Разделы
Мы и Музыка
Рубрики

Октавы

«...назад вперед...»

Последовательность основных ступеней в звукоряде повторяется, что позволяет присвоить имена всем его ступеням:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
до ре ми фа соль ля си до ре ми фа соль ля си до и т.д.

Отличить одинаковые по названию, но разные по высоте звучания ступени помогают октавы. Применительно к звукоряду октава - интервал между соседними ступенями до. Левая ступень до - начало октавы, правая ступень до - конец октавы. Октаву образуют семь основных ступеней.

На рис. 1 показаны две полные октавы на клавиатуре.

Две полные октавы

Рис. 1. Две полные октавы

На латинском языке октава (octava) означает восьмая, что можно трактовать как восьмой звук. Возьмём в качестве исходной ступени клавишу до зелёного цвета (рис. 1) и присвоим ей порядковый номер 1. Отсчитаем от неё восемь клавиш влево (вниз) и получим соседнюю клавишу до голубого цвета с порядковым номером 8. Теперь отсчитаем от зеленой клавиши восемь клавиш вправо (вверх) и получим клавишу до жёлтого цвета с порядковым номером 8.

Октавы часто используются в музыкальных композициях и важно научиться их быстро находить на клавиатуре. В этом опять помогут чёрные клавиши. Как, например, найти октаву от ступени фа? Из рис. 1 видно, что ступень фа располагается перед тремя черными клавишами. Ищем соседнюю клавишу фа, которая располагается таким же образом по отношению к черным клавишам.

Каждая октава имеет собственное название и обозначение:

C3 – инфразвуки
C2 – субконтроктава
C1 – контроктава
C – большая октава
с – малая октава
с1 – первая октава
с2 – вторая октава
с3 – третья октава
с4 – четвертая октава
с5 – пятая октава
с6 – шестая октава
с7 – ультразвуки

Таким образом, для звукоряда определено 12 октав. Для сравнения звукоряд фортепиано состоит из семи с небольшим октав и крайние октавы неполные.

Звукоряд фортепиано

Рис. 2. Звукоряд фортепиано

С понятиями полной и неполной октавы может возникнуть путаница. Почему на рис. 2. крайняя правая октава неполная, а на рис. 1 говорится о двух полных октавах? Потому что в первом случае речь идёт об октавной системе, а во втором - о количестве клавиш, что важно знать, например, при выборе синтезатора. На рис. 3 показан 5-ти октавный синтезатор. Для уточнения можно сказать то, что он имеет пять полных октав. Тогда собеседник поймёт, что речь идёт о синтезаторе, в котором самая правая клавиша является клавишей до. Если самая правая клавиша не является клавишей до, то в таком случае говорят о неполной октаве, например,синтезатор имеет три с половиной октавы.

Как вы думаете, у какого инструмента звукоряд больше (шире), у фортепиано или у синтезатора на рис. 3? На самом деле они практически равны, так как в данной модели синтезатора есть возможность сдвигать строй на октаву вверх и вниз, что расширяет звукоряд синтезатора до 7 полных октав. Во многих 5-ти октавных синтезаторах есть возможность сдвигать строй на 2 октавы вверх и вниз, что расширяет их звукоряд до 9 октав.

5-ти октавный синтезатор

Рис. 3. 5-ти октавный синтезатор

Точное название ступени состоит из названия ступени и название октавы, в которой она расположена, например: до малой октавы (c), соль третьей октавы (g3). Октавы в звукоряде располагаются относительно опорной частоты, в качестве которой выбрано колебание с частотой 440 Гц. Этой частоте соответствует звук ля первой октавы (зелёная клавиша на рис. 3). Данный звук является опорным по причине того, что частоты всех остальных звуков в звукоряде рассчитываются относительно неё, в результате чего образуется строй - система, задающая соответствие ступеней музыкального звукоряда звукам определённой высоты. Строй имеет важное значение в музыке, так как благодаря ему становится возможным получить согласованное и приятное на слух звучание различных музыкальных инструментов по отдельности или вместе..

«...назад вперед...»

Александр Страшко
admin@starport.ru
30.01.11

Copyright © 2006 Мы и Музыка
Яндекс.Метрика