Разделы
Мы и Музыка
Рубрики

Интервалы

«...назад вперед...»

Интервал - расстояние между двумя ступенями. Звуки в интервале могут появляться последовательно или одновременно. Если звуки в интервале появляются последовательно, то такой интервал называется мелодическим, а если одновременно - гармонический. Данные определения интервалов вполне логичны. Если присмотреться к любой мелодии, то можно увидеть, что она состоит из последовательности звуков, образующих мелодические интервалы. Для аккомпанемента характерно одновременное звучание звуков. При этом сочетание одновременно звучащих звуков должно быть приятным на слух, то есть гармоничным.

Интервал характеризуется двумя параметрами – количеством ступеней и количеством тонов в нем. Простые интервалы имеют следующие названия:

Прима - одна ступень
Секунда – две ступени
Терция – три ступени
Кварта – четыре ступени
Квинта – пять ступеней
Секста – шесть ступеней
Септима – семь ступеней
Октава – восемь ступеней

Посмотрите на интервалы, образованные ступенями  до и ре, ми и фа (рис. 1). По количеству ступеней это одинаковые интервалы, поскольку они состоят из двух ступеней. Но они различаются по количеству полутонов. Между до и ре два полутона, а между ми и фа - один полутон.

Одинаковые по названию, но разные по тоновому составу интервалы

Рис. 1. Одинаковые по названию, но разные по тоновому составу интервалы.

По количеству полутонов интервалы делятся на:

Чистая прима (ч.1) – 0 тонов
Малая секунда (м.2) – 0,5 тона (полутон)
Большая секунда (б.2) – 1 тон
Малая терция (м.3) – 1,5 тона
Большая терция (б.3) – 2 тона
Чистая кварта (ч.4) – 2,5 тона
Увеличенная кварта (ув.4) – 3 тона (тритон)
Уменьшенная квинта (ум.5) – 3 тона (тритон)
Чистая квинта (ч.5) – 3,5 тона
Малая секста (м.6) – 4 тона
Большая секста (б.6) – 4,5 тона
Малая септима (м.7) – 5 тонов
Большая септима (б.7) – 5,5 тона
Чистая октава (ч.8) – 6 тонов

В сокращенном названии интервала буквой обозначается качественная характеристика интервала (ч - чистая, ум - уменьшенная, ув - увеличенная, м - малая, б - большая), а цифрой – количественная характеристика интервала - количество ступеней. На рис. 2 показаны интервалы, построенные от ступени до.

Простые интервалы

Рис. 2. Простые интервалы.

Запомнить названия и тоновый состав интервалов будет намного проще при использовании не только обычной, но и визуальной памяти, так как увиденное во многих случаях запоминается лучше услышанного. Поэтому я рекомендую визуально запомнить построение указанных выше интервалов от ступени до. Что это даст? Это даст возможность вспомнить интервал, если его тоновый состав был забыт. Например, требуется построить большую терцию от клавиши фа-диез, но мы забыли тоновый состав большой терции. Смотрим на клавиатуру и благодаря визуальной памяти вспоминаем, что большая терция образуется между клавишами до и ми. Считаем количество полутонов между этими клавишами. Получается 4 полутона. Откладываем 4 полутона от фа-диез и получаем ля-диез. Если клавиатуры под рукой нет, то можно либо приобрести линейку с изображением клавиатуры, либо постараться представить её мысленно.

Вопрос к любителям математики: какое количество интервалов можно построить от каждой ступени в пределах одной октавы? От каждой из 12 ступеней можно построить 13 простых интервалов (чистую приму мы не рассматриваем). Получаем 12 мест по 13 возможных комбинаций в каждом: 12*13 = 156 интервалов. Что проще, запомнить схему построения 14 интервалов и после этого строить любые интервалы или запомнить 156 интервалов? Конечно, первое.

Интервалы - построение, а любое построение в музыке можно либо рассчитать, либо сразу увидеть на клавиатуре. Преимущество счета - точность, а также возможность проведения и анализа сложных построений, недостаток - низкая скорость. Преимущество построения взглядом - высокая скорость, но сложные построения не всегда получается быстро увидеть и понять. Навык визуального построения необходим при импровизации на фортепиано или синтезаторе, когда требуется сочинять музыку на ходу. Если вы планируете через некоторое время заняться импровизацией, то нарабатывайте навык построения взглядом. Для этого пытайтесь увидеть интервал на клавиатуре от заданной клавиши, а не считать полутоны. Начать тренировку можно с быстрого определения октав. Октавы часто используются в аккомпанементе и быстрое нахождение взглядом октав позволит моментально строить партию аккомпанемента для игры на синтезаторе левой рукой.

Октава в музыкальной системе

Давайте вспомним все определения октавы, с которыми мы уже познакомились:

  • Октава - это интервал между соседними ступенями до. В октаву входят семь основных ступеней. Первая ступень октавы - до.
  • Октава состоит из 12-ти ступеней
  • Октаву образуют два звука с соотношением частот 1 к 2 (из формулы определения частоты звуков в равномерно-темперированном строе)
  • Октава - интервал, который состоит из 6 тонов. Октава может быть построена от любой ступени.

