Музыкальная студия Мы и Музыка
Музыкальная студия Мы и Музыка
Музыкальная студия Мы и Музыка
Общая информация

Лад
«...назад вперед...»  

Лад представляет собой систему взаимоотношений между устойчивыми и неустойчивыми звуками. Лад является организующим началом для звуков, благодаря которому они объединяются в иерархическую и функционально взаимосвязанную систему. Звукоряд - это тоже система звуков, но в отличие от лада звукоряд не определяет то, как звуки должны взаимодействовать между собой.

Наибольшее распространение в музыке получили два лада - мажорный и минорный. Эти лады состоят из семи диатонических ступеней, расположенным таким образом, что между соседними ступенями образуется интервал большой или малой секунды. Диатонику можно трактовать как переход из одной ступени в другую.

Пример 1. Переход до->ре в диатонике возможен, так как при этом происходит переход из одной соседней ступени в другую. Переход си-диез->до-диез также возможен, так как при этом осуществляется переход между различными соседними альтерированными (повышенными или пониженными) ступенями. Переход до->до-диез в диатонике невозможен, так как при этом осуществляется переход из одной ступени в эту же повышенную ступень. Вместо до->до-диез в диатонике переход следует указывать как до->ре-бемоль. Переход си-диез->ре-бемоль в диатонике также недопустим, так как при этом пропускается ступень до, находящаяся между си и ре. Поэтому вместо си-диез->ре-бемоль правильны переходом будет си-диез->до-диез.

Понимание следования ступеней в диатонике позволяет правильно строить тональности, о которых сейчас будет рассказано. То есть, в одной тональности первая побочная ступень будет называться до-диезом, а в другой тональности - ре-бемолем.

Порядок следования секунд как раз и определяет наклонение лада - мажорное или минорное.

В мажорном ладе секунды расположены в следующей последовательности:

б.2, б.2, м.2, б.2, б.2, б.2, м.2

Запомнить данную последовательность очень просто. Можно использовать фразу "б-б-м-б-б-б-м" или посмотреть на клавиатуру фортепиано. Белые клавиши от одной ступени до до соседней ступени до как раз и образуют данную последовательность: до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до. Четыре первые ступени лада - I-II-III-IV- нижний тетрахорд, а четыре верхние ступени - V-VI-VII-VIII - верхний тетрахорд.

Высотное положение лада задается тональностью. Тональность задается следующим образом: сначала называется тоника лада (первая ступень лада), а затем его вид, например: до-мажор.

Натуральный до-мажор

Рис. 1. Натуральный до-мажор

Минорный лад отличается от мажорного другой последовательностью секунд:

б.2, м.2, б.2, б.2, м.2, б.2, б.2

Белые клавиши от ступени ля образуют минорный лад: ля-си- до-ре-ми-фа-соль-ля.

Натуральный ля-минор

Рис. 2. Натуральный ля-минор

Разновидностями натурального лада являются гармонический и мелодический лады (рис. 3 и 4).

Гармонический мажор - понижена VI ступень. Звучание верхнего тетрахорда приобретает восточный оттенок.
Мелодический мажор - понижены VI и VII ступени. Понижение этих ступеней приводит к тому, что верхний тетрахорд мажора становится минорным (имеет структуру верхнего тетрахорда натурального минора) и приобретает мелодичное звучание.

Виды мажорных ладов

Рис. 3. Виды мажорных ладов

Гармонический минор - повышена VII ступень. Повышение VII ступени приводит к возникновению восточного оттенка в верхнем тетрахорде и усилению тяготения данной ступени к тонике. Верхний тетрахорд в гармоническом миноре звучит более напряженно, по сравнению с его звучанием в натуральном миноре.
Мелодический минор - повышены VI и VII ступени. Повышение VI ступени позволяет сгладить переход от V к VII повышенной ступени и придает верхнему тетрахорду певучесть.

