Разделы
Мы и Музыка
Рубрики

Басовая партия (часть 1)

«...назад вперед...»

Пятиоктавные синтезаторы не дают исполнителю тех возможностей для игры двумя руками, которые предлагают семиоктавные модели и фортепиано, но, как уже говорилось, в некоторых моделях синтезаторов можно изменять высоту строя каждой из частей разделённой клавиатуры. Но и без данной возможности звукоряд пятиоктавного синтезатора позволяет без труда исполнять на нём партии четырехструнной бас-гитары.

Сложность исполнения басовых партий состоит в том, что для этого требуется хорошая управляемость каждым пальцем по отдельности. При игре левой рукой аккомпанемента пальцы работают в групповом статичном режиме (аккорды) или индивидуальном динамичном (арпеджио, гармонические фигурации, мелодия). При игре аккордов важна синхронность работы пальцев и растяжка, а при игре басовых линий - четкая работа каждого пальца, с чем у левой руки большие трудности, так как чаще всего ей играют, для простоты, трезвучия. При игре трезвучий используются три пальца - мизинец, средний или указательный и большой. Малоподвижный безымянный палец выключен из работы. В ряде случаев вместо безымянного пальца можно использовать средний для получения более четкого исполнения аккомпанемента, но при игре сложных басовых линий безымянный палец будет постоянно выступать в роли якоря, мешающего и затрудняющего работу остальным пальцам. Если безымянный палец не позволяет исполнить партию, то можно поступить так: сначала он заменяется средним, а после понимания того, как партия должна звучать, в медленном темпе производится разучивание партии с его использованием. Играть пятью пальцами в одной позиции легче и эффективнее по сравнению с игрой четырьмя пальцами и изменением позиции руки. Более того, ряд басовых партий на синтезаторе просто невозможно сыграть четырьмя пальцами. Если вы отдельно поработаете над безымянным пальцем, то очень скоро увидите, что техника игры левой рукой заметно улучшилась, что позволяет взяться за более сложные и интересные партии.

По аналогии со спортом при игре на музыкальном инструменте необходимо использовать упражнения двух видов: для общего развития техники игры и целевые. Благодаря первому пальцы станут подвижными и управляемыми, что позволит быстрее и легче разбирать новые партии. Благодаря второму улучшается навык игры базовых элементов партии в том или ином стиле. Упражнения для общего развития хорошо известны - гаммы, арпеджио, обращения аккордов и т.п. То есть, это в какой-то степени абстрактные упражнения, которые используются в произведениях на развитие общей техники игры - этюдах и т.п. В отличие от этого целевые упражнения состоят из фрагментов, которые используются в практических композициях. Они интереснее, но для лучшего развития техники игры необходимо использовать оба вида упражнений. Например, гаммы позволяют улучшить равномерность и беглость последовательной игры пальцами, а басовый рифф - наработать навык работы отдельными пальцами для исполнения практических композиций. Если убрать из занятий общие упражнения, то при игре на активной клавиатуре синтезатора часто будут возникать моменты, когда один палец слишком сильно нажимает клавишу, а другой слишком слабо. Такие “выстрелы” и “провалы” будут постоянно напрягать слух, а также очень нервировать при записи. Если же убрать из занятий вторую составляющую, то это не позволит эффектно играть на синтезаторе. Что это значит? Это значит, что с точки зрения нот партия разучена, но при исполнении она не звучит из-за недостаточной скорости и легкости исполнения её базовых элементов: танцевальная композиция звучит так, как только что разученная детская песня без динамики, движения и стиля.

Поиск упражнений на развитие общей техники игры левой рукой не представляет сложности и мы остановимся на целевых упражнениях. Для этого необходимо отдельно поработать над ритмической и мелодической составляющими басовых линий. Где их взять? Подобрать по слуху! Если это вызывает сложности, то пользуемся самоучителями и нотами популярных композиций. На самом деле всё ещё проще, если вспомнить типы аккомпанемента, рассмотренные на предыдущих занятиях. В качестве баса можно взять басовые звуки из аккомпанемента бас и аккорд, или басовый тон из аккордов гармонического оборота и сыграть их на октаву ниже, а в качестве ритма можно использовать ритм, использующийся в гармонической поддержке. Также можно использовать арпеджио из аккомпанемента типа гармоническая фигурация или использовать басы, которые играются на гитаре. Различные типы аккомпанемента имеют связь друг с другом, поняв которую вы сможете легко переходить от одного аккомпанемента к другому, выделять составляющие их элементы, комбинировать и изменять их, а также создавать новые в практическом творчестве. Ещё раз повторю, музыка на самом деле является музыкальной системой, которую можно воспринимать на интуитивном и техническом уровне. К пониманию этого можно прийти от теории к её использованию в практике (что характерно при обучении в детской музыкальной школе), или от практики к её анализу в теории (что больше походит в случае самообучения).

