Разделы
Мы и Музыка
Рубрики
Основы практической теории музыки«...назад вперед...»

Октавная система

Последовательность основных ступеней в звукоряде повторяется, что позволяет присвоить имена всем его ступеням:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
до ре ми фа соль ля си до ре ми фа соль ля си до и т.д.

Отличить одинаковые по названию, но разные по высоте звучания ступени помогают октавы. На латинском языке октава (octava) означает восьмая, что можно трактовать как восьмой звук. Возьмём в качестве исходной ступени клавишу до зелёного цвета (рис. 1) и присвоим ей порядковый номер 1. Отсчитаем от неё восемь клавиш влево (вниз) и получим соседнюю клавишу до голубого цвета с порядковым номером 8. Теперь отсчитаем от зеленой клавиши восемь клавиш вправо (вверх) и получим клавишу до жёлтого цвета с порядковым номером 8.

Две полные октавы

Рис. 1. Две полные октавы

Октавы часто используются в музыкальных композициях и важно научиться их быстро находить на клавиатуре. Помогут это сделать чёрные клавиши. Как, например, найти октаву от ступени фа? Из рис. 1 видно, что клавиша фа располагается перед тремя черными клавишами. Ищем на клавиатуре ближайшую соседнюю клавишу, которая располагается таким же образом по отношению к черным клавишам.

Каждая октава имеет собственное название и обозначение:

C3 – инфразвуки
C2 – субконтроктава
C1 – контроктава
C – большая октава
с – малая октава
с1 – первая октава
с2 – вторая октава
с3 – третья октава
с4 – четвертая октава
с5 – пятая октава
с6 – шестая октава
с7 – ультразвуки

Таким образом, для звукоряда определено 12 октав. Для сравнения звукоряд фортепиано состоит из семи с небольшим октав, в котором крайние октавы неполные.

Звукоряд фортепиано

Рис. 2. Звукоряд фортепиано

На рис. 3 показан 5-ти октавный синтезатор. Как вы думаете, у какого инструмента звукоряд больше (шире), у фортепиано или у данного синтезатора? На самом деле они практически равны, так как в данной модели синтезатора есть возможность сдвигать строй на октаву вверх и вниз, что расширяет звукоряд синтезатора до 7 полных октав. Во многих 5-ти октавных синтезаторах есть возможность сдвигать строй на 2 октавы вверх и вниз, что расширяет их звукоряд до 9 октав.

5-ти октавный синтезатор

Рис. 3. 5-ти октавный синтезатор

Точное название ступени состоит из названия ступени и название октавы, в которой она расположена, например: до малой октавы (c), соль третьей октавы (g3).

Итак, музыкальный звукоряд даёт нам количество и последовательность ступеней, а какие частоты им соответствуют? Для определения этого необходимо знать опорную частоту и строй. В качестве опорной частоты выбрано колебание с частотой 440 Гц, которому сопоставили ступень ля первой октавы (зелёная клавиша на рис. 3). Звук данной частоты является опорным по причине того, что частоты всех остальных звуков в звукоряде рассчитываются относительно его частоты, в результате чего образуется строй - система, задающая соответствие ступеней музыкального звукоряда звукам определённой высоты. Строй имеет важное значение в музыке, так как благодаря ему становится возможным получить согласованное и приятное на слух звучание различных музыкальных инструментов по отдельности или вместе.

Основы практической теории музыки«...назад вперед...»

Александр Страшко
Вконтакте
30.01.11

© 2006-2024 Мы и Музыка