Разделы
Мы и Музыка
Рубрики

Оборудование, музыкальные инструменты и принадлежности

«...назад вперед...»

Оборудование, музыкальные инструменты и принадлежности

«...назад вперед...»

Какое музыкальное оборудование и инструменты необходимо приобрести для работы школьной музыкальной студии?

Прежде чем перейти к практическому подбору давайте рассмотрим ситуацию в целом. В большинстве случаев в школьной музыкальной студии будут проходить репетиции музыкальных групп, поэтому ее основу должно составлять оборудование для репетиций. Для звукозаписи в условиях школы самым практичным решением будет использование компьютера, поскольку профессиональное звукозаписывающее оборудование стоит очень дорого, да и для качественной записи звука необходимо несколько специально оборудованных помещений, а не школьный кабинет для занятий. Поскольку учащиеся школьной музыкальной студии должны показывать свои достижения на различных школьных концертах, то для проведения различных мероприятий в школьном актовом зале должен иметься мощный широкополосный звукоусилительный комплект: усилитель 2x500 Вт, 2 широкополосные колонки по 500 Вт каждая и микшерный пульт (12-16 каналов). Если такого комплекта нет, то его придется покупать в музыкальную студию (50-60 тыс. руб.), поскольку репетиционное оборудование студии не предназначено для проведения с помощью него концертов и выступлений. Также желательно, чтобы при проведении различных школьных мероприятий оборудование студии использовалось как можно меньше. В этом случае не придется каждый раз заново подключать аппаратуру в музыкальной студии, пытаясь вспомнить, а как все было подключено и почему до концерта можно было производить запись репетиций, а сейчас нет? Кто-то может сказать, что принести из зала в студию микшерный пульт, мониторы, комбики, ударную установку, шнуры и др. – не сложно. Но на практике получается так – после проведения концерта аппаратура и инструменты переносятся в помещение музыкальной студии и находятся там в неподключенном состоянии недели и месяцы, пока кто-то не потратит свое личное время на очередное подключение всего этого. С другой стороны, покупать второй комплект аппаратуры для выступлений – не практично, поскольку концерты в школе обычно проводятся редко, и затраты не оправдают себя. Приходится искать компромиссное решение, о котором будет рассказано отдельно.

Иногда можно услышать вопросы, можно ли сэкономить, и использовать для репетиций широкополосный звукоусилительный комплект, т.е. не покупать репетиционное оборудование – комбики и др. Можно, но тогда вместо звука скорее получится “звуковая каша”, а вместо музыкальной студии - музыкальный кружок. Захочет ли более или менее профессиональный преподаватель работать в таких условиях – большой вопрос. Да и сами учащиеся, которые хотя бы раз побывали в коммерческой репетиционной базе, уже имеют определенное представление о “репетиционном звуке” и ждут, что и в школьной музыкальной студии звук будет не намного хуже. А это возможно, если грамотно подойти к вопросу выбора оборудования для музыкальной студии.

Оборудование

Основа репетиционного оборудования – индивидуальные звуковоспроизводящие системы (комбики) достаточной мощности  для музыкантов. Что значит “достаточной мощности”?
Если в студии стоит акустическая ударная установка, то необходимо использовать комбики, которые позволят музыканту слышать не только себя, но и всех остальных. Поэтому, лучше доплатить 2-5 тыс. и вместо 30-50Вт комбика приобрести комбик 100Вт (с хорошим звуком), и не беспокоиться о том, что не хватит звука при игре в каких-то стилях. Иногда можно слышать вопрос: а зачем в школьную музыкальную студию покупать такие мощные комбики (100Вт), мы не планируем играть металл и рок. Это так, но не нужно забывать о том, что в своей массе с оборудованием музыкальной студии будут иметь дело неподготовленные дети – у кого-то штекер отойдет от гнезда электрогитары, когда комбик включен на максимальную громкость, у кого-то педаль эффектов и ли процессор “засвистит” при переключении эффекта, кто-то плохо слышит звук электрогитары, потому что играет слишком близко от комбика и поэтому выкручивает громкость на максимум и т.д. Поэтому аппаратура достаточно быстро может выйти из строя. Поэтому лучше сразу взять оборудование с запасом, поскольку, как показывает практика, вышедшее из строя оборудование так и лежит годами в сломанном состоянии, потому что до него нет никому дела.

