Разделы
Мы и Музыка
Рубрики
Родителям«...назад вперед...»

Почему детям не разрешают заниматься музыкой?

Не секрет, что многие родители вынуждены работать с утра до вечера, чтобы обеспечивать более или менее достойные условия для жизни всей семьи. Часто работа продолжается и дома, поэтому у них порой просто не остаётся времени и сил (да и желания) разбираться с тем, какой музыкой и где их ребенок хочет заниматься. Поэтому они опираются на собственный опыт в данном вопросе. Люди старшего возраста помнят 70-90 годы, когда тяжелые стили были весьма популярны в нашей стране, несмотря на запреты идеологии. На фоне советской эстрады и классической музыки западный и отечественный рок часто выставлялся в самом неприглядном свете, когда всё грохочет, музыканты орут, а фанаты беснуются за ограждениями. Это имело место быть, но нужно учитывать то, что в любом произведении есть музыка и есть культура её исполнения. Если не производить такого разделения, то рок как музыкальный стиль – плохая музыка, вредный шум и “заниматься этим бредом мы тебе не разрешим”. Сейчас все эфиры забиты “популярной эстрадой”, и часто исполнители “кормят народ” осовремененными аранжировками советских песен. А это не бред? Если же присмотреться к различным массовым мероприятиям, то станет понятно, что шум, грохот и вопли толпы - это характеристика культуры проведения данного мероприятия и его участников, а не характерная черта того или иного музыкального стиля. Конечно, форма организации концерта классической музыки принципиально отличается от рок-концерта или шоу. Но изначально в этом ничего страшного нет, поскольку есть и шахматисты, и бегуны, и считать, что шахматисты лучше бегунов – бессмысленно. Страшно то, что некоторые “педагоги и деятели культуры” под видом “современного и инновационного” формируют у подростков искаженное восприятие культуры. И родители должны оберегать своих детей не от занятий музыкой как таковой, а от извращенных форм проведения последних.

Другой момент заключается в том, что родители не знают, да и часто не хотят знать, в какой форме можно проводить музыкальные занятия. Достаточно сказать “рок-студия”, чтобы в ответ услышать “не разрешаю”. Если в музыкальной студии или клубе в подвале жилого дома грохочет музыка под мат, выпивку и сигаретный дым, то это не значит, что, например, в музыкальной студии общеобразовательной школы музыкальные занятия будут проводиться аналогичным образом. Почему выпивка и сигареты разрешаются во многих клубах? Потому что это коммерция. Запрети это и многим заведениям придется закрыться, потому что “народ не поймет и не придет". В некоммерческом кружке или студии тоже может случиться всякое, но скорее всего при такой организационной форме руководство не потерпит нетрезвых преподавателей и окурки в помещениях для занятий. Если есть сомнение в уровне культуры преподавателей и окружающих ребенка людей, а также форме проведения музыкальных занятий, то этот вопрос решается очень просто. Нужно подойти вместе с ребенком в место проведения занятий, поговорить с преподавателями и всё увидеть своими глазами, как это cделали некоторые родители учеников нашей музыкальной студии.

В некоторых случаях родители опасаются, что занятия музыкой мешают детям хорошо учиться в общеобразовательной школе. Давайте ответим на вопрос, а что значит слово “общеобразовательная”? Это значит общее образование и общие знания. Но при работе в той или иной области, на том или ином предприятии, в государственной или частной компании, в той или иной должности, да и вообще в жизни требуются не общие, абстрактные и теоретические, а специальные практические знания и умения. Где эти знания и умения получить? Ответ простой – в рамках дополнительного образования или самообразования. Форма и методика осуществления образовательного процесса в общеобразовательной школе не нацелена на приобретение специальных знаний и умений. Поэтому занятия в детской музыкальной школе, в спортивной секции, в тематическом кружке и др. по определению эффективней уроков в общеобразовательной школе, хотя проводить качественное сравнение возможностей общего и дополнительного образования некорректно, поскольку цели у них разные. Цель общего образования – развить общую интеллектуальную подготовку детей (чтобы подросток хотя бы начала думать иногда), а дополнительного – развитие определенных практических навыков (чтобы подросток занимался полезным делом, а не ерундой). Если исключить дополнительное образование (те же занятия музыкой), то в результате получится подросток с заученными теоретическими моделями, без каких-либо практических умений и знаний, где-то пропадающий по вечерам. Получается весьма любопытная ситуация – в школах есть дорогие компьютерные классы, дорогое проекционное оборудование и интерактивные доски, а уровень подготовки детей, почему-то, не улучшается. Конечно, на подготовку влияют и уровень преподавателей, и уровень материально-технического оснащения школы, но подросток, который помимо обучения в школе занимается ещё и музыкой, и спортом, и др. быстрее найдет интересное для себя занятие в жизни. Вы не задумывались над тем, почему многие школьники выпускных классов не определились с тем, куда они пойдут учиться или работать дальше? Всё очень просто – они много лет находились в общеобразовательном инкубаторе, в котором практически вся практика нацелена на решение абстрактных теоретических задач. Но парадокс в том, что зачастую и сами родители не разрешают подростку выйти из этого инкубатора, запрещая ему, например, заниматься музыкой и открыть для себя что-то новое.

Бывают и такие ситуации, когда родители принципиально не хотят, чтобы их ребенок занимался музыкой. Чтобы разобраться в этом, необходимо услышать аргументацию родителей и рассмотреть конкретную ситуацию, поскольку без этого все разговоры превратятся в долгий и ненужный спор.

Музыка – одно из отражений культуры общества, и далеко не всегда она способна что-то реально изменить. Но, если запрещать подростку заниматься музыкой, то он пройдет мимо того, что могло бы в дальнейшем приносить ему радость и утешение в жизни, потому что именно искусство находит своё отражение в душе человека, а не теоретические дисциплины, которыми его заставляют заниматься и в школе, и дома.

Родителям«...назад вперед...»

Александр Страшко
Вконтакте
12.09.09

© 2006-2023 Мы и Музыка