Разделы
Мы и Музыка
Рубрики
Основы практической теории музыки«...назад вперед...»

Звукоряд, основные ступени

В звуковом диапазоне существует бесконечное число звуков, отличающихся по высоте, но, поскольку ухо человека может воспринимать звуки только из определённого диапазона, то в музыке используются лишь некоторые из них, образуя музыкальную систему звуков.

Ряд звуков, расположенных определенным образом по высоте, называется звукорядом, а каждый его звук – ступенью.

Все ступени звукоряда имеют названия, которые образуются из названий семи основных ступеней звукоряда:
 
до, ре, ми, фа, соль, ля, си

Основные ступени всегда располагаются в указанном порядке, а высота их звучания увеличивается слева направо: ступень до имеет самое низкое звучание, а си - самое высокое. Запомнить это легко, если представить музыкальные ступени в виде ступеней лестницы: первая ступень находится в самом низу, а каждая последующая располагается выше предыдущей.

Для запоминания названий ступеней можно использовать такие ассоциации:

  • до – дом
  • ре, ми – Реми (имя мальчика)
  • фа, соль – фасоль
  • ля  – звуки песни “ля-ля-ля”
  • си –  сидит

Реми любит есть фасоль и петь песни на крыльце своего дома. Для запоминания первых трёх ступений можно дополнить рассказ о девочке Дореми, которая была сестрой или подружкой Реми.

Запомнить последовательность основных ступеней также поможет считалочка: “До, ре, ми, фа, соль, ля, си – кошка ехала в такси”.

Основным ступеням звукоряда соответствуют звуки, извлекаемые на белых клавишах фортепиано (рис. 1.)

Основные ступени на клавиатуре фортепиано

Рис. 1. Основные ступени на клавиатуре фортепиано.

Запомнить расположение основных ступеней на клавиатуре помогают чёрные клавиши. Ступень до располагается перед группой из двух черных клавиш, а фа – перед группой из трех черных клавиш.

Кроме слогового обозначения основные ступени звукоряда имеют сокращенное буквенное обозначение:

до – C, ре – D, ми – E, фа – F, соль – G, ля – A, си – H

Запомнить буквенные обозначения просто. В древности звукоряд строился от ступени ля, а следующей основной ступенью была ступень си-бемоль (сейчас это первая черная клавиша справа на рис. 1). Для удобства совместили начало звукоряда с первыми буквами латинского алфавита. Получилось так:

A – ля, B – cи-бемоль, C – до, D – ре, E – ми, F – фа, G – соль.

Позже в качестве основного тона звукоряда приняли ступень до (С), а для обозначения седьмой ступени си выбрали очередную букву H, которая следует за буквой G в алфавите.

Несоответствие начала алфавита с началом основных ступеней в звукоряде кажется большим неудобством, но это не так. Дело в том, что порядок букв ступеней соответствует минорной тональности от звука ля, на чём мы ещё остановимся подробнее.

Основные ступени звукоряда можно воспринимать в качестве музыкального алфавита. Обратите внимание на то, что он похож на порядок клеток в шахматах от a до h. Это помогает записать фонетическую транскрипцию и правильно произносить буквенные названия ступений:

A [а]
B [бэ]
C [цэ]
D [дэ]
E [е]
F [эф]
G [же]
H [аш]

Для ещё лучшего запоминания основных ступений в музыке можно использовать аналогию с основными цветами видимого света, которых три – красный, жёлтый и синий. При помощи основных цветов можно получить остальные цвета и оттенки, а при помощи основных ступеней в музыке – названия других звуков, которым соответствуют чёрные клавиши на клавиатуре фортепианоб с которыми мы познакомимся позже.

При употреблении слов звук, ступень, клавиша, нота может возникнуть путаница. Чтобы этого не происходило необходимо четко понимать разницу между ними. Звук - физическое явление, представляющее собой колебание упругих волн с некоторой частотой, ступень – это элемент звукоряда, клавиша – элемент клавиатуры фортепиано, нота – тон звука и его графическое обозначение. В синтезаторах есть возможность изменять строй так, что клавиша до уже не будет соответствовать звуку до. Но для упрощения могут использоваться фразы, который в строгом понимании не имеют смысла, например, "сыграйте звук до" (нужно нажать клавишу до или прижать струну к ладу на грифе гитары, соответствующему звуку до).

Звукоряд – это первичная и самая простая общая система организации звуков по высоте. Он не имеет ни начала, ни конца (поскольку с математической точки зрения частоты звуков могут быть бесконечно малыми, но больше 0 или бесконечно большими), и, соответственно, ступени звукоряда не имеют абсолютного порядкового номера. Звукоряд также не даёт возможность узнать абсолютную частоту звуков ступеней. В определении звукоряда говорится лишь то, что это звуки в нём расположены по высоте в восходящем или нисходящем порядке. Звуки в звукоряде имеют название и относительный порядковый номер: до – первая ступень, ре – вторая, ми – третья и т.д.

Звукоряд можно рассматривать в общем виде или применительно к музыкальному инструменту. Звукоряд музыкального инструмента состоит из всех звуков, которые могут быть исполнены на нём. Например, если у фортепиано 88 клавиш, то его звукоряд состоит из 88 звуков. Звукоряд музыкального инструмента имеет начало и конец, а его ступени могут характеризоваться порядковым номером относительно его первой ступени.

Основы практической теории музыки«...назад вперед...»

Александр Страшко
Вконтакте
13.06.20

© 2006-2024 Мы и Музыка