С другой стороны, оборудование и музыкальные инструменты в студии должны быть примерно одного класса. Это значит, что нет необходимости покупать дорогой гитарный ламповый комбик  (25-40 тыс. руб.), через который будут играть на электрогитаре за 6 тыс. руб. или приобретать студийные конденсаторные микрофоны. С другой стороны, если есть возможность за относительно небольшую сумму (5-6 тыс. руб.) ощутимо улучшить звук, то это нужно принять во внимание. Например, вместо тренировочного железа приобрести комплект игрового железа начального уровня, что однозначно повысит качество звучания ударной установки в целом. Тоже самое можно сказать и о более дорогом синтезаторе.

Гитарный комбик. Здесь можно долго спорить, какой комбик и с какой гитарой лучше звучит, но практичнее выбирать что-то из классики, например, Marshall MG100 DFX (13 тыс. руб.). При наличии более или менее хорошей электрогитары и техники игры на ней с таким комбиком будут хорошо звучать и блюзы, и металл. Если же музыкант не владеет звукоизвлечением, то, что Marshall, что Fender, что Line6 и др. будут звучать одинаково плохо, потому что звук электрогитары складывается из следующих составляющих: звукоизвлечение + электрогитара + комбик.

Очень часто при покупке гитарного комбика забывают о стойке для оборудования, которая позволяет устанавливать на ней комбик в наклонном положении. Большинство гитарных комбиков имеют прямое исполнение корпуса, поэтому большая часть звука при установке их на полу “уходит в пол”. Если сидящему гитаристу это не так принципиально, то стоящему гитаристу кажется, что громкости не хватает, по причине чего он старается выкрутить громкость на максимум, недоумевая, почему Marshall! выдает искаженный звук. В такой ситуации и 100 Вт комбика для получения чистого звука может не хватить. Если же комбик установить в наклонном положении, когда динамик направлен под каким-то углом вверх и правильно выбрать свое положение относительно него (на достаточном расстоянии), то практически весь звук пойдет в пространство и уже на 40-60% можно просто оглохнуть от звука 100 Вт комбика. При этом будет чистый и громкий звук.

Басовый комбик. Здесь можно выбирать что-то из Hartke Kickback 12 или 15 (14-17 тыс. руб.). Эти комбики могут устанавливаться в наклонном положении, поэтому 120 Вт вполне хватит для того, чтобы “не потерять бас” в общем звуке.

В свое время для нужд одной школьной музыкальной студии был куплен басовый комбик BEHRINGER BXL3000A ULTRABASS с тем расчетом, что заявленные в нем 300Вт смогут пригодиться и для озвучивания актового зала площадью 150 кв. м. (т.е. использовать его как сабвуфер) И всё было неплохо до того момента, пока в той студии не появился гитарный комбик Marshall. Вот тогда и стало понятно, что за такие деньги был куплен не звук, а “ватты”, поэтому пришлось подбирать более подходящий для репетиции басовый комбик.

Клавишный комбик. Если гитарный и басовый комбики просто необходимы в школьной музыкальной студии, поскольку именно они определяют звук гитар и возможность репетировать на этих инструментах, то приобретение клавишного комбика – спорный вопрос. Если вокал в студии озвучивают через широкополосную звукоусилительную систему (усилитель + 2 широкополосные акустические системы + микшер), то через нее можно озвучить и синтезатор. Клавишный комбик не является звукообразующим звеном, потому что звук формируется в самом синтезаторе. Поэтому лучше отказаться от клавишного комбика, но купить синтезатор с более качественной клавиатурой и звучанием. С другой стороны, если на концерте в актовом зале школы не используются мониторы (или они выдают звук низкого качества), то клавишный комбик просто необходим.

Широкополосный звукоусилительный комплект (усилитель + 2 акустические системы) и микшерный пульт. Этот комплект оборудования можно использовать для озвучивания вокала и синтезатора, а также как мониторы. Несмотря на то, что синтезатор может выдавать большой уровень сигнала в области НЧ, не стоит приобретать звукоусилительный комплект большой мощности (для запаса по НЧ). На репетиции важна слышимость партий, а не громкость, поэтому лучше выбрать комплект, с хорошо звучащими средними частотами (для вокала). На практике это может быть комплект 2*300 Вт (в пределах 17-30 тыс. руб.).

