Разделы
Мы и Музыка
Рубрики
Учащимся«...назад вперед...»

Играем на компьютерной клавиатуре под автоаккомпанемент

На страницах нашего сайта мы уже рассматривали подключение компьютерной клавиатуры к программному синтезатору и игру двумя руками на ней. Пришло время дополнить эту информацию материалом по игре на компьютерной клавиатуре под автоаккомпанемент, в чём нам поможет замечательная программа One Man Band - программный синтезатор-секвенсор

В сети можно найти разные варианты программных синтезаторов с автоаккомпанементом, но One Man Band имеет следующие преимущества:

  • функциональность программы весьма неплохо отражает функциональность аппаратных моделей синтезаторов Yamaha PSR. После изучения One Man Band вы сможете без труда освоиться как с моделями PSR, так и аналогичными синтезаторами других производителей
  • программа воспринимает формат файлов стилей моделей PSR и Tyros, что позволяет не только обмениваться стилями между ней и аппаратным синтезатором, но и загружать в неё стили из большой библиотеки на странице psrtutorial
  • клавиатура и элементы управления в режиме живого исполнения реализованы в виде полностью настраиваемого многоуровневого меню, что позволяет создавать свои раскладки для более удобного живого исполнения
  • в программе есть инструменты для студийной работы - секвенсор, аранжировщик, редактор стилей и другое

Установите программу One Man Band 11 (официальный сайт). После установки зайдите в настройки по команде File|Preferences и выберите в списке MIDI Out устройство для воспроизведения. Разные устройства обладают разным качеством звучания и величиной задержки между моментом нажатием на клавишу и моментом появления звука. Как правило, недорогие встроенные звуковые карты не обеспечивают приемлемого качества звучания MIDI-данных и имеют большую величину задержки, что делает невозможным игру в реальном времени. Для улучшения качества звучания установите программный MIDI-синтезатор Yamaha S-YXG50, после чего выберите его в качестве устройства воспроизведения. Для уменьшения времени задержки, возможно, придётся установить драйвер ASIO4ALL и настроить работу звукового устройства через него.

По умолчанию после запуска программы отображается окно исполнения (для "живой" игры) Live (рис. 1). В этом режиме можно управлять работой автоаккомпанемента, изменять его параметры и играть мелодию.

Интерфейс программы One Man Band 11

Рис. 1. Интерфейс программы One Man Band 11

Интерфейс включает в себя главное меню, дисплей, браузер стилей и панель управления в виде клавиатуры, которая содержит большое количество кнопок. Они сгруппированы по функциям и имеют цветовую маркировку надписей, что позволяет быстро определить характер действия - переход в подменю, выбор голоса, выбор функции и др.

Попробуем что-нибудь сыграть под автоаккомпанемент для оценки качества звучания и базовых возможностей автоаккомпанемента.

  • Выбираем в браузере стилей файл Techno.sty, щелкнув на нём один раз.
  • Нажимает клавишу N (Chords & Notes - аккорды и ноты) для перехода в меню игры под автоаккомпанемент
  • Начинаем играть, нажимая пальцами левой руки кнопки цифрового ряда с обозначением аккордов, а правой рукой кнопки, в нижних двух рядах A и Z с обозначениями нот.

Пример 1. Танцевальная импровизация.

Благодаря наличию эффекта в сэмплах Yamaha S-YXG50 плавное голосоведение фортепианным тембром звучит неплохо. В исполнении есть неточности, но после небольшой практики они уйдут. Настораживает другое - побочный эффект при активации сбивки (перехода в партии ударных): в момент нажатия на стрелку влево перед началом второй сбивки проскочил непонятный звук, которого быть не должно. После небольшого экспериментирования выяснилось, что при недостаточно точном моменте нажатия на клавишу, запускающую сбивку, происходит двоение звуков в партиях того или иного инструмента аккомпанемента. В секвенсоре (MIDI-редакторе) эти ненужные ноты можно удалить, а при живом исполнении придётся корректировать свою игру для минимизации их появления.