Виды минорных ладов

Рис. 4. Виды минорных ладов

Ступени лада имеют собственные названия, а некоторые и буквенное обозначение. Порядковые номера ступеней обозначаются римскими цифрами:

I ступень - тоника, Т (основная нота)
II ступень - нисходящий вводный звук (разрешается в тонику путем понижения)
III ступень - медианта или верхняя медианта (от латинского media - средняя, поскольку находится посередине между I и V ступенями и расположена выше тоники)
IV ступень - субдоминанта, S (латинская приставка sub обозначает под)
V ступень - доминанта, D (от латинского "господствующий")
VI ступень - субмедианта или нижняя медианта (находится посередине между IV и I ступенями и расположена ниже тоники)
VII ступень - восходящий вводный звук (разрешается в тонику путем повышения)

По функциональности ступени лада делятся на главные и побочные. I, IV и V - это главные ступени лада, а II, III, VI и VII - побочные. От главных ступеней строятся главные аккорды лада, о которых будет рассказано далее. Сейчас же просто запомним их.

Главные и побочные ступени лада

Рис. 5. Главные и побочные ступени лада

Каждая ступень лада характеризуется степенью устойчивости. Можно сказать, что неустойчивый звук - запятая в предложении, а устойчивый - точка. Неустойчивость звука на слух выражается в том, что при его появлении возникает напряженность, которую хочется устранить игрой устойчивого звука. Неустойчивым звукам свойственно тяготение к устойчивым звукам, подобно тому, как предметы на поверхности земли притягиваются к земному шару. Переход неустойчивого звука в устойчивый называется разрешением.

Устойчивые и неустойчивые ступени лада

Рис. 6. Устойчивые и неустойчивые ступени лада

Устойчивость и неустойчивость ступеней различна. Самая устойчивая ступень - I  ступень лада (тоника). Значительно меньшей устойчивостью обладают ступени  III и V. Неустойчивые ступени - II, IV, VI и VII. Степень тяготения неустойчивых ступеней к устойчивым различна. Она зависит от:

  • степени устойчивости устойчивого звука
  • интервала, образованного между неустойчивым и устойчивым звуком. Полутоновое тяготение проявляется сильнее тонового.

В случае натурального мажора ситуация выглядит следующим образом:

  • VII -> I - самое сильное тяготение, поскольку I ступень (тоника) является самым устойчивым звуком в ладе, а тяготение полутоновое
  • II -> I сильнее II -> III, так как I ступень устойчивее III
  • полутоновое тяготение IV->III сильнее тонового IV-> V
  • VI разрешается только в V, так как VII - неустойчивая ступень

II и IV ступени имеют два разрешения, VI и VII ступени по одному (рис. 6). Знание отношений между устойчивыми и неустойчивыми ступенями позволяет играть простейшие мотивы (минимально возможный осмысленный фрагмент мелодии): сначала играется неустойчивый звук, а затем он разрешается в устойчивый звук.

В системе лада звук приобретает новые характеристики - степень устойчивости и функциональность. Сам лад входит в систему строя, а строй - в систему звукоряда (рис. 7).

Взаимосвязь между звуком и окружающими его системами

Рис. 7. Взаимосвязь между звуком и окружающими его системами

Интервалы и лад

Интервал состоит из двух ступеней, поэтому устойчивость интервала будет зависеть от устойчивости входящих в него ступеней. Наибольшей неустойчивостью и напряжением в звучании обладают тритоны. В натуральном мажорном и минорном ладах их два: уменьшенная квинта VII-IV ступени и увеличенная кварта IV-VII ступени. Интервал VII-IV разрешается в большую терцию I-III, а интервал IV-VII в малую сексту III-I.

