Разделы
Мы и Музыка
Рубрики
Основы практической теории музыки«...назад вперед...»

Нотное письмо, длительности нот, паузы

Нотное письмо - это система записи звуков особыми знаками - нотами. Звук характеризуется высотой, длительностью, громкостью. Высота звука задаётся положением ноты на нотном стане, который представляет собой пять горизонтальных параллельных линий. Чем выше звук, тем выше расположение ноты на нотном стане. В начале нотного стана ставится ключ, закрепляющий за линиями и промежутками между ними определенную высоту. На рис. 1 показан ключ соль, который закрепляет за второй снизу линией звук соль первой октавы.

Основные  ступени в пределах первой октавы

Рис. 1. Основные ступени в пределах первой октавы.

Основные длительности нот и пауз показаны на рис. 2.

Длительности нот и пауз

Рис. 2. Длительности нот и пауз.

Для запоминания названий длительностей можно представить их как части целого круга.

Длительности нот и пауз в виде частей круга

Рис. 3. Длительности нот и пауз в виде частей круга.

Каждая следующая длительность ноты по продолжительности звучания равна половине звучания предыдущей, например:

целая = половинная + половинная (1=1/2+1/2)
половинная = четвертная + четвертная (1/2=1/4+1/4)
четвертная = восьмая +восьмая (1/4=1/8+1/8)

Наглядно длительности можно представить в виде прямоугольников разной длины.

Длительности в виде прямоугольников

Рис. 4. Длительности в виде прямоугольников.

Изображение отпечатков нот в виде прямоугольников используется в компьютерных музыкальных редакторах - Cubase, Сakewalk и др.

Длительности - относительные величины. Если, например, целая звучит в течение одной секунды, то половинная должна звучать в течение 0,5 сек. Если целая звучит в течение 0,5 сек., то половинная должна звучать в течение 0,25 сек. Как узнать, какими длительностями нужно играть то или иное музыкальное произведение? Скорость исполнения указывается при помощи темпа, например:

Adagio (Адажио) - медленно
Allegro (Аллегро) - быстро
Andante (Анданте) - умеренно

Для большей точности над нотным станом указывается числовое указание темпа. На рис. 5 мелодия играется со скоростью 120 четвертей в минуту.

Простая мелодия

Рис. 5. Простая мелодия.

Громкость звука обозначается различными терминами и знаками, например, forte (f) - громко, piano (p) - тихо.

Можно ли обойтись без изучения нотной грамоты? Можно. Среди импровизаторов, виртуозов-исполнителей авторских композиций и песен встречаются те, кто практически ничего не знает о нотной грамоте. Они освоили игру на музыкальном инструменте благодаря огромной практике, слушанию и анализу услышанного, развитию мышечной памями, слуха, чувства ритма, гармонии, квадрата и мн. др. Музыка у них звучит в голове, они могут её сыграть и спеть, но записать её в нотах не могут.

Нотная запись является одним из способов записи музыки. Ноты являются видимыми объектами и позволяют зрительно увидеть и проанализировать построения в музыке. Нотное письмо позволяет наиболее точным образом записать музыку, но во многих случаях более наглядно музыкальные построения можно выполнить без использования нот непосредственно на клавиатуре или грифе инструмента. Для этого развивайте навык мысленного представления построений на клавиатуре или грифе, что в какой-то мере компенсирует слабое знание нотной грамоты. Держать в голове все построения в музыке невозможно, но это и не требуется. Для начала запомните в голове то, как расположены клавиши одной октавы от ноты до. Между клавишами ми и фа, а также си и до нет чёрных клавиш. Если вы запомнили расположение клавиш, то, очевидно, можете её нарисовать Нарисуйте одну полную октаву. Готово. Из нарисованного несложно увидеть интервальное строение мажорной гаммы, трезвучий и прочего.

Хорошее знание нотной грамоты необходимо тем, кто в дальнейшем планирует разучивать песни и произведения по нотам, а также тем, кто серьёзно настроен на дальнейшее изучение музыки. Учиться играть на музыкальных инструментах, сочинять музыку и песни, импровизиовать можно и без знания нотной грамоты. Но основы её я рекомендую изучить, так как в противном случае будет совершенно непонятно то, что демонстрируется на нотном стане даже в простых примерах. Для более эффективного изучения нотной грамоты воспользуйтесь компьютерным нотным редактором, который позволит прослушать то, что написано в нотах.

Попробуйте проанализировать на слух фрагмент мелодии, представленный в примере 1, характер мелодии, диапазон, направление и характер движения, ассоциации, которые вызывает данный фрагмент.

Пример 1.

скачать

А теперь посмотрим, какую информацию может предоставить нотная запись данного фрагмента (рис. 6).

Анализ мелодии

Рис. 6. Анализ мелодии.

Мелодия расположена в пределах первой октавы. Она начинается и заканчивается на одной и той же ступени до. Соединим ноты линиями для того, чтобы увидеть график (характер) движения мелодии - области горизонтального движения, движения вверх или вниз, плавность движения, скачки. Из графика видно, что данная мелодия имеет общее восходяще-нисходящее движение без больших скачков. В первых двух тактах мы забираемся на горку, немного отдыхаем и в последних двух тактах скатываемся с горы. Скорость движения мелодии задается длительностями. Если последовательность образована одинаковыми длительностями, то получается равномерное движение, если разными, то будет либо ускорение, либо замедление. В данном фрагменте нет ни резких ускорений, ни резких замедлений. В начале третьего и четвертого тактов можно увидеть одинаковую последовательность длительностей (одинаковую ритмическую фигуру).

Данную мелодию можно представить в виде предложения, в котором половинная нота в конце второго такта является запятой (ощущается как пауза в движении и недосказанность), а последняя нота мелодии - точка (конец повествовательного предложения). Пауза в данном случае означает не перерыв в звучании, как это происходит в случае появления знака паузы, а остановку в движении мелодии.

Ноты позволяют увидеть музыку, паузы - услышать её, а ощутить движение музыки помогает ритм и метр, о которых речь пойдёт далее.

Основы практической теории музыки«...назад вперед...»

Александр Страшко
Вконтакте
30.01.11

© 2006-2024 Мы и Музыка