Для лучшего понимания возникающего эффекта уменьшите темп до 80 и в момент воспроизведения аккомпанемента нажимайте стрелку влево для запуска сбивки. В какие-то моменты времени эти нажатия будут сопровождаться появлением звуков в партиях инструментов аккомпанемента. Если эти "паразитные" звуки располагаются вплотную к воспроизводимым, то они удлинят звучание последних.

В следующем примере используется стиль 70'sDisco2, но раскладка была дополнена. На клавиши F1-F4 были назначены сбивки, а на F9 и F10 нужные голоса для мелодии.

Пример 2. Стиль 70'sDisco2 от Yamaha PSR-9000

Играть стало удобнее, так как теперь сбивки запускаются левой рукой, а голоса меняются правой.

Звучание программного синтезатора Yamaha S-YXG50 не поражает качеством, но и не сказать, что его совсем нет.

Полифония программы позволяет брать аккорды, состоящие из 5 и даже 6 нот, но при игре под автоаккомпанемент возможно пропадание звуков. На аппаратных синтезаторах это происходит из-за нехватки голосов для независимого воспроизведения всех звуков. Здесь ситуация похожа с той разницей, что сигнальные линии кнопок объеденены в группы. Если нажато несколько кнопок на разных линиях, то проблем не возникнет, а если нажать две кнопки на одной сигнальной линии, то действие одной из них будет заблокировано другой. В одних случаях одновременное нажатие аккордовой кнопки и двух в мелодии не приведёт к пропаданию звуков, а в другом что-то не прозвучит. Обойти это ограничение можно путем нажатия кнопок интервалов в мелодии на мгновение позже нажатия аккордовой кнопки.

Пример 3. Стиль ClubLatin от Yamaha PSR-9000

Неточность исполнения ритма и мелодии огорчают, но преимущество записанной импровизации в том, что в таких ошибках можно услышать что-то новое и интересное на будущее.

Играть на компьютерной клавиатуре непросто, но возможно. С чего начать? С учетом специфики её использования лучше начать с пения популярных песен под автоаккомпанемент. Это позволит прочувствовать структуру песен, музыкальных квадратов, ритма, гармонии и немного развить координацию. Если это занятие вам понравится, но захочется большего, то тогда стоит всерьёз подумать о покупке синтезатора. Если живое исполнение не впечатлит, то можно попробовать использовать One Man Band для студийной работы. Набивать партии инструментов можно и мышкой. Изучать теорию музыки на компьютерной клавиатуре или нарабатывать технику игры на ней теоретически тоже можно, но практически не имеет смысла. Это всё равно, что использовать калькулятор и думать, что умеешь работать на компьютере.

В качестве первой пробы выберите простую песню, в которой используется 3 аккорда, например. Am, Dm и E и назначте эти аккорды на расположенные рядом клавиши для большего удобства их игры. Для назначения аккорда на выбранную клавишу щелкните правой кнопкой мыши на ней, в появившемся меню выберите категорию Assign to Chord... Появится диалог для выбора аккорда.

Диалог для выбора аккорда

Рис. 2. Диалог для выбора аккорда

  • Root - аккорд
  • Type - тип аккорда
  • Bass - басовая нота аккорда (можно оставить none)

Типов аккордов немало, но для начала ограничимся мажорными (major) и минорными (m). Аккорды можно назначить на какие угодно кнопки, но лучше их располагать рядом и в каком-то логичном порядке, например:.

клавиша Q - аккорд A(m), W - аккорд D(m), E(major) - аккорд E

Аккордовые кнопки можно нажимать одним и тем же пальцем, например, средним. Позже можно перейти к трёх (безымянный, средний и указательный) и даже четырёх пальцевой позиционной игре (мизинец, безымянный, средний и указательный). Это повысит точность нажатий на кнопки. Для этого также можно использовать и мышку.

На этом пожалуй, мы и закончим наше занятие.

Учащимся«...назад вперед...»

Александр Страшко
Вконтакте
23.01.17

© 2006-2023 Мы и Музыка