Соотношение длительностей звуков в их последовательности называется ритмом. Здесь под последовательностью звуков понимается их появление и исчезновение с течением времени, например, сначала появился первый звук, затем второй звук, затем возникла пауза, после которой возник третий звук и т.д. Любая музыкальная композиция представляет собой чередование различных звуков и пауз между ними.
Наряду с ритмом в музыке используется понятия метра. Метр - абстрактная пульсация времени, которая определяет закономерное чередование сильных и слабых долей. Представьте, что кто-то равномерно, но неслышно бьёт по столу пальцем, чередуя сильные и слабые удары в четко определенной последовательности, например, первый удар производится сильнее, а второй - слабее, затем опять удар сильнее, а второй слабее и т.д. Мы не слышим эти удары, но они существуют. Метр как и время невидимы, но ход времени можно увидеть благодаря равномерному движению секундной стрелки, а метр можно услышать благодаря метроному - прибору, который равномерно воспроизводит щелчки в момент появления долей.
Зачем нужен метр? Он задаёт ход длительностей подобно тому, как эталонные часы задают ход времени. Представьте ситуацию, когда длительность секунды в разных часах различна. В одно и тоже время в одном и том же месте у одного человека часы показывают 4 часа утра, а у другого уже 8 вечера, у третьего 23:15, а у четвёртого 13:00 - обед. Поезд приходит на вокзал в 14:00. Можно ли по часам всех этих людей определить время прихода поезда? Нет, но это можно сделать, если все часы синхронизировать друг с другом для отображения ими одинакового времени. Теперь представьте, что каждый музыкант в оркестре будет играть длительности так, как захочет. Один будет играть четвертную 3 секунды, а другой - 1 секунду. Моментально возникнет рассинхронизация и какофония. Метр позволяет это устранить.
Расстояние от одной сильной доли до другой сильной доли называется тактом. Такты в нотной записи отделяются друг от друга вертикальной тактовой чертой. Закономерность чередования долей метра выражается в следующем:
Метр - это своего рода координатная сетка, а ритм - различные фигуры, которые могут быть построены на данной координатной сетки. Метр и ритм взаимосвязаны между собой, в чем легко можно убедиться. На рис. 1 показана простая последовательность длительностей.
Рис. 1. Последовательность длительностей.
Где в этой последовательности сильные доли, сколько долей в такте и как эти длительности расположены в такте? На эти вопросы ответить невозможно. У нас есть последовательность длительностей, но нет закона их чередования. В зависимости от размера длительности можно распределить по тактам различным образом.
Рис. 2. Группировка длительностей с использованием разных размеров.
На рис. 3 показан закон чередования долей с размером четыре четверти. Красными штрихами показаны сильные доли, синими - слабые. Третья доля в размере 4/4 - относительно сильная доля, но сейчас это не важно.
Рис. 3. Закон чередования долей.
Здесь картина другая: закон чередования долей известен, но не определены длительности. Для получения разных ритмических фигур необходимо распределить выбранные длительности по долям метра (рис. 4).
Рис. 4. Различные ритмические фигуры.
Закон чередования длительностей, выраженный при помощи размера, остаётся неизменным все три такта на рис. 4, а длительности и их последовательность может изменяться.
Основа ритмического рисунка часто создаётся при помощи трёх элементов ударной установки: бочки, ведущего и хай-хета. Удар по каждому из них - событие, которое в музыкальных редакторах обозначается в виде ромба. Среди всего множества ритмических рисунков можно выделить два основных: игра восьмыми и игра шестнадцатыми в размере четыре четверти. Запись партии ударных можно начать с записи партии любого элемента, но проще всего данную запись начать с определения координатной системы для привязки событий при игре восьмыми или шестнадцатыми. Для этого можно использовать бумагу в клеточку. Координатная сетка при игре восьмыми показана на рис. 5, где вертикальные линии обозначают моменты времени игры восьмых (при размере 4/4 в одном такте может находиться 8 восьмых). Красные вертикальные линии обозначают 4 доли. Игра восьмыми означает то, что восьмая является минимально возможной длительностью, поэтому события могут располагаться только на вертикальных линиях. Получается наглядная привязка событий к вертикальным линиям сетки.
Рис. 5. Система координат для записи партии ударных при игре восьмыми.
При игре восьмыми партия хай-хета часто состоит из равномерно чередующихся восьмых, поэтому смело рисуем восемь ромбов на каждой вертикальной линии. События бочки и ведущего записываются исходя из того, какой ритмический рисунок требуется получить. Некоторые базовые ритмические рисунки показаны на рис. 6.
Рис. 6. Базовые ритмические рисунки при игре восьмыми.
Вариант 1.
Вариант 2.
Вариант 3.
Вариант 4.
В размере 4/4 для счета долей и установки темпа используется один из приведенных ниже способов счёта:
Первые вариант счета удобен тем, что он считается по долям (щелчкам метронома). Ряд сложных ритмических фигур проще всего понять используя этот вариант счёта. Второй вариант счета является универсальным и позволяет понять игру между долями. Третий вариант удобен при записи партий ритма. Если понять ритмическую фигуру не получается, то нужно использовать другой способ счёта. Лучше всего считать под метроном. В противном случае навык ровного счета будет улучшаться медленно, если вообще он будет улучшаться. Ниже даны примеры, которые помогут освоиться со счетом.
Рис. 7. Счет целой длительности.
Пример 1. Целая
Числами на рис. 7 обозначены доли метра. Счет ведется таким образом, чтобы акцент в слове совпадал по времени с моментом появления доли.
Рис. 8. Счет половинных.
Пример 2. Половинные
Рис. 9. Счет четвертных.
Пример 3. Четвертные
Для счета четвертных на рис. 9. более удобным был бы счет по долям, но счет долей при расширенном счете получается более равномерным.
Рис. 10. Счет восьмых.
Пример 4. Восьмые
Рис. 11. Счет шестнадцатых.
Пример 5. Шестнадцатые
Рис. 12. Разные длительности.
Пример 6. Разные длительности
Рис. 13. Синкопы.
Пример 7. Синкопы
Рис. 14. Триоли.
Пример 8. Триоли
При счете триолей удобнее считать не доли, а ноты в триоли: Раз-два-три, Раз-два-три, Раз-два-три, Раз-два-три. При этом доли считаются неявно.
Рис. 15. Пунктирный ритм.
Пример 9. Пунктирный ритм
Счет ритмической фигуры с пунктирным ритмом может показаться сложным. Проще всего пунктирный ритм представить в виде триоли, у которой нет второй длительности. Вместо неё продолжает звучать первая длительность.
Александр Страшко
Вконтакте
30.01.11