Разделы
Мы и Музыка
Рубрики
Основы практической теории музыки«...назад вперед...»

Квадрат

Если вы планируете более или менее серьезно заниматься эстрадной музыкой, то необходимо познакомиться с одним из фундаментальных понятий её гармонии - квадратом. Квадратам в музыке уделяется незаслуженно мало внимания и первое занятие по данной теме представляет собой подробное введение в практическую теорию квадратов.

Вы, наверно, обратили внимание на то, что в наших обучающих материалах дано мало упражнений в чистом виде. Что же используется вместо них? Импровизации на основе квадратов! Квадраты можно воспринимать на слух или рассчитать математически, если с первым возникают сложности. Теоретически, наличие развитого слуха и чувства ритма достаточно для того, чтобы слышать и чувствовать квадраты, но на практике мне приходилось сталкиваться с тем, что у обладающего слухом и чувством ритма музыканта возникали сложности с их игрой.Квадраты основываются на гармонических оборотах, но это не одно и тоже.

Термин “квадрат” (музыкальный квадрат) возник в джазовой музыке, в связи с чем он чаще всего употребляется при разговоре о джазе и ассоциируется с джазом. Более того, немало музыкантов связывают понятие квадрата (как и импровизации) только с некоторыми стилями - джаз, блюз, рок-н-ролл. “Квадраты в поп-музыке” - эта фраза звучит странно и непривычно, а между тем именно в ней они слышны лучше всего, если не принимать во внимание "квадратное" творчество ди-джеев.

Квадрат действительно является фундаментальной основой джаза, но я рекомендую выйти за эти рамки и воспринимать квадрат как основу для импровизации в любом стиле и как основу для творческого подхода к освоению игры на музыкальных инструментах. Важно учиться играть в разных стилях, но также важно при этом учиться играть квадраты, так как они определяют форму композиции. Если на листе бумаги нарисовать контуры объектов, то уже можно понять, что нарисовано. Если же формы нет, то получается абстракционизм. Также и в музыке.

Квадрат - это многозначный термин. Для лучшего понимания того, что это такое, необходимо начать с его определения в джазе, которое наиболее точно и полно выражает суть:

Квадрат - это законченная функционально-гармоническая структура определенного масштаба (восьмитакт, двенадцатитакт, шестнадцатитакт и т. д.), лежащая в основе темы, на которую исполняется импровизация.

Из этого определения следует два важных момента:

  • Квадрат - это не аккомпанемент и не мелодия (как можно ошибочно считать), а структура, которая должна быть законченной.
  • Данная структура  состоит из двух составляющих - функционально-гармонической, являющейся качественной характеристикой, и тактовой - количественная характеристика.

Импровизация нередко представляет собой мелодическую линию, и может показаться, что квадрат является аккомпанементом. Это не так. Квадрат, в первую очередь, - это воображаемый гармонический план (каркас), на котором основываются партии инструментов. Именно основываются, а не повторяют в точности, как это происходит, например, при игре по нотам. Допустимая степень отклонения от этого гармонического плана различна. Например, схема квадратичного периода (квадрата) классического 12-тактового блюза выглядит так:


Такты
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Аккорды I6 IV7 I6 I7 IV7 IV7 I6 I7 V7 IV7 I6 V7
Функциональный каркас T S D T

Схема 1. Квадрат классического 12-тактового блюза. Здесь I6 - мажорное трезвучие с секстой от первой ступени, IV7 - мажорный септаккорд от четвертой ступени и т.д.

Если заменить аккорды с секстой и септимой на трезвучия, то характерного звучания блюза уже не будет (если у дерева обрубили все ветки, то у него останутся корни и ствол, но это уже не будет деревом). Если же заменить на трезвучия только аккорды с секстой, то характер звучания гармонической основы станет беднее, но при этом “блюзовость” в звучании останется. В первом случае отклонение от гармонического плана приводит к изменению стиля, а во-втором - к одной из  вариации исходного стиля.

Следует различать квадрат и его практические реализации. Например, гитаристам хорошо известен гармонически оборот Am - Dm - E - Am. Это квадрат? Если сказать точно, то это одна из практических реализаций квадрата, основанной на функциональной схеме  T - S - D - T или  ладового функционального аккордового шаблона Im - IVm - V - Im.

Получается, что квадрат может существовать как в воображении музыканта, так и на практике в виде записанной или сыгранной последовательности аккордов? Да. В зависимости от восприятия квадрата будут раскрываться и его возможности. Восприятие квадрата в виде воображаемого плана даст несравненно больше творческих идей по сравнению с тем случаем, когда музыкант воспринимает квадрат только на листе бумаги и в конкретных аккордах.

На схеме 1 видно, что показанный квадрат состоит из определенного числа тактов - 12 тактов, и в нем используется определенная последовательность функциональных аккордов. Вместе эти составляющие образуют форму - форму квадрата классического блюза. Если сыграть другое количество тактов или эти же аккорды в другой последовательности, то это уже не будет квадратом классического блюза. Такая жесткая привязка формы квадрата к стилю существует не везде, но знание таких характерных квадратов позволяет чувствовать себя увереннее при импровизации в разных стилях.