Если в студии не планируется звукозапись акустических барабанов и др., то может хватить и 6-8 канального микшерного пульта (2 микрофона, синтезатор, проигрыватель). Если же планируется запись, то может потребоваться 12 и более каналов. Неплохой вариант – 12-16-ти канальные микшеры без усилителя Yamaha и Alto. Не следует покупать микшеры Behringer, которые являются “профессиональными, музыкально звучащими и удобными в работе” только в рекламе, а на практике это очень далеко не так.
.
Микрофон. Для школьной музыкальной студии вполне подойдет пара динамических микрофонов типа Shure PG48 (1600 руб.). Можно, конечно, приобрести и конденсаторный микрофон (если в микшере есть фантомное питание), но, если динамический микрофон выдержит не одно падение, то конденсаторный, скорее всего, выйдет из строя уже при первом неаккуратном обращении.

Мониторы. Обычно они не требуются, но бывают ситуации, когда все акустические системы и комбики в помещении студии направлены в сторону от барабанщика, поэтому ему может не хватать громкости звука. Тогда можно приобрести недорогую широкополосную активную акустическую систему или использовать какой-нибудь старый усилительный комплект, который, если хорошо поискать, обязательно найдется в школе.

Музыкальные инструменты

Выбор музыкальных инструментов для школьной музыкальной студии необходимо проводить, отталкиваясь от имеющегося бюджета и некоторого общего уровня качества. Это значит, что при имеющемся бюджете необходимо приобретать примерно равные по качеству звучания музыкальные инструменты. Можно, конечно, сэкономить и приобрести синтезатор стоимостью не 20-25 тыс. руб., а до 10 тыс. руб., но тогда разница между звучанием связки “электрогитара + комбик Marshall”, ударной установки за 20 тыс. руб. и таким синтезатором будет такой, что последний захочется просто выключить и больше никогда не включать. Если не хватает средств на покупку хорошего синтезатора, то лучше вообще его не покупать, и потратить остаток суммы на увеличение качества звучания самого слабого звено в связке “электрогитара – бас-гитара – ударная установка” или оборудования, чем приобрести что-то выпадающее из общего звучания.

Ударная установка

Здесь существует два варианта – акустическая или электронная ударная установка. Электронная ударная установка начального уровня стоит порядка 40 тыс. руб., но зато в условиях плохой акустики помещения студии и актового зала в школе она позволит получить более качественный звук, нежели акустическая ударная установка. С другой стороны за такие деньги можно приобрести очень неплохую и полностью укомплектованную акустическую ударную установку. Иначе говоря, электронная ударная установка – ощущения от игры, отдаленно напоминающие ощущения от игры на акустической ударной установке, многообразие электронных звуков (функциональность) и простая запись, а акустическая ударная установка – реальность ощущений и акустический звук (звукозапись акустических барабанов очень непростое занятие). Поскольку бюджет школьной студии крайне ограничен, то при покупке барабанной установки будут отталкиваться от цены. Для школы оптимальным будет приобретение акустической ударной установки за 13-15 тыс. руб., комплекта игрового железа к ней – 6 тыс. руб., педаль – 2,5 тыс. руб., стульчик – 2 тыс. руб. – это базовый комплект. Если обучающийся барабанщик захочет получить большее качество от игры на ней и звучание, то он сам может купить себе кардан, малый и железо, и приходить с ними на занятие.

Поскольку в школьной музыкальной студии могут обучаться дети, у которых нет своего инструмента (и не известно, когда он у них появится), то в студии должны быть штатные электроинструменты – электрогитара, бас-гитара и синтезатор.

Электрогитара и бас-гитара. Эти электроинструменты настолько индивидуальны, что по их выбору можно дать лишь один совет – универсальность и стоимость от 10 тыс. руб. Универсальность означает, что не нужно покупать электрогитару в форме паука, стрелы, звезды, с активной электроникой, полуакустику, Gibson и др. Электрогитара Ibanez (1 хамбакер у бриджа и 2 сингла) за 9-10 тыс. руб. будет неплохим универсальным решением. Тоже можно сказать и о бас-гитаре. Нет смысла покупать 5-ти струнную бас-гитару, бас-гитару с активными датчиками или с увеличенной мензурой где требуется хорошая растяжка пальцев левой руки для игры на первых ладах. В районе 10-11 тыс. руб. можно подобрать некоторый универсальный инструмент, который будет удобен тому или иному ученику. Покупать в студию более дешевые электрогитары (за 5-6 тыс. руб.) не рекомендуется, поскольку среди них крайне редко попадается что-то более или менее подходящее, а дети, как я считаю, должны учиться играть на более или менее подходящем для занятий (а не дешевом) инструменте.