Ритмическая составляющая

С равномерной игрой басовой линии мы познакомились на предыдущих занятиях. Рассмотрим неравномерную игру. Позаимствуем у рок-гитаристов какой-нибудь простой гитарный рифф. Это даст нам ритм для будущей партии и басовый тон, который нужно будет играть в этом ритме.

Упражнение 1. Простой басовый рифф на одной ноте.

Выберем характерный для стиля “тяжелый рок” гармонический оборот, например, Am -> F -> С -> E | Am -> F -> С -> G и сыграем простую импровизацию.

Пример 1. Импровизация с использованием простого басового риффа на одной ноте.

Сама по себе басовая линия простая, но при игре её вместе с правой рукой возникают трудности, так как пальцы левой руки по привычке стараются синхронизироваться с пальцами правой руки, что нам совсем не нужно. Попробуйте левой рукой выделять акцентами первую долю. Это позволит услышать начало риффа и понять, не сместилось ли оно при цикличном повторении.

Если игра двумя руками вызывает трудности, то используем ране показанный подход: сначала одновременно с левой рукой в медленном темпе правая рука равномерно играет короткую гамму на половину октавы, затем гамму на октаву, затем волнообразную мелодическую линию. После этого правой рукой играется неравномерная мелодическая линия.

Басовая партия для медленных композиций позволит попрактиковаться и поискать интересные мотивы на будущее, а также разобраться с чередованием пальцев обеих рук.

Упражнение 2. Простой басовый рифф для медленных композиций.

Пример 2. Импровизация

Мелодическая составляющая

Существует несколько подходов к разучиванию партий. Можно один и тот же фрагмент гонять по кругу до тех пор, пока пальцы на автомате не начнут выдавать его без ошибок. Такой подход эффективен в случае ограничения по времени. Если такой необходимости нет, то более эффективным будет подход, с использованием нескольких вспомогательных упражнений. Предположим, сразу не получается сыграть сложную партию. Выявляем причину - не получается мизинцем быстро и четко сыграть подряд две ноты. Придумываем простой ход, в котором мизинец также должен сыграть две ноты подряд. За счёт разных вспомогательных упражнений улучшается навык игры исходной партии, происходит тренировка пальцев и возникают мысли по поводу новых басовых линий. В самом простом случае вспомогательное упражнение можно получить из исходной партии путём её упрощения, перестановки тонов и изменения ритма. В более сложном случае вспомогательное упражнение может иметь слабую связь с исходным и выступать в роли самостоятельной партии, как показано ниже.

Упражнение 3. Основная и вспомогательная партия.

Безымянный палец изначально обладает небольшой свободой в движениях, что не позволяет получить четкое нажатие на клавишу, в отличие от остальных пальцев. Он все время стремится присоседиться в процессе работы либо к мизинцу, либо к среднему пальцу. Значит, его необходимо нагрузить дополнительной работой.

Упражнение 4. Непростое упражнение для левой руки

В этом упражнении можно выделить два трудных фрагмента: игра от большого пальца к мизинцу (левой руки привычнее играть от мизинца к большому пальцу) и чередование среднего и безымянного пальца. Если упражнение вызывает сложности, то разбиваем его на вспомогательных и более простых упражнения.

Упражнение 4а. Улучшение взаимодействия мизинца с остальными пальцами.

Упражнение 4б. Улучшение взаимодействия мизинца, безымянного и среднего пальцев.

Слышите, как непривычно звучит вариант, который начинается не с мизинца, а со среднего пальца? Зеркально перевернутая партия звучит непривычно, но интересно.

Для простоты большая часть упражнений на занятиях показывается с использованием только белых клавиш. В практических композициях игра осуществляется и с использованием черных клавиш, что осложняет работу пальцев и требует отдельной проработки.

Пример 3. Импровизация на упражнение 4.

Здесь сложнее всего сыграть басовый рифф в последних двух тактах, где используются черные клавиши фа-диез и соль-диез. Почему? Во-первых, черные клавиши уже белых и нужно играть точнее, во-вторых, увеличивается расстояние между пальцами при игре ми, фа-диез и соль-диез, по сравнению со случаем ми, фа и соль. В-третьих, уменьшается амплитуда движения безымянного пальца при игре фа-диез по сравнению с фа. Возможны и такие случаи, когда при игре с использованием черных клавиш расстояние между пальцами уменьшается, что также вызывает трудности. Вот несколько причин, по которым играть на белых клавишах ощутимо проще.

Для улучшения взаимодействия пальцев и получения разнообразных басовых линий можно воспользоваться сменой аппликатуры. Возьмём простой басовый рифф и рассмотрим это подробнее.

Пример 4. Простой басовый рифф.

На рис. 1 голубым цветом выделены клавиши, которые используются в этом примере. Желтым цветом выделены клавиши, которые можно использовать для получения вариаций исходного риффа.

Варианты  аппликатуры

Рис. 1. Варианты аппликатуры.

