright © 2006 Мы и Музыка
Яндекс.Метрика