Разделы
Мы и Музыка
Рубрики

Введение, ответы на вопросы

вперед...»

Введение, ответы на вопросы

вперед...»

Предлагаемая серия уроков написана для тех, кто уже играет на синтезаторе или пианино. Здесь не объясняются основы игры на инструменте, и не показывается то, как и какими пальцами нажимаются клавиши. Начинающие исполнители найдут примеры, которые помогут двигаться дальше к вершинам мастерства, а опытные смогут проверить свой навык игры и пополнить багаж новыми исполнительскими приёмами.

Все предлагаемые упражнения можно выполнить и на пианино, но некоторые упражнения будут звучать не так эффектно и правильно, как на синтезаторе. Например, на синтезаторе можно играть звуками ударной установки или разделить клавиатуру на две части и левой рукой играть тембром бас-гитары, а правой - тембром клавишных инструментов.

Что есть игра на синтезаторе двумя руками?

Когда речь идёт об игре на синтезаторе двумя руками, то под этим часто понимается следующее: левая рука играет аккомпанемент, а правая - мелодию. Но игра на синтезаторе под аккомпанемент и игра на нём двумя руками - это далеко не одно и то же. Игра под аккомпанемент является частным случаем игры двумя руками, так как возможны и другие варианты:

  • обе руки играют аккомпанемент
  • обе руки играют разные мелодические партии
  • правая рука играет аккомпанемент, а левая - мелодию
  • обе руки играют одну партию (например, партию ударных)
  • левая рука играет партию ритма, а правая - партию инструмента или мелодию.

Левая рука может выполнять не только вспомогательную функцию, играя аккомпанемент, но и вести басовую линию и даже солировать, что требует более высокого уровня техники игры, по сравнению с игрой простых аккордов или арпеджио при игре аккомпанемента.

Чем предлагаемые уроки отличаются от того, что можно найти в Интернете?

Основное отличие заключается в подаче материала и формате уроков.

Каждый автор обучающего материала имеет собственное представление о том, с чего следует начинать объяснение и демонстрацию материала. Кто-то считает, что всё начинается с блюзовой гаммы, кто-то - с гармонии джаза, кто-то начинает объяснение на примере разбора простой песни или композиции. Возможен любой подход, но сложное состоит из простых элементов, с чего мы и начнём.

Есть большая разница между тем, как один и тот же материал объясняет гуманитарий и техник. Мне ближе техники с их любовью к систематизации, оптимизации и детальным объяснением. Соответственно, материал даётся с этой точки зрения. Гуманитариям, возможно, такой подход покажется шаблонным, сухим и скучным, но “технический подход” помогает понять закономерности изучаемого и выработать подход к изучению неизвестного. Сравните: человек не может что-то сделать, потому что он не знает, что для этого надо сделать или человек знает, что нужно сделать, но не знает, как (в какой последовательности) это сделать. Любое творчество - это последовательность определённых действий, которую можно назвать алгоритмом. Вы можете заниматься творчеством и сочинением нового либо на уровне чувств, либо используя алгоритм.

Формат видеоуроков - текст c примерами игры на клавиатуре в виде анимации. Видеозапись игры выглядит нагляднее, но только в том случае, когда она сделана качественно (и даётся на русском языке, добавят многие). Если же видеозапись сделана на скорую руку, то в ней присутствуют отвлекающие внимание или непонятные моменты. Особенно забавно смотрятся видеокурсы для начинающих, в которых после двух-трёх упражнений автор начинает ”шпарить” одному ему известные пассажи, которые и после музыкальной школы сыграет далеко не каждый. Приходится по 5-10 раз внимательно просматривать фрагменты, чтобы понять, а что же в них, собственно, демонстрируется и для чего. Другая странность заключается в том, что простые примеры рассматриваются детально и в медленном темпе, а сложные интересные примеры “проскакиваются”  со скоростью Усэйна Болта на стометровке.

Помимо визуального наблюдения действия на видеозаписи нужно ещё уловить то, что автор говорит в это время. Когда же человек пытается одновременно смотреть, слушать и повторять увиденное и услышанное, то тут думать уже некогда. Получается классическая ситуация, когда, вроде, много чего увидел и услышал, а как это применить на практике совершенно непонятно. Шаг влево или вправо за рамки показанного шаблона полностью сбивает с толку.

