Разделы
Мы и Музыка
Рубрики
Родителям«...назад вперед...»

Индивидуальное онлайн-обучение игре на музыкальном инструменте

Когда речь заходит об онлайн-обучении, то далеко не все понимают то, что же это такое на самом деле. А что непонятно, то и не нужно. В результате можно легко лишить себя или своих детей возможности за относительно короткое время приобрести хорошую базу для быстрого и эффективного осваивания игры на гитаре или синтезаторе.

Целью индивидуального онлайн-обучения игре на музыкальном инструменте является предоставление учащемуся возможности получить практические знания и умения игры на этом инструменте в процессе занятий  с преподавателем по Интернету.

В случае онлайн-обучения связь между учащимся и преподавателем происходит в реальном времени “здесь и сейчас”. Этим оно отличается от дистанционного обучения, когда связи в реальном времени нет как, например, при просмотре ранее записанных видеуроков на YouTube, обучающих материалов, полученных от преподавателя и др. Благодаря этой связи занятие происходит под постоянным контролем преподавателя, обращает внимание учащегося на ошибки, что позволяет последнему обрести уверенность в том, что и как он делает. Такой контроль особенно важен на начальном этапе обучения, когда учащийся не может самостоятельно контролировать правильность своей игры, так как он просто не знает как это осуществить, занимается без метроном, а из-за недостаточно хорошо развитого слуха, чувства ритма или из-за неэффективного распределения своего внимания допускает ошибки и неточности, которые пальцы быстро запомнят на механическом уровне и которые затем придётся долго и упорно исправлять. В результате техника игры улучшается очень медленно, так как без постановки руки и с большим количеством лишних движений просто невозможно играть технично. Это как в футболе. Если удар не поставлен, то хоть всю жизнь бегай за мячом, а эффекта от этого будет немного.

Дистанционное обучение стало возможным благодаря появлению Интернета, а онлайн-обучение является его логичным продолжением, что стало возможным благодаря развитию информационных технологий и доступности высокоскоростных каналов связи для видеообщения.

Обратите внимание на то, что целью онлайн-обучения является предоставление возможности заниматься с преподавателем, а не замена очной формы обучения, где цели могут быть другими. Существует большое количество причин, по которым затруднительно или невозможно использовать очную форму обучения – отсутствие поблизости подходящего учебного заведения, студии или кружка, высокая стоимость занятий, неподходящая программа обучения, возрастные ограничения для учащихся, недостаток свободного времени для посещения очных занятий, маломобильность и др. Благодаря Интернету многие из этих проблем можно легко обойти. Не нужно тратить время на дорогу, можно выбрать удобное время для занятий, исключить стрессы, связанные с необходимостью сдавать зачеты и экзамены, а также свобода выбора того, что действительно интересно. Всё это неплохо, а несколько эффективны онлайн-занятия?

Эффективность занятий напрямую зависит от качества технических средств обучения, начиная от музыкального инструмента и компьютера, и заканчивая освещением в помещении. Если у человека есть возможность купить электрогитару или синтезатор за 15-20 тыс. руб., то, наверно, у него есть возможность приобрести web-камеру не за 300 рублей, а за 2 тыс. руб., а также переключиться на более быстрый тариф связи. Это не даст те возможности, как и при очных занятиях, но позволяет проводить занятия на достаточно качественном уровне и хорошо видеть и слышать большую часть ошибок. С другой стороны, онлайн-занятия предоставляют больше возможностей для осуществления наглядных объяснений при помощи демонстрации экрана, что позволяет проводить комплексные занятия, когда в рамках одного занятия можно не только работать над техникой игры, но и на практике изучать теорию музыки, что при очной форме обучения часто происходит в рамках отдельных занятий, что имеет как плюсы, так и минусы.

Если вы сомневаетесь в эффективности онлайн-занятий и считаете (не без оснований), что нет ничего лучше очного обучения, то очевидно, для вас главным является качество, а не их доступность. В таком случае можно дать такую рекомендацию: выбирайте путь музыканта, который может проходить через детскую музыкальную школу (желательно одну из ведущих, если сможете в неё поступить), колледж, музыкальное училище, консерваторию и др. Для этого придётся приложить очень много сил и затратить очень много времени – десятки лет. Если же планка стоит ещё выше – стать выдающимся музыкантом, то тогда этот путь будет также проходить десятки лет с ежедневными занятиями по несколько часов. Всё это я говорю к тому, что для достижения целей нужно использовать соответствующие средства. Если нужно перевезти большой холодильник, то, очевидно, велосипед для этого не подойдёт. Но это не значит, что велосипед по определению является плохим транспортным средством и не стоит вообще его покупать.