А не проще ли было записать схему 1 при помощи конкретных аккордов, например, в тональности ля-мажор? Да, запись квадрата аккордами - A6, Dm7, E7 и др. будет восприниматься проще, но, если вы хотите понять суть квадратов и вообще гармонии музыки, то необходимо абстрагироваться от частностей и конкретных аккордов, что ограничивает свободу творчества.

Законченность структуры квадрата означает то, что музыкальное повествование на ее основе имеет логичное завершение. Что означает логичное завершение в музыке? Возьмем, например следующее предложение:

Иван Иванович купил футбольный мяч.

Мысль понятна. А вот что получится, если предложение не закончено:

Иван Иванович купил.

Что Иван Иванович купил? Или:

Иван Иванович купил футбольный.

Большинство читателей решит, что Иван Иванович купил футбольный мяч. Но он мог купить и футбольный клуб.

Незаконченность в музыке будет восприниматься на слух как нелогичное и незаконченное музыкальное повествование, вызывающее вопросы и дискомфорт при прослушивании, например, куплет не допет, а музыканты уже играют припев или не в том месте прозвучала барабанная дробь. Здесь возможны два случая: либо ошибка существует в исходной структуре (форме) квадрата, либо форма квадрата составлена правильно, а ошибка возникла при его игре.

Если квадрат закончен, то переход к его повторению или игре другого квадрата происходит логично, без швов и разрывов. Из этого, в частности, следует то, что квадрат может многократно повторяться без нарушения музыкального движения. Это обстоятельство позволяет контроллировать правильность игры квадрата - начало квадрата должно находиться в его первом такте и не смещаться в процессе повторов.

Перейдем к составляющим структуры квадрата.

Количественная составляющая - это количество тактов в квадрате. В ди-джеинге принято считать, что квадрат состоит из кратного четверке числа тактов - 4, 8, 12, 16 и т.д. Но это не обязательно. Возможны квадраты, например, из 2, 6, 10 тактов. В определении квадрата говорится о масштабе структуры, а не о количестве тактов в нём. Для начала важно понять, что при разговоре о квадратах в музыке, в первую очередь, речь идет о форме. Не треугольник, не прямоугольник, не ромб, не линия, а именно квадрат. Как геометрическая фигура он наиболее точно описывает ряд свойств музыкальной системы, по причине чего и был выбран в качестве модели.

Функциональная и гармоническая составляющие в квадрате тесно связаны между собой, поэтому в определении говорится о функционально-гармонической, а не функциональной и гармонической структуре. Разберемся с этим подробнее.

Одним из значений термина гармония является приятное на слух сочетание звуков.  Сочетанием звуков можно назвать, например, одновременное звучание нескольких звуков. Но приятными на слух будут далеко не любые сочетания звуков. Растопырьте пальцы в разные стороны и нажмите ими клавиши на синтезаторе. Не думаю, что результат будет приятен на слух.

Функционально-гармоническая структура - это  не только гармоничное сочетание звуков, но еще и их функциональное сочетание. Несвязанные между собой красивые слова не образуют предложение:

Мир, небеса, прекрасное, удивительно.

Также не образуют квадрат несвязанные друг с другом аккорды. Связанная последовательность аккордовназывается гармоническим оборотом. Из этого следует то, что квадраты основываются на гармонических оборотах.

Функционально-гармоническая последовательность аккордов звучит гармонично и логично в музыкальном плане, что позволяет услышать и понять основу, на которую можно сыграть импровизацию уже со второго повтора квадрата. На нелогичную и непонятную основу гораздо сложнее что-нибудь быстро и гармонично сыграть. Придётся постоянно корректировать импровизацию, сглаживать возникающие ошибки и диссонансы.

Сочетания звуков (аккорды и др.) приобретают функциональность только тогда, когда они используются в контексте лада. То есть, нужно понимать, в какой тональности они играются, что является текущим тональным центром (тоникой).

Что еще может пониматься под квадратом? В ди-джеинге часто под квадратом понимается 4 такта. “Ди-джейский” квадрат является частным случаем джазового. Но различия существенны. “Ди-джейский” квадрат основывается на количественной характеристике - четыре такта, а джазовый, в первую очередь, на качественной - законченная функционально-гармоническая структура.

В общем случае ди-джейский квадрат тоже обладает функциональностью, но в отличие от джазового квадрата эта последовательность может и не быть законченной. Например, классический блюзовый квадрат состоит из 12 тактов - это законченная функционально-гармоническая структура, состоящая из 12 тактов. Ее можно количественно представить как 3 тактовых квадрата, каждый из которых выполняет свою функцию. Но это не значит, что три любых квадрата из четырёх тактов образуют вместе блюзовый квадрат.

