Разделы
Мы и Музыка
Рубрики

Практические основы обучения в школьной музыкальной студии

«...назад вперед...»

Практические основы обучения в школьной музыкальной студии

«...назад вперед...»

Особенность обучения в школьной музыкальной студии заключается в ее доступности для всех. В ДМШ ребенка могут не взять, если он не прошел прослушивание, в коммерческой студии при наличии мест за деньги возьмутся обучать любого ребенка. Школьная музыкальная студия должна по возможности принимать на обучение любого школьника, который хочет научиться играть на музыкальном инструменте. Поэтому руководитель студии будет заниматься с детьми, которые имеют разный уровень подготовки: начиная от тех, кто никогда не обучался музыке, и заканчивая выпускниками ДМШ с весьма хорошим уровнем подготовки. Понятно, что создать музыкальную группу из учащихся с принципиально разным уровнем подготовки не получится, поскольку неопытного ученика нужно сначала хотя бы научить основам игры на музыкальном инструменте. Поэтому процесс обучения в школьной музыкальной студии в общем случае будет состоять из двух ступеней обучения:

  • На первой ступени происходит обучение учеников основам игры на музыкальных инструментах и нотной грамоте.
  • На второй ступени происходит формирование и обучение игре в музыкальных группах

Данное разделение на ступени обучения весьма условно, поскольку нужно учитывать и дополнительные моменты, например, возраст и задача. Предположим, что в студии хотят заниматься два школьника, которые никогда раньше не занимались музыкой, но одному из них 15 лет (8 класс), а другому 18 (11 класс). В первом случае у школьника есть в запасе 1-2 года, в течение которых он может не спеша обучаться основам игры на музыкальном инструменте, но у ученика 11-го класса такого времени нет. В первом случае время позволяет дать более или менее подробный курс нотной грамотности и основательнее научить игре на музыкальном инструменте, то во втором случае необходимо осуществить экспресс-обучение для того, чтобы выпускник мог что-то практически сыграть на последнем звонке или выпускном. Поэтому обучение на первой ступени относится к младшим школьникам и начинается с 14-15 лет.

Для более эффективного обучения учеников на каждой из ступеней необходимо, чтобы в школьной музыкальной студии работало два преподавателя. Один преподаватель индивидуально занимается с младшими детьми, а второй – с музыкальными группами. Почему это важно? Дело в том, что процесс индивидуального обучения основам игры на музыкальных инструментах, с точки зрения игры в составе музыкальной группы, является теорией, а игра детей в составе музыкальной группы – практикой. Поэтому, для обучения детей на первой ступени преподаватель музыкальной студии должен иметь классическое музыкальное образование по классу “фортепиано” или “классическая гитара”, а для обучения на второй ступени он, помимо этого, должен быть грамотным практиком - музыкантом мульти-нструменталистом, композитором-аранжировщиком. Это важно, поскольку, владея только одним инструментом, например, гитарой, преподаватель не сможет повысить качество игры клавишника и барабанщика, а, если он не обладает навыками композитора-аранжировщика, то это существенно затруднит создание школьной группой своего собственного репертуара, поскольку он не сможет им в этом помочь.

Первая ступень обучения

Процесс обучения навыкам игры на музыкальных инструментах на первой ступени осуществляется индивидуально или в небольших группах. В первом случае преподаватель занимается индивидуально с каждым учащимся, во втором случае занятие производится с группами, состоящими из 2-5 учащихся. Преимущество индивидуального занятия заключается в возможности обучения игре на любом музыкальном инструменте и более качественный процесс обучения, поскольку все внимание преподавателя сосредоточено на одном ученике. Преимущество занятий с малой группой заключается в возможности одновременного обучения нескольких учеников, но обучение возможно проводить только на определенных инструментах и его качество будет ниже. Например, провести обучение игре на классической гитаре с небольшой группой учеников возможно, а вот обучение игре на клавишных или ударной установке – нет.

Поскольку один преподаватель студии по определению не может уделить необходимое внимание 10-15 ученикам и качественно показать детям основы игры на разных музыкальных инструментах, то существенно увеличить эффективность процесса обучения в музыкальной студии можно, если привлечь к нему, например, знакомых музыкантов, которые, по мере возможности, смогут приходить в студию, чтобы показать детям основные навыки игры на музыкальных инструментах и проконтролировать их правильное использование.

