Разделы
Мы и Музыка
Рубрики

Проблемы современного музыкального образования детей

«...назад вперед...»

Проблемы современного музыкального образования детей

«...назад вперед...»

Где можно развить свои музыкальные способности ребенка? Что выбрать – музыкальную школу, школьный кружок или музыкальную студию? В этой статье мы постараемся помочь Вам в этом простом на первый взгляд вопросе.

В музыкальной школе детей обучают фундаментальным основам классической музыки и навыку игры на одном выбранном музыкальном инструменте, например, фортепиано, скрипка, гитара, домра и др. Кроме этого детей обучают пению и нотной грамоте. После окончания музыкальной школы можно пройти обучение на другом инструменте, продолжить обучение в музыкальном училище и др. Как правило, в детской музыкальной школе обучение начинается с 6-7 лет и продолжается 5-7 лет. Поэтому нужно заранее определиться с тем, пойдет ли Ваш ребёнок в музыкальную школу или нет, потому что в более старшем возрасте (12-14 лет) возникает ряд моментов, затрудняющих данное обучение - подготовка к окончанию школы и поступление в институт, дети более осознано подходят к музыке и уже хотят научиться играть на каком-либо эстрадном музыкальном инструменте, подражая своим кумирам - электрогитаре, синтезаторе, ударной установке и др. Для освоения 2 инструментов, например, фортепиано и классическая гитара потребуется уже 10-12 лет (7 лет фортепиано, 3-5 лет – гитара, в зависимости от уровня подготовки ученика). Параллельное обучение если и возможно но крайне затруднительно. А что делать, если ребёнку надоело играть на фортепиано эти 7 лет или хочется взять в руки гитару? В самом лучшем случае – он как-то закончит музыкальную школу и никогда больше не будет заниматься музыкой. Действительно, эффект от обучения напрямую зависит от того, насколько интересна человеку данная предметная область, от таланта педагога, который смог вызвать у ребенка интерес к занятиям по музыке. Ситуация осложняется тем, что классическая музыка в настоящее время отделена и продолжает стремительно отделяться от жизни и культуры людей. Достаточно открыть телевизионную программу или заглянут в интернет, чтобы понять, что 99% информации – эстрада, причём в большей своей массе находится на уровне ниже среднего. Понятно, что в таком окружении ребенку хочется поскорее купить гитару, разучить 2-3 аккорда и распевать в компании песни любимых “звёзд” в дыму сигарет. Даже если ребёнок ходит в детскую музыкальную школу, то это не значит, что он вырастит культурным человеком и продолжит свои занятия. Очень много будет зависеть от того, какой данный интерес к музыке будет реализован в переходный возраст от 13 до 18 лет, когда обучение в музыкальной школе закончится. Парадокс заключается ещё и в том, что в обычной школе уроки музыки (зачастую весьма неинтересные) не преподаются в старших классах. А именно в это время ребёнок уже начинает проявлять осознанный интерес к музыкальному миру, который может перерасти в желание научиться играть на каком-нибудь эстрадном инструменте.

Игре на эстрадных инструментах обучают в музыкальных студиях, но стоимость занятий даже не не в самых дорогих студиях настолько высока, по сравнению со стоимостью обучения в государственной детской музыкальной школе, что не все родители могут их оплачивать, да и не хотят, чтобы их дети после классического образования “бренчали” электрогитаре и стучали по подушкам и кастрюлям из-за невозможности приобрести электронную ударную установку. Получается, что начиная с 7-8 класса и до самого окончания школы, когда у детей проявляется повышенный интерес к изучению всего нового, в том числе и музыки, у них нет возможности это сделать. В школах нет аппаратуры и энтузиастов, которые будут бесплатно заниматься с детьми, и делиться с ними своими знаниями. Максимум, что можно увидеть в школе - организованные детьми и преподавателями дискотеки на аппаратуре N-годов с парой театральных прожекторов, установленных на партах, или музыкальный кружок пения под звуки растроенного фортепиано. А между тем, с детьми должны заниматься специалисты, которые имеют практическое представление о том, как организовать и провести школьный концерт. Но откуда в школе могут появится специалисты при том отношении государства с вопросам школы? В то время, когда новые технологии шагнули далеко вперёд, когда науке и промышленности требуются грамотные специалисты, многие школы даже не могут позволить себе оборудовать печатной продукцией предметный кабинет, не говоря уже о том, чтобы привести акустику актового зала в порядок, пригласить грамотных педагогов, звукооператоров и других специалистов и закупить качественное музыкальное оборудование и инструменты. Да, лет через 5-10 молодой человек начнёт зарабатывать деньги, но время-то уйдет и желание научиться игре на гитаре в нашей суетной жизни так и может остаться лишь мечтой.

Мы не будем детально останавливаться на рассмотрении различных форм музыкального образования, а выделим лишь некоторые их положительные и отрицательные моменты.

Музыкальная школа

Плюсы

  • Фундаментальные основы классического музыкального образования и общего культурного развития
  • Недорогое обучение в государственных школах
  • Практика выступлений
  • Навыки пения и нотной грамоты
  • Получение углубленных знаний в нескольких выбранных предметах
  • Профессиональные педагоги

Минусы

  • Большое время обучения 5-7 лет за которое интерес к музыке может пропасть
  • Отсутствие эстрадного отделения по определению и возможности игры на электроинструментах, поскольку обучение происходит классическим основам
  • Невозможно получить даже начальные знания и опыт по целым областям музыкальной индустрии
  • Невозможность обучения в любом возрасте
  • Слабая практическая подготовка. Для продолжения занятий музыкой, например, в музыкальной группе, таким детям необходим отдельный курс адаптации. У многих детей отсутствуют элементарные навыки импровизации, построения мелодии, и гармонии, несмотря на то, что в течение 5-7 лет они занимались сольфеджио.
  • Невозможно оказать влияние на образовательный процесс

Музыкальная студия

Плюсы

  • Возможность обучения на эстрадном отделении
  • Возможность начать обучение практически в любом возрасте
  • Интерес
  • Относительно небольшое и свободное время обучения – за 1-2 года учащийся может выйти на весьма приличный уровень владения инструментом и играть музыкальные фразы своих кумиров
  • Возможность получения некоторых знаний о музыкальной индустрии
  • Возможность параллельного обучения на многих курсах, начиная от игру на нескольких инструментах и заканчивая звукорежиссурой и сценическим мастерством

Минусы

  • Отсутствие фундаментального образования и нотной грамоты. В музыкальной школе сольфеджио и хор – обязательные предметы, а в студии можно заниматься только специальностью.
  • Значительно более дорогое обучение по сравнению с обучением в музыкальной школе
  • Зачастую низкий уровень обучения и подход к обучению как к “фабрике талантов”. Мне лично не понятно, как можно проводить обучение, например, вокалу (получая за это весьма приличные деньги) с использованием файлов караоке, загруженных из интернета?
  • Невозможно оказать влияние на образовательный процесс

Музыкальный кружок

Плюсы

  • Бесплатные занятия
  • Интерес
  • Возможность участия в театрализованных действиях, в различных конкурсах и др.

Минусы

  • Ограниченные знания по многим областям музыкальной жизни.
  • Возможность обучения пока ребенок учится в школе
  • Весьма незначительное влияние на образовательный процесс
«...назад вперед...»

Александр Страшко
admin@starport.ru
09.02.08

Copyright © 2006 Мы и Музыка
Яндекс.Метрика