Разделы
Мы и Музыка
Рубрики

Нотное письмо, длительности нот, паузы

«...назад вперед...»

Нотное письмо, длительности нот, паузы

«...назад вперед...»

Нотное письмо - это система записи звуков особыми знаками - нотами. Звук характеризуется высотой и длительностью. Высота звука задаётся положения ноты на нотном стане, который представляет собой пять горизонтальных параллельных линий. Чем выше звук, тем выше расположение ноты на нотном стане. В начале нотного стана ставится ключ, закрепляющий за линиями и промежутками между ними определенную высоту. На рис. 1 показан ключ соль, который закрепляет за второй снизу линией звук соль первой октавы.

Основные  ступени в пределах первой октавы

Рис. 1. Основные ступени в пределах первой октавы.

Основные длительности нот и пауз показаны на рис. 2.

Длительности нот и пауз

Рис. 2. Длительности нот и пауз.

Для запоминания названий длительностей можно представить их как части целого круга.

Длительности нот и пауз в виде частей круга

Рис. 3. Длительности нот и пауз в виде частей круга.

Каждая следующая длительность ноты по продолжительности звучания равна половине звучания предыдущей, например:

целая = половинная + половинная (1=1/2+1/2)
половинная = четвертная + четвертная (1/2=1/4+1/4)
четвертная = восьмая +восьмая (1/4=1/8+1/8)

Наглядно длительности можно представить в виде прямоугольников разной длинны.

Длительности в виде прямоугольников

Рис. 4. Длительности в виде прямоугольников.

Длительности – относительные величины. Если, например, целая звучит в течение одной секунды, то половинная должна звучать в течение 0,5 сек. Если целая звучит в течение 0,5 сек., то половинная должна звучать в течение 0,25 сек. Как узнать, какими длительностями нужно играть то или иное музыкальное произведение? Скорость исполнения указывается с помощью обозначения темпа, например:

Adagio (Адажио) - медленно
Allegro (Аллегро) - быстро
Andante (Анданте) - умеренно

Более точно числовое указание темпа над нотным станом. На рис. 5 мелодия играется со скоростью 120 четвертей в минуту.

Простая мелодия

Рис. 5. Простая мелодия.

Можно ли обойтись без изучения нотной грамоты? Можно, но это существенно затормозит рост навыка игры на синтезаторе у тех, кто самостоятельно учится играть на нём и никогда не занимался музыкой. Многие начинающие клавишники спрашивают, что и как играть на синтезаторе? Ответить на этот вопрос может либо знакомый клавишник, либо нотная запись. Если вы хотите быстрее освоить приемы игры на синтезаторе и научиться сочинять собственные мелодии, то нужно не просто играть по нотам детские песни и простые произведения, но и в обязательном порядке анализировать их. Бездумная игра по нотам развивает только технику игры на музыкальном инструменте, а нужно, чтобы она развивала музыкальное мышление и чувство звука.

Попробуйте проанализировать на слух фрагмент мелодии, представленный в примере 1, характер мелодии, диапазон, направление и характер движения, ассоциации, которые вызывает данный фрагмент.

Пример 1.

скачать

А теперь посмотрим, какую информацию может предоставить нотная запись данного фрагмента (рис. 6).

Анализ мелодии

Рис. 6. Анализ мелодии.

Мелодия расположена в пределах первой октавы. Она начинается и заканчивается на одной и той же ступени до. Соединим ноты линиями для того, чтобы увидеть график (характер) движения мелодии - области горизонтального движения, движения вверх или вниз, плавность движения, скачки. Из графика видно, что данная мелодия имеет общее восходяще-нисходящее движение без больших скачков. В первых двух тактах мы забираемся на горку, немного отдыхаем и в последних двух тактах скатываемся с горы. Скорость движения мелодии задается длительностями. Если последовательность образована одинаковыми длительностями, то получается равномерное движение, если разными, то будет либо ускорение, либо замедление. В данном фрагменте нет ни резких ускорений, ни резких замедлений. В начале третьего и четвертого тактов можно увидеть одинаковую последовательность длительностей (одинаковую ритмическую фигуру).

Данную мелодию можно представить в виде предложения, в котором половинная нота в конце второго такта является запятой (ощущается как пауза в движении и недосказанность), а последняя нота мелодии - точка (конец повествовательного предложения). Пауза в данном случае означает не перерыв в звучании, как это происходит в случае появления знака паузы, а остановку в движении мелодии.

Ноты позволяют увидеть музыку, паузы - услышать её, а ощутить движение музыки помогает ритм и метр, о которых речь пойдёт далее.

«...назад вперед...»

Александр Страшко
admin@starport.ru
30.01.11

Copyright © 2006 Мы и Музыка
Яндекс.Метрика