Разделы
Мы и Музыка
Рубрики

Задачи школьной музыкальной студии

«...назад вперед...»

Задачи школьной музыкальной студии

«...назад вперед...»

Выше мы выяснили, что характер деятельности студии определяется целями, и мы остановились на школьной некоммерческой музыкальной студии с эстрадным направлением, далее просто студии. Прежде чем мы коснемся вопросов организации обучения, нужно ответить на вопрос, какие задачи должна решать такая студия? Ответ на этот вопрос не так очевиден, как может показаться на первый взгляд, но, поняв его, мы сможем более эффективно организовать работу студии.

Вы, возможно, удивитесь, узнав, что обучение школьников игре на музыкальных инструментах не является задачей студии. Почему? Потому что теоретически эту задачу невозможно решить в условиях СОШ. Дело в том, что в отличие от многих других предметов – физика, математика, ИЗО, русский язык и др., где возможно групповое обучение учащихся, процесс обучения игры на музыкальных инструментах - индивидуальный (ученик-преподаватель). Организовать индивидуальный процесс обучения в СОШ получится только в одном случае – количество учеников не превышает количество часов преподавателя, и преподаватель владеет всеми инструментами, на которых хотят научиться играть ученики. Как правило, желающих научиться играть на музыкальных инструментах гораздо больше, чем часов у одного преподавателя, поэтому для организации индивидуального процесса обучения в этом случае требуется либо несколько специально оборудованных кабинетов и преподавателей, чтобы можно было проводить несколько занятий в одно и тоже время c разными учениками, или увеличить количество часов преподавателя. При рассмотрении целей мы выяснили, что в условиях СОШ это невозможно. Поэтому обучение детей в школьной музыкальной студии будет осуществляться по большей части в группах – это первый ключевой момент.

Как известно, обучение в группе менее эффективно по сравнению с индивидуальным обучением. Но в нашем случае существенно осложняет ситуацию и то, что дети хотят научиться играть на разных музыкальных инструментах. Предположим, что есть группа учеников, которые хотят научиться играть на клавишах, электрогитаре, бас-гитаре и ударной установке. Мало того, что преподаватель должен владеть всеми этими инструментами, чтобы показать каждому ученику основы игры на инструменте – посадка, постановка рук, звукоизвлечение и др., так еще нужно каждому ученику уделить внимание и постоянно следить за дисциплиной.

Если преподаватель владеет только одним инструментом, например, электрогитарой, то клавишник и барабанщик будут вынуждены обучаться “самостоятельно” или “на примере более опытных учеников”. Это не только приведет к тому, что ученики будут очень долго обучаться основам игры, но и таит в себе опасность заучивания неправильных моментов – неправильная посадка, неправильная постановка рук, удара, звукоизвлечения и др. Все это не позволит ученикам в дальнейшем повышать свое мастерство. Конечно, через 6 месяцев после начала обучения результаты будут, но потом они так и останутся на достигнутом к тому времени невысоком уровне. А переучивать то, что неправильно заучено – очень не просто.

Итак, мы выяснили несколько принципиальных моментов при обучении детей в школьной музыкальной студии:

  • Занятия в группе. Преподаватель не может заниматься индивидуально с каждым учеником. Он должен постоянно следить за дисциплиной на занятиях.
  • Самостоятельность обучения. Преподаватель не может уделить необходимое внимание каждому ученику в условиях занятий с группой, поэтому многие ученики вынуждены обучаться игре на музыкальном инструменте самостоятельно.
  • “Преподаватель-педагог-организатор”. Он должен владеть всеми инструментами, на которых хотят научиться играть дети, быть педагогом, уметь обращаться с аппаратурой, решать организационные вопросы и др.

Получается типичная для многих областей нашей жизни ситуация – “специалист широкого профиля или мастер на все руки”. За небольшое вознаграждение преподаватель должен знать (и часто делать) все сам – уметь играть на всех инструментах (электрогитара, бас-гитара, клавиши, ударная установка), быть грамотным педагогом, поскольку дети – это дети,  уметь обращаться с аппаратурой, решать организационные вопросы и др. Возможно ли найти такого уникального специалиста? Ответ очевиден – конечно, нет! Тогда возникает вопрос, а в чем же тогда заключается задача школьной музыкальной студии, если не в обучении детей игре на музыкальных инструментах? Отвечаю. Задачами школьной музыкальной студии являются:

  • Предоставление возможности детям научиться играть на музыкальных инструментах за счет их интереса
  • Побуждение детей через интерес к самостоятельному осваиванию игры на музыкальном инструменте
  • Преподавание основ игре на музыкальных инструментах
  • Формирование музыкальных коллективов, которые будут выступать на школьных  мероприятиях или вне школы
  • Возможность знакомства с аппаратурой, музыкальными инструментами и принадлежностями
  • Развитие музыкальной культуры детей
  • Способствование личностному развитию учащихся
  • Совместная организация различных музыкальных мероприятий в школе и др.

Процесс обучения в школьной музыкальной студии не должен замыкаться в решении задач только обучающего плана (обучение навыкам игры на музыкальных инструментах, репетиции и т.п.). Необходимо также развивать у детей их личностные качества, способность находить общий язык со сверстниками и взрослыми, уметь работать в коллективе и участвовать в организации общего дела. Об этом будет рассказано дальше, а сейчас давайте остановимся на выборе помещения для музыкальной студии и ее оснащения для выполнения поставленных выше задач.

«...назад вперед...»

Александр Страшко
admin@starport.ru
05.10.08

Copyright © 2006 Мы и Музыка
Яндекс.Метрика