На практике тактовые квадраты воспринимаются проще ”джазовых”, так как первые широко используются в популярной эстрадной музыке и у многих на слуху. Если вы ориентируетесь на популярную музыку - рок, поп и т.д., то практичнее пользоваться тактовыми квадратами с таким определением - это законченная функционально-гармоническая структура, состоящая из четырёх тактов. Чем квадрат с таким определением отличается от "ди-джейского"? Тем, что здесь явно указана качественная характеристика квадрата - функционально-гармоническая структура. При сочинении музыки и импровизации важно учиться строить осмысленные и законченные фразы, как при разговоре. Если брать за основу только количественную характеристику квадрата - 4 такта, то непонятно, а чем же их наполнять?

Задача ставится так: необходимо построить гармонический оборот, состоящий из 4-х тактов, который можно повторять сколь угодно долго. После отработки навыка его игры можно перейти к импровизации на него.

Квадрат является основой для импровизации, так как практическая реализация квадрата представляет собой определенную последовательность аккордов, благодаря чему,  в общих чертах, понятно, что нужно играть. Не стоит слишком сильно удивляться тому, как незнакомые музыканты могут свободно и гармонично импровизовать при совместной игре. Импровизаторы знают много квадратов и шаблонных фраз, которые пальцы, в результате ежедневных занятий, могут выдать на автомате. Даже если импровизатор не знает, какие аккорды используются в квадрате, то благодаря слуху, навыкам и опыту он может не только услышать и определить квадрат после его завершения, но и анализировать гармонию наперёд, подобно шахматистам, которые могут просчитывать варианты развития партии на несколько ходов вперед. Ошибки случаются, но можно технично изменить последующее звучание фразы и сгладить их.

Конечно, нюансы неизвестны, так как существует, например, несколько вариантов квадратов в разных стилях и не факт, что гитарист и клавишник изначально выберут один и тот же вариант. Но намного проще сообразить и начать импровизировать на квадрат с его второго повтора, чем выдать что-то вразумительное на последовательность красивых аккордов, которые рождаются в голове автора одному ему известным образом.

Как понять, что подразумевается под квадратом? Для этого нужно понятно изложить его количественную и качественную составляющие, а также начальные условия, например:

играем тактовый квадрат с использованием аккордов Am, F, B, E7 по одному аккорду в такте,  равномерно четвертями в размере четыре четверти, в темпе 80 таким-то приёмом (бой, перебор, аккордовая поддержка, бас и аккорд и т.п.)

Играем квадрат? Значит он повторяется:

| Am | F | B | E7 |  
| Am | F | B | E7 |
| Am | F | B | E7 |
| Am | F | B | E7 |

Получилось 4 одинаковых квадрата.

Можно, конечно, оперировать и тактами, но квадратами удобнее, так как вступления, куплеты, припевы, проигрыши и др.  чаще всего кратны квадратам. Современная музыка слишком квадратная? Да, так оно и есть.

Выходит, квадрат - это гармонический оборот (последовательность связанных аккордов), которые можно повторить без нарушения формы композиции? Да, можно сказать и так.

Если речь идет о тактовом квадрате, то он может быть незаконченным, например, играем 4 такта аккорд Am:

| Am | Am | Am | Am |

Это квадрат? В строгом смысле слова нет, но в общем смысле это квадрат, состоящий из 4 тактов. Аккорд Am - это содержание квадрата, а 4 такта - это форма квадрата. Чем отличается этот квадрат от такого:

| C | C | F | C | G | F | C | G |

Формой, законченностью и содержанием. Здесь квадрат состоит из 8 тактов и это неделимая последовательность. В тактах используются другие аккорды - другое содержание.

На практике законченные 4-тактовые квадраты используются реже, чем более крупного масштаба - 8, 10, 12, 16 и др, но в качестве тренировки и обучения “квадратостроению” в музыке они подходят хорошо. Задача состоит в том, чтобы сначала наработать умение строить 4-тактовые квадраты, а затем и последовательности квадратов, которые можно использовать для сочинения песен.

Помимо джазового, ди-джейского и тактового квадратов можно оперировать и функциональным квадратом, что даёт возможность увидеть гармоническую структуру без привязки ее к тональности и аккордам. Например, функциональный оборот T - SIV - SII - D можно исполнить в мажорном и минорном ладах, в большом количестве тональностей и с использованием разных аккордов. Функциональный квадрат - это своего рода функциональная схема гармонического оборота. Функциональные квадраты уводят в теорию, но не следует их избегать, так как они помогают построить математически гармоничные обороты, если возникают сложности с их построением на слух.

Обилие определений того, что такое квадрат в музыке, вносит путаницу, но для начала можно выбрать что-то одно. Гораздо важнее определений развитие навыка чувства квадратов, но перед этим мы ещё немного углубимся в практическую теорию и посмотрим, почему в качестве ассоциации был выбран квадрат, а не другая фигура.

Основы практической теории музыки«...назад вперед...»

Александр Страшко
Вконтакте
18.04.15

© 2006-2024 Мы и Музыка