Разделы
Мы и Музыка
Рубрики

Полутон

«...назад вперед...»

В равномерно-темперированном строе каждая октава делится на 12 равных частей - полутонов. Для этого к семи основным ступеням добавили пять производных ступеней, которые образуются путем повышения или понижения основных ступеней. Повышение основной ступени на полтона обозначается словом диез, а понижение на полтона - словом бемоль. Производные ступени не имеют собственных названий. Их названия образуются из названий основных ступеней и обозначения повышения или понижения, например, до-диез, ре-бемоль. Чёрные клавиши на клавиатуре фортепиано - это и есть производные ступени (рис. 1).

Основные и производные ступени

Рис. 1. Основные и производные ступени.

Из рисунка видно, что, например, до-диез и ре-бемоль – это одна и та же клавиша. Зачем одну и туже клавишу называть двумя разными названиями? Об этом будет рассказано позже.

Двенадцать полутонов показаны на рис. 2.

Равномерно-темперированный строй с 12-ю полутонами

Рис. 2. Равномерно-темперированный строй с 12-ю полутонами

Основные ступени и интервалы между ними показаны на рис. 3.

Основные ступени

Рис. 3. Основные ступени

Нетрудно заметить, что при помощи фортепианной клавиатуры демонстрация интервалов между основными ступенями получается более наглядной. Например, на рис. 2 видно, что между ступенями ми и фа, си и до образуется полутон. Если посмотреть на рис. 3, то догадаться о том, что между этими ступенями находится полутон невозможно, потому что ноты располагаются на одинаковом расстоянии друг от друга. Посмотрите теперь на гитару, баян, флейту. Вы можете показать на них 12 полутонов с такой же легкостью, как на клавиатуре фортепиано? Нет! Из этого следует то, что построения в равномерно-темперированном строе наиболее наглядно демонстрируются с использованием клавиатуры фортепиано.

В пространстве расстояние между объектами измеряется в сантиметрах, метрах и других величинах. В музыке расстояния между ступенями измеряется в полутонах. Полутон имеет значение 1/2. Два полутона образуют тон, 1/2+1/2=1 или 2*1/2=1. Посмотрите на рис. 2. Расстояние между ступенями до и ре равно одному тону, между ми и соль – полтора тона, а между соль и до – два с половиной тона. Красным цветом на этом рисунке показана ломаная линия, каждый отрезок которой можно условно принять за полутон. Для определения расстояния между ступенями нужно посчитать количество отрезков ломаной линии между интересующими клавишами. Между клавишами до и ре два отрезка, значит между ними два полутона или один тон. Между клавиши ми и  соль три отрезка или 3*1/2 = 1,5 тона и т.д.

Зачем нужно уметь вычислять расстояния между ступенями? Существует несколько подходов к изучению музыки:

  • воспринимать всё на слух
  • всё учить и запоминать
  • понять систему и запомнить схемы различных построений

Первый подход во многом напоминает метод "тыка". Благодаря слуху можно найти гармоничные сочетания звуков и использовать их при игре на музыкальном инструменте. Можно даже научиться весьма неплохо играть и без знания теории музыки. Однако отсутствие знаний теории часто сильно ограничивает возможности на практике.

Второй подход часто используется учащимися, когда они пытаются не понять, а запомнить материал. Результат такого подхода один - теория музыки быстро становится непонятным и ненавистным предметом, так как запомнить всё невозможно.

Третий подход является наиболее эффективным, так как при его использовании требуется запомнить относительно небольшой объем информации, на основе которой можно производить большое количество различных построений. Это относится и к построению интервалов, о которых будет рассказано на следующей странице.

«...назад вперед...»

Александр Страшко
admin@starport.ru
30.01.11

Copyright © 2006 Мы и Музыка
Яндекс.Метрика