Синтезатор. На страницах нашего сайта мы неоднократно говорили о том, что для школьной музыкальной студии в общем случае подойдет любой синтезатор с автоаккомпанементом в пределах 20-25 тыс. руб. (только не Casio!).

Принадлежности

Принадлежности – это то, на чем можно и сэкономить, но небольшая экономия на них рано или поздно приводит к большим проблемам. Можно, конечно, дать барабанщику фанерную табуретку, положить синтезатор на парту, а гитары ставить на пол и прислонять к стене, но лучше так не делать, а приобрести необходимые принадлежности.

Стульчик для барабанщика. Здесь можно выбрать что-то в пределах 1500-2000 руб.  

Стойка для микрофона. Более или менее приличную стойку можно приобрести за 1300-1500 руб. Стойки в районе -700-900 руб. не отличаются долговечностью, хотя и дорогую стойку можно “скрутить”, если изменять ее высоту без ослабления фиксирующих винтов.

Стойка для клавиш. Для легких клавиш можно приобрести одноуровневую Х-образную стойку Proel (1000 руб.), но для дорогого инструмента лучше использовать усиленную стойку в форме “2X”, чтобы значительно уменьшить  вероятность падения инструмента, даже если его кто-то случайно заденет.

Стойки для гитар.  Это весьма необходимое оборудование, но о нем часто забывают. Без стоек Вы не раз увидите, как падают электрогитары и как часто они расстраиваются, после того, как их прислонили колками к стене или полу. Простые одиночные стойки с держателем грифа стоят порядка 350 руб. Кроме студийных гитар в студии будут находиться гитары музыкантов, которые не хотят их постоянно носить с собой, поэтому на практике потребуется 6-7 одиночных стоек.

Шнуры. Инструментальные шнуры (моноджеки - 250-400 руб.) имеют свойство часто выходить из строя и теряться, поэтому в студии их должно быть достаточное количество – 8-10 шт. разной длины, чтобы в один прекрасный момент не удивиться, а что это у нас только один рабочий шнур из трех остался, а как подключить педаль эффектов? Для синтезатора необходимо использовать специальный стерео шнур: стереоджек – два моноджека.

Чехлы для гитар и клавиш. Здесь все индивидуально, но инструменты лучше хранить в чехлах, особенно длительное время. Звучание струн гитар от пыли ухудшится, а клавиши будут работать, но запыленный (а часто грязный) внешний вид не доставляет большого удовольствия играть на таком инструменте. Для этого не обязательно покупать дорогие чехлы, что-то можно найти по 700-800 руб.

В таблице ниже приведен примерный перечень и стоимость оборудования, музыкальных инструментов и принадлежностей для школьной музыкальной студии.

Название  Кол-во   Цена   Сумма 
Оборудование      
Гитарный комбик 2 14000 28000
Басовый комбик 1 14000 14000
Усилительный комплект 2*250 Вт (усилитель + 2 акустические системы) 1 17000 17000
Микшер на 12 каналов 1 10000 10000
Микрофон 2 1500 3000
Стойка для микрофона 2 1200 2400
Инструменты      
Ударная установка (укомплектованная) 1 20000 20000
Электрогитара 1 10000 10000
Бас-гитара 1 10000 10000
Синтезатор 1 20000 20000
Принадлежности      
Стульчик для барабанщика 1 2000 2000
Стойка для гитары 6 350 2100
Стойка для клавиш 1 1200 1200
Инструментальный шнур 6 300 1800
Микрофонный шнур 2 300 600
Чехол для инструмента 3 1000 3000
Удлинители 5 300 1500
Компьютер с монитором 1 20000 20000
Музыкальный центр 1 3000 3000

Итого получается порядка 170 тыс. руб. На практике можно оборудовать студию и за 50-60 тыс. руб., потому что из инструментов можно приобрести только б/у ударную установку (10 тыс. руб.), какой-то музыкальный центр и компьютер в школе найдутся, да и усилительный комплект с прошлых времен тоже может быть. Также можно на первое время ограничиться одним гитарным комбиком. А со временем можно будет проводить дооборудование студии.

«...назад вперед...»

Александр Страшко
admin@starport.ru
09.12.08

Copyright © 2006 Мы и Музыка
Яндекс.Метрика