Интервалы можно строить либо от заданной ноты, либо в заданной тональности. На предыдущей странице были рассмотрены все простые интервалы, построенные от ступени до. В натуральном до-мажоре нет ступеней, которые соответствуют черным клавишам, поэтому в этой тональности невозможно (без использования хроматизмов - повышенных или пониженных ступеней) построить интервалы от ступени до, в которые входит черная клавиша. Но это не значит, что, например, малой секунды в натуральном до-мажоре нет.  Такой интервал существует и строится от III и VII ступени: ми-фа, си-до. Построение интервалов без относительно к тональности - это упражнение. Практическую пользу даёт умение строить интервалы в тональности. Если хроматизмы использовать нельзя, то построение интервала в тональности может быть выполнено только с использованием диатонических ступеней.

В музыке, как уже говорилось, всё относительно. Новое окружение может вносить дополнения и коррективы. К настоящему моменту вы знаете, что интервалы могут существовать в системе звукоряда (они могут быть построены от любой ступени звукоряда) или в системе лада в той или иной тональности (интервалы строятся на диатонических ступенях). В системе звукоряда основная характеристика гармонического интервала - характер его звучания (консонирующие и диссонирующие интервалы). В системе лада интервалы приобретают новое важное свойство - функциональность.

На рис 8. показаны два интервала - чистая кварта и чистая квинта. Зеленым цветом выделены устойчивые ступени лада.

Интервалы от I ступени натурального мажорного лада (до-мажор)

Рис. 8. Интервалы от I ступени натурального мажорного лада (до-мажор)

Оба этих интервала входят в одну группу - интервалы совершенного консонанса и по этой причине в системе звукоряда невозможно определить, какой из этих интервалов звучит мелодичнее. Чем интервалы, построенные от ступени до, отличаются от этих же интервалов, построенных от ступни ре? Ничем, если не принимать во внимание интервал входящих в них частот.

Если рассмотреть эти интервалы в системе лада, то корректно говорить, что они построены не от ступени до, а от I-й ступени лада. Чистая квинта образована устойчивыми ступенями лада - I и V, а чистая кварта - устойчивой и неустойчивой - I и IV. В системе лада интервалы, образованные устойчивыми ступенями звучат, соответственно, менее напряженно. Чистая квинта от I ступени звучит более устойчиво (менее напряженно) чистой кварты. То есть, система лада позволила увидеть различие между рассматриваемыми интервалами.

На рис. 9. показаны те же интервалы, но построенные от II ступени лада.

Интервалы от II ступени натурального мажорного лада (до-мажор)

Рис. 9. Интервалы от II ступени натурального мажорного лада (до-мажор)

Теперь квинта образована неустойчивыми ступенями II и IV, а в кварту входит устойчивая ступень (V). Теперь кварта звучит устойчивее квинты.

Функциональность интервалов нагляднее всего демонстрируется на примере малой и большой терции. В системе звукоряда эти интервалы относятся к несовершенному консонансу, то есть, по степени благозвучности они уступают чистой кварте и квинте. Однако в системе лада эти интервалы определяют вид трезвучия: если первый интервал в трезвучии является большой терцией, то получается мажорное звучание, если же первый интервал является малой терцией, то получается минорное звучание. Чистая кварта не используется в трезвучии, а чистая квинта не влияет на вид аккорда. Возникает вопрос, какая характеристика имеет больший приоритет в системе лада - степень благозвучности или функциональность? В системе лада большую значимость имеет функциональность интервала.

Взаимосвязь тональностей

От 12 хроматических ступеней октавы можно построить большое количество мажорных и минорных тональностей На практике ограничиваются 15 мажорными и 15 минорными тональностями, руководствуясь принципом разумности. Зачем что-то усложнять, если то же самое можно сделать просто? Никто не запрещает, например, использовать тональность си-диез-мажор (рис. 10).

Тональность си-диез-мажор

Рис. 10. Тональность си-диез-мажор

Попробуйте сыграть эту гамму (крестики перед ступенями - дубль-диез - повышение на 1 тон). Непросто? А на самом деле это тональность до-мажор. В до-мажоре нет знаков при ключе, а в тональности си-диез-мажор их будет двенадцать.

