Разделы
Мы и Музыка
Рубрики

Организация обучения в школьной музыкальной студии

«...назад вперед...»

Организация обучения в школьной музыкальной студии

«...назад вперед...»

В начале курса мы выяснили, что без индивидуальных занятий преподавателя с учеником теоретически невозможно научить ученика игре на музыкальном инструменте. Но многие дети достигают неплохих результатов. Как это возможно? Очень просто - благодаря интересу, личностному развитию и труду самого ученика.

Интерес

Слово “интерес” стоит на первом месте неслучайно, поскольку обучение в школьной музыкальной студии основывается на интересе ученика. Интерес должен проявиться сразу, как только школьник вошел в музыкальную студию, и поддерживаться на всем протяжении обучения его в музыкальной студии. Для этого преподаватель должен подогревать интерес учащихся, показывая своё умение игры на музыкальном инструменте. Идеальный случай, когда группа преподавателей вместе со старшими учащимися выступают совместно. Тогда начинающие музыканты видят и слышат, как играют преподаватели и более опытные сверстники и у них появляется интерес и желание тоже научиться играть на музыкальном инструменте.

Чтобы интерес к занятиям у ученика не пропадал, необходимо предложить ему несколько больше, чем разучивание одной и той же песни в течение 6 месяцев. Для этого можно пригласить знакомого музыканта, который покажет свою технику игры и чего-то покажет ученику, возможность принять участие в организации и проведении концертов, дискотек, поездки на выставки музыкального оборудования и в магазины для приобретения инструментов, чайные паузы и мн. др. Это не может дать детям ни ДМШ, ни коммерческие студии! А музыкальная студия в школе – намного больше, чем просто репетиции!

Пример

Примерважнейшая составляющая обучения игре на музыкальном инструменте. Историей доказано, что наибольший эффект обучения достигается при использовании метода “теория – пример – практика”. Примеры позволяют ученикам шире посмотреть на музыку и выйти из заученных шаблонов, в которых они могут находиться долгое время. Бывает, что преподаватель “стесняется” или боится показать пример ученикам, чтобы не “упасть в их глазах”. Но тогда лучше вообще не браться за обучение, поскольку словами научить играть на музыкальном инструменте невозможно. Идея обучения как раз и заключается в подражании. Поэтому качественный пример – необходимое условие для качественного подражания и обучения в целом.

Личностное развитие

К занятиям в музыкальной студии и самостоятельному осваиванию музыкального инструмента способствует психология детей в возрасте от 12-16 лет, когда у них усиливается потребность показать себя и чем-то выделиться среди остальных. Необходимо дать возможность ученику проявить себя в новом интересном занятии - музыке. Известны многие случаи, когда дети, которые никак не проявляют себя в учебе, имеют статус “хулиганов” и “неучей”,  становятся неплохим музыкантами или выбирают свою деятельность, связанную с музыкой.

Специфика музыки как области знаний

Специфика музыки как области знаний заключается не только в необходимости индивидуального обучения, но и в том, что она входит в группу предметов, изучающих окружающую человека природу, доступную на уровне чувств. Если взять программу обучения детей в средней общеобразовательной школе, то нетрудно заметить, что большинство предметов (математика, физика, химия, история и др.) дают детям достаточно абстрактные “модельные” знания, для применения которых в жизни требуются специальные условия или серьезный умственный процесс. Детям не хватает именно “природных” дисциплин – рисование, музыка, труд, физкультура. Для этих дисциплин характерна большая свобода, и то, что их навыки сразу видны в жизни. Поэтому необходимо процесс обучения в музыкальной студии строить  так, чтобы дети видели свои достижения, что ещё больше заинтересует их, поскольку интересно то, что получается. Музыка, как и другие “природные” предметы, интересны тем, что это практический предмет, в отличие от теоретических предметов (физика, математика и др.). Можно сказать так, музыка детям интересна своей практикой, а не теорией. Поэтому именно практической стороне вопроса необходимо уделить основное внимание в процессе обучения. Хотя основы нотной грамоты давать детям нужно.