Чем отличается игра на синтезаторе двумя руками от игры под автоаккомпанемент?

Достаточно часто игра двумя руками на синтезаторе происходит под автоаккомпанемент. Конечно, можно сказать, что левая рука “играет” и в этом случае, но на самом деле она только управляет автоаккомпанементом (управляет гармонией аккомпанемента). Управление автоаккомпанементом и игра имеют существенные отличия. Например, на синтезаторе можно включить режим, когда левая рука нажимает одну клавишу, а звучит трезвучие, как будто были нажаты три клавиши. Можно сказать, что в режиме автоаккомпанемента левая рука нажимает кнопки, в качестве которых выступают клавиши. Нажали одну клавишу-кнопку - звучит один аккорд, нажали другую - другой. Назвать такое действие игрой можно с большим трудом. Для управления аккомпанементом левая рука чаще всего берёт аккорды. При этом пальцы работают в позициях и малоподвижны. Если же отключить функцию автоаккомпанемента и упрощенной игры аккордов, то нажатие клавиш пальцами левой руки уже становится игрой и для игры, например, арпеджио или “шагающего баса” придётся отдельно поработать над улучшением управляемостью каждого пальца руки. Даже простой “барабанный бас” или игра октавами может вызвать трудности.

Играть левой рукой сложнее управления аккомпанементом, но зато и более интересно, так как появляется возможность играть то, что вам нравится и выходить далеко за рамки шаблона автоаккомпанемента выбранного стиля.

В чём заключается сложность игры на синтезаторе двумя руками?

При игре на синтезаторе двумя руками сложность заключается в синхронизации движений пальцев рук с ритмом и друг с другом. Правая рука обычно развита значительно лучше левой. Многие могут свободно играть мелодии на синтезаторе правой рукой независимо от игры аккомпанемента левой рукой, а вот игра наоборот вызывает трудности по причине зависимости пальцев рук друг от друга. Она проявляется в том, что пальцы одной руки начинают непроизвольно дергаться и нажимать клавиши синхронно или в ответ на нажатия клавиш пальцами другой руки, вместо того, чтобы играть свою партию. Важно не просто развивать пальцы левой руки, играя гаммы, арпеджио и упражнения, а нарабатывать навык независимой игры рук.

Что нужно уметь и знать для более эффективного изучения материала?

При игре на музыкальном инструменте возникают вопросы:  ЧТО играть, КАК играть и ПОЧЕМУ играть именно так? В данном материале даются ответы на первые два вопроса. Ответ на третий вопрос можно найти в материалах по основам элементарной теории музыки и гармонии, в которых рассказывается о правилах игры.
Знание элементарной  теории музыки и основ гармонии потребуется в небольшом объеме, но есть большая разница между тем, когда человек что-то делает и понимает то, что он делает, и тем, когда он бессмысленно копирует то, что делают другие. Можно запомнить определённый порядок нажимания определённых клавиш, но, во-первых, запомнить можно относительно небольшой объем информации в таком виде, а во-вторых, это не даст свободы для творчества. Свободу даёт либо талант и большая практика, либо понимание закономерностей существования музыкальной  системы и большая практика. ПОЧЕМУ сначала нажимается эта клавиша, а затем другая или берётся сначала этот аккорд, а затем другой как раз и объясняется в теории. При этом важно не просто знать, что есть тоника, субдоминанта, доминанта, но и уметь их использовать при игре простейших мелодий.

Вначале материала будут даны простые упражнения, но нужно учесть, что игра на синтезаторе двумя руками сложнее игры на нём одной рукой или игры под автоаккомпанемент. Если пальцы вашей левой руки значительно отстают в плане управляемости и растяжки от пальцев правой руки, то нужно будет отдельно поработать над их развитием. Достаточно эффективно это можно делать, используя обмен партиями, когда правая рука играет партию левой руки (аккорды), а левая рука играет партию правой руки - мелодию.

Учиться - это хорошо, но учиться эффективно - ещё лучше, чего я вам желаю!

вперед...»

Александр Страшко
admin@starport.ru
09.03.13

Copyright © 2006 Мы и Музыка
Яндекс.Метрика