Что делать тем, у кого нет возможности купить синтезатор, web-камеру и прочее необходимое оборудования для онлайн-занятий? Тогда можно приобрести midi-клавиатуру и заниматься в режиме демонстрации экрана с использованием виртуальной клавиатуры. В конце концов, при желании можно играть и на компьютерной клавиатуре. Это очень неудобно и специфично, но лично мой опыт и опыт показывает, что это возможно. Если человек понимает музыкальную систему, то он сможет применить эти знания на практике даже при игре хоть на бутылках, хоть на консервных банках. Звучит смешно? Нисколько. Лично я знаком с барабанщиком, который в качестве бочки использовал коробку от телевизора, а вместо тренировочного пэда - кожаное кресло. При этом его навык игры хотя и был на любительском уровне, но на порядок превосходил навык игры те, у кого дома несколько лет стояла акустическая или электронная ударная установка. Но в том-то и дело, что стояла.  Очевидно, решающим фактором успешного самообучения является не крутость и наличие инструмента и аппаратуры, а нечто другое.

Как правило, длительность онлай-занятия составляет 60-120 минут. Разве этого достаточно для достижения реальных результатов? Такой вопрос задают те, кто слабо представляет то, как достигается успех в жизни без блата, знакомств и золотой ложки во рту. А достигается он ежедневным трудом. Самостоятельные занятия и самообразование являются необходимой составляющей при любой форме обучения – очной, вечерней, заочной, дистанционной, индивидуальной, групповой и так далее. Некоторые считают, что успех учащегося полностью зависит от преподавателя. От преподавателя действительно зависит немало, но, если гитарист, спортсмен, учёный, врач и др. занимается всего по 10 минут в неделю, то будь у него в преподавателях хоть педагог Вселенной, толка не будет никакого.

Стоимость онлайн-обучения может быть ощутимо ниже очного обучения, но казаться неоправдан высоким. На вкус и цвет товарища нет, особенно с финансовой точки зрения, но нужно понимать, что деньги дают выигрыш по времени и эффекту, что хорошо видно на примере транспорта, когда за небольшую плату можно перемещаться из одной точки пространства в другую несопоставимо быстрее, чем пешком. Для лучшей наглядности приведу качественный график кривых обучения.

Кривые обучения

Рис. 1. Кривые обучения

Неужели такая большая разница? А как она может быть небольшой, если при онлайн-обучении используются знания и многолетний опыт преподавателя, а во втором случае только то, что смог осилить сам – 10-20 аккордов, пентатоника в паре боксов и "20 самых крутых гитарных риффов"? Василий из соседнего двора тоже может показать игру аккордов Am, Dm и E, но, думаю, ни у кого не возникнет мысли сопоставить его уровень игры и практические знания, с человеком, который более или менее серьёзно занимался музыкой в течение не одного десятка лет и достиг определённого уровня, позволяющего ему проводить эффективные занятия с другими.

На показанном графике можно выделить две точки. Первая точка показывает относительный уровень умений и знаний, который можно будет получить на условно начальном этапе обучения, предположим 2-3 месяца. Если оба человека не занимались музыкой, то на начальном этапе им обоим будет непросто, и ощутимой разницы в подготовке не будет. Но уже через 5-6 месяцев разница может стать весьма ощутимой, так как первый получит системные знания, а второй будет продолжать играть 7-10 самостоятельно разученных аккордов при помощи одного перебора и гитарного боя. Как это может выглядеть на практике? Например, так. Первый через 4 месяца будет в состоянии уже что-то практическое сыграть на гитаре, а второй и через 2 года "самообразования" будет ковырять гамму на грифе, параллельно думая, а зачем это ему вообще надо, если он купил гитару для того, чтобы играть Пантеру.

Ещё одно преимущество онлайн-обучения – возможность попробовать эту форму обучения. Можно долго спорить о том, что лучше и эффективнее, но, пока одни спорят и размышляют, для чего им нужна эта непонятная и сложная музыка, другие занимаются интересным занятием и достигают результатов. Если вам интересно второе, обращайтесь. В основе моей методики обучения лежит музыкальное творчество, импровизация и сочинение музыки. Если это и вам интереснее, чем игра по нотам и табам, то уверен в том, что наши занятия вас не разочаруют.

Родителям«...назад вперед...»

Александр Страшко
Вконтакте
12.06.20

© 2006-2023 Мы и Музыка