Разделы
Мы и Музыка
Рубрики

Тональности

«...назад вперед...»

Параллельными называются тональности противоположного наклонения, имеющие одинаковые знаки при ключе.

Параллельные тональности до-мажор и ля-минор

Рис. 1. Параллельные тональности до-мажор и ля-минор.

В до-мажоре и ля-миноре используются одни и те же ступени, что наводит на мысль о какой-то связи между ними. Связь тональностей друг с другом зависит от степени их родства. В первой степени родства находятся тональности, тонические трезвучия которых принадлежат к числу общих аккордов. На рис. 2 показаны трезвучия от всех ступеней в тональности до-мажор и ля-минор.

Трезвучия в родственных тональностях

Рис. 2. Трезвучия в родственных тональностях.

Тоническое трезвучие в до-мажоре (показано синим цветом) является аккордом от III ступени в ля-миноре, а тоническое трезвучие в ля-миноре (показано красным цветом) является аккордом VI ступени в до-мажоре. То есть, один и тот же по строению аккорд выполняет разные функции в той или иной тональности. Например, мажорное трезвучие от ступени до в тональности до-мажор выполняет функцию тоники, а в тональности ля-минор - доминанты.

Во второй степени родства находятся тональности, которые имеют хотя бы одно общее, но не тоническое трезвучие.

Тональности  второй степени родства до-мажор и ре-мажор

Рис. 3. Тональности второй степени родства до-мажор и ре-мажор.

В третьей степени родства находятся тональности, которые не имеют общих трезвучий.

Степень родства тональностей обуславливает возможность и характер перехода из одной тональности в другую, что позволяет разнообразить гармонию. Переход из одной мажорной тональности в другую мажорную тональность позволит получить новые оттенки весёлого настроения. Переход из мажорной тональности в минорную и наоборот приводит к смене настроения. Если текст куплета песни содержит грусть, а припев - радость, то логичнее куплет играть с минорным наклонением тональности, а припев - с мажорным.

Чем больше общих трезвучий имеют тональности, тем проще и разнообразнее можно осуществлять переходы между ними, так как в самом простом случае переход осуществляется через общее трезвучие, которое имеет разную функциональность в одной и в другой тональности. Например, можно в одной тональности сыграть полный гармонический оборот, а затем после субдоминанты сыграть аккорд, который в новой тональности является доминантой. Это позволит направить тяготение к новой тонике. Сыграйте оборот C->F->D#->G, чтобы услышать это.

В современной музыке наиболее часто встречается параллельный переменный лад, в котором попеременно действуют параллельные мажорные и минорные тональности. На предыдущей странице было показано как аккорд определяет новый центр притяжения, который существует наряду с исходным ладовым центром и подчиняется ему. В параллельном переменном ладе происходит смещение самого ладового центра и явно чувствуется присутствие то одной тоники, то другой.

Пример 1.

скачать

Мелодия может сама смещать центр лада, но без аккомпанемента услышать это не так просто.

Пример 2.

скачать

«...назад вперед...»

Александр Страшко
admin@starport.ru
30.01.11

Copyright © 2006 Мы и Музыка
Яндекс.Метрика