Обратная связь

Обратная связь требуется в процессе любой деятельности или обучения. Без обратной связи не получится проверить правильность и эффективность обучения. В нашем случае в качестве обратной связи выступают репетиционные и концертные записи, а также отзывы слушателей. То есть, запись – одно из важнейших составляющих успешного обучения в музыкальной студии. Записи необходимо прослушивать вместе с преподавателем, который поможет выделить характерные ошибки и объяснить, как их можно исправить. Можно сказать так, запись – теоретические достижения, а отзывы слушателей – практические. Отзывы слушателей могут быть положительными даже в случае большого количества ошибок, поэтому их отзывы – необходимое, но не достаточное условие для оценки качества игры.

Обратная связь играет большую роль не только в процессе обучения, но и необходима для поддержания хороших отношений между руководителем студии и администрацией школы. Если в течение года учащиеся музыкальной студии не приняли участие ни в одном школьном мероприятии, то у администрации школы возникают логичные вопросы, а чем это там дети занимаются, на что мы потратили деньги из бюджета школы и зачем вообще нашей школе нужна эта студия?
Поэтому процесс обучение в школьной музыкальной студии состоит из следующих моментов:

  • Репетиции в музыкальной студии
  • Репетиции дома
  • Участие в школьных мероприятиях (обратная связь)
  • Участие в районных и городских мероприятиях (обратная связь)

Первый, третий и четвертый пункты обязательны в работе школьной музыкальной студии. Поэтому, руководитель студии должен объяснить детям, что кроме приятного провождения времени, общения и занятий “для души” нужно будет готовить программу выступлений на различных школьных и других мероприятиях.

Обучение группы школьников

Если при индивидуальном обучении детей в школьной музыкальной студии никаких дополнительных сложностей не возникает, то обучение школьников игре в составе музыкальной группы имеет ряд нюансов, один из которых – желание играть только с определенными детьми. В ДМШ и музыкальной студии в большинстве случаев дети не знают друг друга, поэтому, в общем случае, им не важно, с кем они будут играть в музыкальной группе. В школе дети достаточно хорошо знают друг друга и поэтому хотят играть в одной группе со своими друзьями. Это могут быть дети из одного класса или из параллельного, или просто друзья. При этом возникают ситуации, когда из-за ссоры один человек или группа детей не захотят играть вместе. В этом случае преподавателю студии приходится проявлять свой талант педагога, чтобы последствия разногласий не причиняли вреда всему делу, поскольку даже маленький повод может привести к распаду всей группы. Поэтому лучше заранее поговорить с детьми по поводу ответственности и иметь запасной вариант.

Ответственность проявляется в том, чтобы заранее предупреждать преподавателя и руководителя своей музыкальной группы о возможности или невозможности участия в чем-то, например, в предстоящей репетиции или концерте.

Запасной вариант заключается в возможности замены музыканта одной группы музыкантом из другой группы, например, если барабанщик не может выступить на школьном концерте, поскольку в этот день у него спортивные соревнования, то нужно провести несколько репетиций с барабанщиком из другой группы, чтобы он смог его заменить на это выступление. Что делать, если всё равно одного или несколько музыкантов не хватает для выступления группы на концерте? В этом случае преподаватель должен выучить партию отсутствующего музыканта, а в случае необходимости даже пригласить своих знакомых музыкантов. Дети достаточно ответственно и трепетно относятся к различным музыкальным мероприятиям, поэтому крайне болезненно относятся, если их выступления отменяются, особенно, если они долго к ним готовились или это важно для них.

Другой момент заключается в необходимости создания музыкальных групп с разным уровнем подготовки и разных направлений. Тогда успевающего ученика можно будет перевести в состав более сильной команды. Если ученик, который добился неплохих результатов, видит, что в школьной музыкальной студии нет музыкантов с необходимым ему навыком игры или никто больше не хочет играть в этом стиле (или этот стиль не является подходящим в рамках школы), то он будет искать группу вне школы и уйдет из школьной музыкальной студии.

«...назад вперед...»

Александр Страшко
admin@starport.ru
05.10.08

Copyright © 2006 Мы и Музыка
Яндекс.Метрика