Разделы
Мы и Музыка
Рубрики

Басовая партия (часть 2)

«...назад вперед...»

Отличие басовой партией (линии) от аккомпанемента понятно на интуитивном уровне, но на этом стоит остановиться подробнее.

Басовой партией или басовой линией называется самая низкая партия в многоголосном музыкальном произведении. Это не обязательно должна быть партия бас-гитары, но в контексте эстрады чаще всего понимается именно это. Бас-гитара используется, главным образом, для игры басовых тонов, что является одноголосной партией. Если мысленно соединить эти тоны друг с другом, то получится линия. Язык искусства универсален, что позволяет лучше понять одну область художественной деятельности посредством других. Музыка - это картина из звуков. Рисунок - основа всех видов изобразительного искусства, а басовый рисунок - основа басовой партии или её части, состоящая из последовательности звуков, которая имеет форму и содержание, о чем будет рассказано далее.

Конструктивно четырёхструнная бас-гитара является четырехголосным инструментом. На ней можно одновременно сыграть более одного звука, например, при игре гармонических октав одновременно звучат два звука. В этом случае получается уже две линии - баса и его октавного звука. То есть, выражение "басовая линия" в широком смысле обозначает любую басовую партию, а в узком - одноголосную.

Аккомпанемент в переводе означает сопровождение. В музыке аккомпанемент представляет собой музыкальное сопровождение солирующему голосу или инструменту, а также группе исполнителей. Из этого определения следует, что любая басовая партия, исполняемая совместно с солирующей партией представляет собой аккомпанемент в широком смысле слова, однако в большинстве случаев под аккомпанементом понимается многоголосное музыкальное сопровождение, состоящее не только из басовой линии, но и партий других голосов, благодаря чему аккомпанемент приобретает выразительную форму и содержание. Под многоголосием в аккомпанементе понимается, в первую очередь, качественная, а не количественная составляющая. Для аккомпанирования может использоваться и один инструмент, например, фортепиано, на котором можно одновременно вести партии баса, тенора, альта и сопрано. Это позволяет получить основу (бас), поддержку и заполнение (тенор, альт) и мелодию (сопрано). Композиция в этом случае может звучать основательно, широко и насыщенно. Но данное распределение голосов в аккомпанементе не является единственно возможным. При использовании гармонической поддержки три голоса могут находиться и в одном частотном диапазоне голоса, например, альта. Здесь аккомпанемент не будет иметь основательности и ширины, как в предыдущем случае, но такая “фокусировка” голосов может лучше передать содержание какой-то части или всего произведения. Басовая линия является одной из партий, входящих в аккомпанемент. Автоаккомпанемент на синтезаторе (если такая функция есть в вашей модели) будет звучать “богаче”, но и композиция, состоящая только из басовой партии и мелодии, может также прозвучать выразительно, содержательно и интересно.

Рассмотрим простую басовую партию, состоящую из трех нот ля, до и ми. Попробуйте мысленно равномерно проиграть эти ноты в цикле. Для какой музыкальной композиции (формы произведения) такая партия могла бы подойти? Не знаете? Послушаем её.

Упражнение 1. Простая басовая партия.

Теперь можете ответить на этот вопрос? Нет? Слушаем дальше.

Упражнение 2. Аккомпанемент.

Теперь понятно, но как этот аккомпанемент связан с исходной партией? Ритмически. Стиль объединяет форму и содержание в нечто понятное для человека, что позволяет ему группировать похожее среди множества. Партия в упражнении 1 тоже имеет форму и содержание, но определить её стиль значительно сложнее, чем в упражнении 2.

Оставим в этом аккомпанементе только басовую линию.

Упражнение 3. Басовая линия из аккомпанемента.

Можно ли только по услышанному понять, что показанная басовая линия входит в аккомпанемент для вальса? Нет. Мы можем мысленно выбрать форму будущего произведения - вальс, что позволит дополнить басовую линию партиями других голосов до аккомпанемента, подходящего для вальса.

Музыкальное творчество - это постоянное решение разных творческих задач, особенностью которых является то, что в них нет явных начальных условий и место старта не определенно, что ставит человека в затруднительное положение. В этом случае можно либо посмотреть окружающую деятельность, проанализировать её и выявить исходные условия, либо придумать их с учетом или без учета своих знаний и опыта.

Если хочется что-то сочинить или просто импровизировать на синтезаторе двумя руками, но непонятно, с чего начинать, то начинать нужно с главного - выбора стиля, что позволит увидеть исходные условия - характерные черты его формы. Например, выбираем стиль "блюз". Что характерно для этого стиля? Пунктирный ритм в партии левой руки, импровизация с использованием блюзовой гаммы или пентатоники правой рукой. Блюз играется медленно и напевно. Если будем играть блюз в стиле 50-60 годов, то выбираем солирующий инструмент с винтажным тембром для лучшей передачи звучания музыкальных инструментов тех лет. Теперь более или менее понятно, что нужно делать. Остаётся наполнить форму содержанием - тем, что будет отличать ваш блюз от тысячи других. Чем больше музыкальных стилей и направлений вы знаете и понимаете, тем более разнообразно сможете, в теории, играть на синтезаторе.