Мы не будем останавливаться на специфике обучения детей игре на том или ином музыкальном инструменте, но хочу заметить, что обучение игре на ударной установке и бас-гитаре отличается от других тем, что оно сразу должно быть нацелено на игру в составе музыкальной группы, поскольку гитара и клавиши могут звучать как в составе группы, так и индивидуально, а бас-гитара и  ударная установка – только в составе группы.

Вторая ступень обучения

Сюда принимаются подготовленные учащиеся и старшеклассники, которые хотят играть в составе музыкальной группы. Дети 17-18 лет могут быстрее научиться основам игры на музыкальных инструментах чем дети 14-15 лет, поскольку в общем случае они и интеллектуально, и физически развиты лучше, что для занятий музыкой имеет большое значение.

Обучение детей на второй ступени (игре в составе группы) происходит по классической схеме – выбор популярной песни, разучивание ее, и выступление. Это эффективная схема с мощной обратной связью, поскольку:

  1. Дети разучивают песню, которая им более или менее нравится
  2. Ее можно достаточно быстро разобрать, поскольку можно найти пример и аккорды
  3. Дети могут сравнить звучание песни в оригинале со своим исполнением
  4. Они выступают на школьном концерте с известной песней, и администрации школы видит и слышит, что дети в студии (и сама студия) занимаются делом.
  5. Родители детей также видят и слышат успехи своих детей, а это не маловажно, поскольку многие родители не поддерживают увлечение своих детей музыкой и даже запрещают им ходить на занятия в музыкальную студию.
  6. Демонстрация – естественная потребность ребенка показать себя и свои навыки. Поэтому помимо обычных репетиций нужно проводить занятия, в которых ученик мог бы показать то, что он выучил дома или ему нравится. В этом случае преподаватель может взять в руки инструмент и подыграть ученику. Эффект такого занятия будет весьма сильным.

    Пример. Дети готовят песню для выступления. Но зачастую она нравится далеко не всем. Например, гитаристу больше нравится рок, а не поп-музыка, а барабанщик “горит желанием” сыграть быстрый ритм. Если не давать детям возможности поиграть “для настроения”, то очень скоро репетиции будут восприниматься не как интересное занятие, а как необходимость, и интерес к занятиям в музыкальной студии пропадет.

    В процессе обучения очень часто возникает ситуация “бег на месте”, когда ученики вроде бы освоили игру на музыкальных инструментах, но не настолько, чтобы им нравилась совместная игра. Например, барабанщик не держит ритм, не попадает в долю или стиль его игры не вписывается в общую композицию. Тогда преподаватель должен сам сесть за инструмент и проиграть композицию вместе с остальными участниками группы. Это поможет по-новому услышать всю композицию и пробудить желание детей доделать её до определенного результата.

    Наблюдая за тем, как происходит совместная деятельность двух людей я вывел так называемый “эффект профессионала”. Суть его заключается в том, что для успешной совместной деятельности достаточно, чтобы один из двух человек обладал достаточно хорошим навыком в этой деятельности, а другой мог выполнять самые простые действия при этой деятельности. Упрощенно это можно представить так. Предположим, что первая пара людей имеет навык по 30 единиц, а другая пара - 80 и 10 единиц. Может показаться, что деятельность первой пары будет эффективнее второй, поскольку 10 единиц - крайне слабый уровень даже относительно 30 единиц. Но на практике может получиться так, что первая пара вообще не сможет выполнить совместную деятельность, тогда как вторая добьется неплохих результатов. Наглядный пример – игра в бадминтон двух детей с определенным навыком игры или одного ребенка с минимальным навыком и одного взрослого с хорошим навыком. Наблюдая игру второй пары, создастся впечатление, что неопытный ребенок играет лучше детей из первой пары. Но не это главное. Важно то, что ребенку кажется, что он достаточно хорошо играет в бадминтон, это занятие ему нравится и вызывает интерес.

    Тот же эффект можно получить и в том случае, когда преподаватель или опытный музыкант будет играть вместе с учениками. На практике я не раз наблюдал, как дети с необыкновенным вдохновением и интересом бросались разучивать песню, после того, как они вместе с опытным музыкантом проиграли ее, ходя еще десять минут назад они готовы были бросить занятие, потому что “ничего не получается”. В этом и заключается талант преподавателя, чтобы вовремя показать ключевые моменты, благодаря которым ученикам станет интересно играть друг с другом.

    Александр Страшко
    admin@starport.ru
    05.10.08

Copyright © 2006 Мы и Музыка
Яндекс.Метрика