Как научиться строить любую тональность без их заучивания? Во-первых, нужно запомнить порядок следования знаков при ключе. Диезы следуют в таком порядке: фа-до-соль-ре-ля-ми-си. Бемоли следуют в таком порядке: си-ми-ля-ре-соль-до-фа. Во-вторых, нужно хорошо помнить тоновое строение мажорного и минорного ладов. В-третьих, нужно запомнить, что мажорный и минорный лад - лады, состоящие из семи диатонических ступеней.

Пример 2. Требуется построить тональность ми-мажор и определить знаки для неё. Вспомним, что мажорный лад имеет тоновое строение "б-б-м-б-б-б-м". После этого начинаем построение ми-мажорной тональности от ноты ми:

  б.2 б.2 м.2 б.2 б.2 б.2 м.2
ми фа-диез соль-диез ля си до-диез ре-диез ми

В тональности ми-мажор четыре диеза: фа, до, соль, ре.

Пример 3. Требуется построить тональность ми-минор и определить знаки для неё. Вспомним, что минорный лад имеет тоновое строение "б-м-б-б-м-б-б". После этого начинаем построение ми-мажорной тональности от ноты ми:

  б.2 м.2 б.2 б.2 м.2 б.2 б.2
ми фа-диез соль ля си до ре ми

В тональности ми-минор один знак - фа-диез. Почему фа-диез, а не соль-бемоль? Потому что в последнем случае получится следующее:

  б.2 м.2 б.2 б.2 м.2 б.2 б.2
ми соль-бемоль соль ля си до ре ми

То есть, вместо семи ступеней используется шесть ступеней, а минорный лад должен состоть из 7 ступеней. К тому же, в диатонике переход с пропуском ступени недопустим, а в этом примере пропущена ступень фа.

Пример 4. Требуется построить тональность фа-мажор и определить знаки для неё.

  б.2 б.2 м.2 б.2 б.2 б.2 м.2
фа соль ля си-бемоль до ре ми фа

В тональности фа-мажор один знак - си-бемоль

15 мажорных тональностей - тоже немало. Зачем нужно столько мажорных тональностей? С точки зрения построения все мажорные лады одинаковые и имеют одинаковый интервальный состав (б.2, б.2, м.2, б.2, б.2, б.2, м.2). А вот с точки зрения характера звучания один мажорный лад отличается от другого мажорного лада. Проверить это просто, используя формулу для определения частот ступеней в равномерно темперированном строе F=440*2i/12. Давайте определим, какой диапазон частот заключен в одном тоне между ступенями первой октавы ля и си, до и ре. В первом случае 440*20/12 - 440*21/12 = 53,8833 Гц, а во втором 440*2-9/12 - 440*2-7/12 =  32,0392 Гц. Разница видна невооруженным взглядом. На практике это означает то, что песня в одной мажорной тональности будет звучать веселее и ярче, чем в другой мажорной тональности. Тоже самое можно сказать о любых тональностях. Переход в другую тональность при транспонировании не изменяет гармонию, но приводит к изменению окраски и характера звучания композиции. Проверить это можно путем сравнения звучания midi-файла в разных тональностях.

«...назад вперед...»  

Александр Страшко
admin@starport.ru
30.01.11


Рубрики

Школа
Музыкальная студия в школе
Дискотека в школе
Актовый зал
Дом
Музыкальная студия дома
Дискотека дома
В помощь начинающим
Гитаристам
Клавишникам
Бас-гитаристам
Барабанщикам
Обучающие материалы
Основы теории музыки
Самоучитель игры на синтезаторе
Сочинение мелодий на синтезаторе
Игра на синтезаторе двумя руками
Аккомпанемент (справочник)
Звук
Звуковое оборудование
Отзывы о музыкальных инструментах
Отзывы о музыкальном оборудовании
Свет
Световое оборудование
Светодиодные приборы эффектов
Световое оформление
Общие вопросы
Родителям
Учащимся
Copyright © 2006 Мы и Музыка
Яндекс.Метрика