Разделы
Мы и Музыка
Рубрики
Основы практической теории музыки«...назад вперед...»

Аккорды

Аккордом называется одновременное сочетание трёх и более музыкальных звуков. Одним из простейших типов аккордов является трезвучие – это аккорд, состоящий из трёх звуков, расположенных по терциям.

Поскольку трезвучие состоит из двух терций, каждая из которых может быть большой или малой, существует четыре вида трезвучий:

  • Мажорное (большое) трезвучие – большая терция + малая терция (б.3 + м.3). Крайние звуки - чистая квинта
  • Минорное (малое) трезвучие – малая терция + большая терция (м.3 + б.3). Крайние звуки - чистая квинта
  • Уменьшенное трезвучие – малая терция + малая терция (м.3 + м.3). Крайние звуки - уменьшенная квинта (тритон)
  • Увеличенное трезвучие – большая терция + большая терция (б.3 + б.3). Крайние звуки - увеличенная квинта

Виды трезвучий

Рис. 1. Виды трезвучий.

Тоны трезвучия имеют собственные названия, в соответствии с интервалом, который они образуют. Нижний тон – прима, средний – терция, верхний – квинта. Эти названия сохраняются при октавных перемещениях тонов.

Строение трезвучий позволяет увидеть ряд интересных моментов:

  • Трезвучия состоят из терций, которые входят в группу консонирующих интервалов
  • Мажорные, минорные и увеличенные трезвучия состоят только из консонирующих интервалов, а в уменьшенных трезвучиях крайние звуки образуют диссонирующий интервал тритон, который создаёт напряжение в звучании
  • Крайние звуки в мажорных и минорных трезвучиях образуют один и тот же интервал – чистую квинту. Этот интервал особенно нравится гитаристам не только по причине его острого, но гармоничного звучания на перегруженном звуке, но и потому что он является нейтрально звучащим интервалом, который можно играть на мажорный или минорный аккорд. Клавишнику приходится следить за тем, какой аккорд он играет, а гитаристу всё равно – он играет квинты

Характер звучания мажорного трезвучия – весёлый, минорного – грустный, уменьшенного – жалобный, увеличенного – оптимистичный.

Трезвучие может существовать в основном виде или в виде обращения. Если переместить нижний звук трезвучия на октаву вверх, то получится первое обращение трезвучия – секстаккорд (его крайние звуки образуют интервал сексты). Если перенести нижний звук секстаккорда на октаву вверх, то получится второе обращение трезвучия – квартсекстаккорд (в названии отражены интервалы между тонами). Если перенести нижний тон квартсекстаккорда на октаву выше, то получится исходное трезвучие, но на октаву выше.

Обращения мажорного  трезвучия

Рис. 2. Обращения мажорного трезвучия.

Обращение трезвучия меняет его интервальный состав и характер звучания, но не его функцию в гармонии. Обращения используются для плавного голосоведения. Игра трезвучий только в основном виде приводит к скачащему, суетливому и малоприятному на слух аккомпанементу.

Трезвучие в основном виде звучит устойчиво и основательно. Секстаккорд звучит мягче. Более мягкое звучание обусловлено тем, что нижний тон секстаккорда не прима, а терция. Квартсекстаккорд обладает активным и ярким звучанием по причине расположения в самом верхнем звуке тона терции, который, как мы уже знаем, определяет наклонение аккорда. Завершение композиции на трезвучии в основном виде является фундаментальным, на секстаккорде – уверенным, но спокойным, на квартсекстаккорде – громогласным.

Основы практической теории музыки«...назад вперед...»

Александр Страшко
Вконтакте
17.06.20

© 2006-2024 Мы и Музыка