В заключение данного курса давайте обобщим всё то, что было сказано ранее. Музыкальную систему нельзя увидеть и это затрудняет её изучение. Но её можно представить в виде системы объектов, которые имеют свойства, выполняют те или иные функции и несут в себе определенный смысл. Звук - это наименьший элемент музыкальной системы. Существует огромное количество звуков, отличающихся друг от друга по высоте. Система звукоряда выделяет из всего множества звуков ряд звуков, которые становятся ступенями звукоряда, и определяет названия основных ступеней. Благодаря делению звукоряда на октавы каждая основная ступень звукоряда приобретает уникальное название. Система равномерно-темперированного строя дополняет звукоряд производными ступенями и присваивает каждой ступени звукоряда определенную частоту. Звукоряд и строй можно рассматривать в качестве одной статичной системы, которая остаётся неизменной в течение длительного времени.
Ступени имеют ряд неизменных и изменяемых свойств. К неизменному свойству ступени относится частота, а основные ступени звукоряда обладают ещё и неизменным названием. Названия производных ступеней изменяются в зависимости от используемой тональности. В одной тональности первая производная ступень будет называться до-диез, а в другой - ре-бемоль. Порядок следования ступеней в звукоряде остаётся неизменным, а порядковый номер ступеней зависит от используемой тональности. В тональности до-мажор ступень до будет первой, а в тональности ля-минор - третьей. Функциональность и смысл ступени меняется в зависимости от её окружения. Например, в тональности до-мажор ступень до - это тоника и опора лада, а в тональности соль-мажор - субдоминанта. Относительно до-мажорного трезвучия ступень ми является аккордовым звуком (устойчивым) звуком, а относительно ре-мажорного трезвучия - неаккордовым (неустойчивым). В качестве терции ступень позволяет определить вид аккорда - мажорный или минорный, а в качестве квинты - нет. Если говорить о смысле, то одна и та же ступень может использоваться для выражения разного настроения и чувств. В зависимости от окружающих ступеней данная ступень может быть скачком или плавным переходом. В мажорном ладе ступень может использоваться для создания весёлого настроения, а в минорном - грустного и наоборот. Метр и ритм также оказывают влияние на смысловую составляющую ступени. В одном случае ступень будет показывать равномерное движение, в другом - участвовать в ускорении или замедлении.
Ступень может существовать в неподвижной или подвижной системе. Если вся композиция построена в одной тональности, то в таком случае объект "тональность" является статичным. Если же в композиции используется параллельный переменный лад, происходят отклонение в другую тональность, то объект "тональность" становится подвижным.. Чем больше изменений происходит в заданный интервал времени, тем более подвижной является система. Тоже самое можно сказать и о связке аккорда и ступени.
В случае использования фортепиано звукоряд и ступени приобретают наглядное представление: звукоряд - клавиатура, а ступени - клавиши. Применительно к настроенному фортепиано клавиши имеют ряд неизменных свойств: первое - название, второе - частота, третье - порядок их следования друг за другом. Неважно, в каком ладу, тональности, аккорде или интервале используется клавиша - эти её свойства останутся неизменными. Однако ступень и клавиша не имеют однозначного соответствия. В одном случае клавише до будет соответствовать ступень до, а в другом случае - си-диез.
При описании музыкальной системы можно использовать различные модели, но в общем случае она представляет собой множество движущихся или неподвижных элементов (систем), взаимодействующих друг с другом, в результате чего из множества звуков рождается музыка.
Александр Страшко
Вконтакте
30.01.11