Вариант 1. Этот вариант является наиболее удобным для игры, так как каждый палец располагается над своей любимой белой клавишей, а большой палец выступает в качестве опоры. Попробуйте сыграть мелодическую линию без использования большого пальца. С непривычки возникнет ощущение, словно ладонь руки повисла в воздухе.

В примерах ниже в трёх тактах играется основной рифф, а в четвертом - вариация.

Пример 4.1. Вариация 1.

Вариант 2. Здесь пальцы расположены более компактно, но каждый палец также находится над своей клавишей.

Пример 4.2. Вариациия 2.

Вариант 3. Большой палец не используется, что поначалу будет вызывать дискомфорт в виде отсутствия опоры. Но это даёт возможность использовать его для обыгрывания басового тона сверху (клавиша си или до).

Пример 4.3. Вариация 3.

Вариант. 4. Самый неудобный вариант для игры, в котором безымяный палец не только нагружен работой, но ещё и должен играть через клавишу от мизинца, для чего требуется растяжка. Но благодаря этому обыгрывать ноту ля сверху могут уже два пальца!

Пример 4.4. Вариация 4.

Плавный переход от одного варианта аппликатуры к другому возможен не во всех случаях. Переход 1 -> 2 осуществляется просто, а вот 1 -> 3 или 1 -> 4 можно произвести либо путём переноса большого пальца или путём подкладывания другого пальца. Переходы 2 -> 1, 2 -> 3 можно осуществить плавно, а 2 -> 4 - нет. Таким образом, смена аппликатуры позволила без труда получить 5-6 вариаций базового риффа и одновременно с этим потренировать взаимодействие разных пальцев друг с другом.

Использование безымянного пальца позволяет более эффективно распределять пальцы при игре басовых линий в пределах одной октавы, что потребуется для исполнения следующего упражнения.

Упражнение 5. Шагающий рок-н-рольный бас через октавный звук.

Пример 5. Импровизиация с использованием шагающего черезх октаву баса

Скажите, чем профессионал отличается от любителя? Навыками, умениями, знаниями, опытом, отношением к делу. Да, но помимо этого профессионал больше слышит, больше видит и больше думает. Всё это справедливо и для музыканта. Посмотрите на рисунок с любыми нотами и скажите, что на нём изображено? На рисунке изображены ноты. Хорошо, следующий вопрос: что вы видите на этом рисунке? Одни скажут, что они видит, естественно, ноты, другие - аккорды, третьи - аккомпанемент и мелодию в тональности до-мажор, а четвертые - это песня “В траве сидел кузнечик” . Правы все, но качественная составляющая полученных данных будет разной. КПД от переработки полученной информации будет выше у тех, кто учиться видеть, слышать и думать! Теперь вы можете ответить на вопрос, почему музыкант-самоучка иной раз выглядит в творческом плане интереснее выпускника детской музыкальной школы. Потому что первый много слушал и смотрел, как играют другие, анализировал и практиковался, подражая или сочиняя новое, а второй бездумно кошмарил десятки нелюбимых им классических произведений. Любитель подслушал там, подсмотрел здесь, потому что это интересно, и уже сам что-то может изобразить.

Посмотрите и послушайте следующий пример и скажите, что вы думаете о показанной в нём басовой партии?

Упражнение 6. Басовая партия.

Кто-то скажет, что это очень сложная партия, так как в одном такте нот больше, чем аккордов в песнях, которые он привык играть. Не будем торопиться с выводами и разберёмся:

  • Партия баса играется равномерно. Фраза состоит из 8 нот. На вальс не похоже. Значит, это восьмые в размере четыре четверти.
  • Один такт состоит из двух фраз по 4 ноты в каждой: первая фраза - известный басовый рифф, вторая фраза - поступенная гамма вниз.
  • Помимо этого в партии есть и связки в виде арпеджио.
  • Партия непростая, но и не очень сложная. Что просто? Равномерная игра восьмыми и основной рифф. Что сложно? Исполнение в быстром темпе!

Пример 6. Импровизация на басовую партию из примера 6.

Откуда клавишник знает о тактах, размерах, восьмых и басовом риффе? О первых трёх он может узнать из элементарной теории музыки, а о басовой риффе знает, потому что слушает в музыке не только клавишные, а на репетициях - не только себя. Если у вас есть возможность познакомиться другим музыкальным инструментом (гитарой, бас-гитарой, ударной установкой), не отказывайтесь. Время и усилия, затраченные на изучение техники игры на них очень пригодятся при игре на синтезаторе.

Предположим, что какую-то увиденную или услышанную партию вы не можете повторить сейчас. Неудача? Нет, успех! Потому что вы получили информацию и что-то из неё отложили в багаж на будущее. В музыке как в танце: чем больше движение знаешь и умеешь делать, тем проще и быстрее сможешь разучить новые. А поиск и анализ наработок других людей - это отличная почва для взращивания своих собственных!

«...назад вперед...»

Александр Страшко
admin@starport.ru
03.11.13

Copyright © 2006 Мы и Музыка
Яндекс.Метрика