Если определения октавы даны не совсем точно, то можно легко запутаться. Например, если убрать из первого определения слово основных, то получится, что октава состоит из 7 ступеней, но во втором определении говорится, что октава состоит из 12 ступеней. Как такое возможно? Можно запутаться и в точных формулировках, например, в первом определении говорится, что октава начинается от ступени до, а согласно четвертому она может быть построена от любой ступени. Данные затруднения вызваны тем, что определения даны без указания того, в каком контексте рассматривается октава. Первое определение было дано при рассмотрении звукоряда и применительно к звукоряду октава начинается со ступени до и содержит семь основных ступеней. Второе определение октавы дано с точки зрения равномерно-темперированного строя в котором октава разделена на 12 полутонов. Третье определение октавы дано с точки зрения физики звука. Четвертое определение дано с позиции интервальной системы, в которой октава может быть построена от любой ступени звукоряда. Похожую многозначность имеют и другие элементы музыкальной системы - ступени, аккорды, лады и др. Чтобы не запутаться с данной многозначностью можно представить музыкальную систему в виде вложенных систем координат, в которой каждый элемент имеет определенные свойства и выполняет определенные функции. При этом каждый элемент системы, кроме звука, может выступать в качестве подсистемы (рис. 3).

Музыкальная система координат

Рис. 3. Музыкальная система координат.

При изучении теории музыки можно столкнуться с ситуацией, когда при рассмотрении одного и того же элемента или построения возникают противоречия. В таких случаях, прежде всего, нужно понять с какой позиции или в какой системе производится данное рассмотрение. Музыкальная система обладает определенной логикой, но в отличие от математики она не столь строгая. Если элемент музыкальной системы имеет определенное поведение и смысл в одной системе, то это не значит, что и в другой системе данный элемент будет иметь аналогичное поведение и смысл. Позже мы к этому ещё вернёмся.

Интервалы состоят из двух звуков: нижний звук - основание интервала, верхний звук - вершина интервала.

Гармонический и мелодические интервалы

Рис. 4. Гармонический и мелодические интервалы.

Перенос основания интервала на октаву вверх или перенос его вершины на октаву вниз называется обращением интервала.

Обращение интервалов

Рис. 5. Обращение интервалов.

Обращение интервала помогает быстро строить большие интервалы. Как построить, например, большую сексту от заданной ступени вверх? Можно посчитать количество полутонов от заданной ступени, но проще перенести основание интервала на октаву вверх и вычесть из него обращение большой сексты:

октава-м.3=б.6

Интервал и его обращение в сумме дают 6 тонов или 9 ступеней:

ч.1 + ч.8 = октава (1+8 = 9)
м.2 + б.7 или б.2 + м.7 = октава (2+7 или 7+2 = 9)
ув.4 + ум.5 = октава (4+5 =9)

Консонирующие и диссонирующие интервалы

Разные интервалы звучат с разной степенью красоты на слух и по этому признаку делятся на консонирующие и диссонирующие интервалы. Данное разделение интервалов относится к гармоническим интервалам, в которых одновременно звучит два звука. В мелодических интервалах звуки появляются последовательно и степень гармоничности их звучания определяется иным образом. Здесь нужно принять во внимание аккордовое сопровождение, окружающие звуки, наклонение лада и др. Например, малая секунда - диссонирующий гармонический интервал, но это не значит, что и мелодический интервал, образующий малую секунду, будет звучать резко на слух.

К консонирующим интервалам относятся:

чистая прима (ч.1), чистая октава (ч.8) - весьма совершенный консонанс
чистая кварта (ч.4), чистая квинта (ч.5) - совершенный консонанс
малая и большая терция (м.3 и б 3), малая и большая секста (м.6 и б.6 ) - несовершенный консонанс

К диссонирующим интервалам относятся секунды, тритоны и септимы:

малая и большая секунда (м.2 и б.2), увеличенная кварта (ув. 4), уменьшенная квинта (ум. 5), малая и большая септима (м.7 и б.7).

Консонирующие интервалы обращаются в консонирующие интервалы, а диссонирующие - в диссонирующие.

Зачем нужны диссонирующие интервалы, если их звучание неприятно на слух? Диссонирующие интервалы позволяют обогатить гармонию звука, придать движение композиции, передать какой то нюанс в звучании, усилить чувство. Например, джаз - музыка контрастов, которая основана на использовании диссонансов. В блюзе диссонирующие интервалы также используются часто для подчеркивания характера этого стиля.

Мелодические интервалы

Мелодия состоит из последовательности мелодических интервалов. Давайте играть мелодические интервалы для получения мелодии.

Пример 1.

скачать

Это какой-то абстракционизм, а где мелодия-то? К настоящему моменту у нас в распоряжении есть равномерно-темперированный строй и различные интервалы. Основываясь на этой информации и был построен пример, в котором каждый звук звучал сам по себе безотносительно к другим звукам. Вот и получился беспорядочный набор звуков. Исправить ситуацию и понять взаимодействие между звуками нам поможет одно из главных понятий в музыке - лад.

«...назад вперед...»

Александр Страшко
admin@starport.ru
30.01.11

Copyright © 2006 Мы и Музыка
Яндекс.Метрика