Можно ли играть на синтезаторе вне какого-то определенного стиля? Можно. Это может быть смешение стилей или композиция с какими-то характерными чертами, которые в будущем сформируются в какое-то отдельное направление (в настоящее время модно каждый чих называть непонятными заморскими словами, а как посмотришь, так корни 90% инноваций уходят в далёкое прошлое, когда дела до них никакого не было, да и сейчас тоже). Это может быть и какой-то субъективный абстрактный стиль выражение своего "Я".

Играть на синтезаторе вне стиля кажется неплохим занятием, так как здесь нет ограничивающих свободу действий рамок. Но отсутствие связи между формой и содержанием на практике приводит к хаосу и разочарованию от услышанного. Порядок заложен в самой природе, и неразумно осуществлять деятельность поперёк ему. Иногда можно слышать, как кто-то говорит, что ему нравится любая музыка. Это некорректное высказывание хотя бы потому, что стилей и направлений очень много, да и “не всё, что слышим мы, - то музыкой зовётся”. Я уверен, что вам хочется играть на синтезаторе так, чтобы это вызывало похожие положительные эмоции, как от прослушивания любимых композиций и песен. Но тогда вам хочется играть нечто похожее по стилю с тем, что вам нравится. А это стоит того, чтобы узнать больше о стиле любимых композиций и не тратить время на хаотичное нажимание клавиш под автоаккомпанемент синтезатора.

Иногда меня спрашивают, а как играть на синтезаторе? Отвечаю: просто и красиво. Как играть красиво? Для этого нужно играть в стиле, добиваясь гармонии формы и содержания. Как играть просто? Сейчас увидим.

Возьмём простую басовую партию, показанной в упражнении 1, и “взбодрим” её пунктирным ритмом для аккомпанемента новогодней песенки.

Упражнение 4. Простая басовая партия в пунктирном ритме.

Композиция звучит слишком тяжело. Левая рука играет “вразвалочку”, а правая марширует. Увеличим немного темп и добавим движения в мелодию.

Упражнение 5. Мелодия с движением.

Звучит лучше, но кто это в нашем хороводе прихрамывает и громко топает ногами? Кто медведя вместе с ёлкой в дом принёс! Отнесём мишку обратно и купим мартышку, а мелодию сыграем равномерно.

Пример 1.

Композиции в примере 1 нет, так как руки играю в разных стилях. Левая рука даёт движение в стиле “латина”, а правая продолжает играть медленный танец. Кажется, что левая рука просто неровно играет. Мы хотим стилизовать композицию под басовую партию. В таком случае нужно изменить партию мелодии.

Пример 2. Стилизация мелодии под басовую партию.

Композиционно этот пример звучит лучше, но благодаря стилизации изменилось содержание музыки. Получился новогодний хоровод вокруг пальмы. К сожалению, в последнее время вошло в моду и стало привычкой коверканье авторского материала, что осуществляется под красивой вывеской “аранжировка” или современная обработка. Но одно дело, когда классическое произведение или песню стилизует музыкант-виртуоз для исполнения на праздничном концерте, или исходный материал используется для обучения, и совсем другое, когда пытаются "срубить денег" на этом без всякой меры и понимания, "впаривая шедевры" массам.

Обратите внимание на то, что по отдельности партии рук очень простые, но одновременное их исполнение вызывает сложности, так как руки играют разные ритмические фигуры. Не расстраивайтесь, если в некоторых упражнениях наших занятий вам пока непонятны ритмические фигуры и взаимодействие рук. Часто намного сложнее почувствовать ритм, чем понять, какие ноты нужно играть. Упражнения на ритм - это отдельная работа и многие, кто занимался музыкой несколько лет, испытывают проблемы с его пониманием в большей или меньшей степени. Но, если вы его услышали ритмическую фигуру, поняли, прочувствовали и смогли её повторить, то можно сказать, что вы поднялись на новый качественный уровень, как в понимании музыки, так и в возможностях игры на синтезаторе.

Добавим короткую длительность к первому звуку нашего басового ходика - приме.

Упражнение 6. Вариация 1. Добавления длительности к приме.

Эта вариация сложнее для исполнения, так как мизинец должен сыграть две ноты подряд, что также утяжеляет звучание партии. Теперь добавим короткую длительность не к первой, а ко второй ноте - терции.

Упражнение 7. Вариация 2. Добавление длительности к терции.

Послушаем, что получится, если добавить длительность к третьей ноте - квинте.

Упражнение 8. Вариация 3. Добавление длительности к квинте.

Сложность исполнения этой партии заключается в неравномерной игре большим пальцем двух нот подряд. Сыграйте ещё раз вариации с 1 по 3. С точки зрения гармонии партия простая и состоит его из четырех нот, но исполнение каждой вариации вызывает свои сложности. Разучивание одной вариации ещё не говорит о том, что и две другие после этого вы сможете сыграть также легко и без ошибок.

Партия в вариации 3 кажется надуманной и не подходящей для исполнения в практической композиции. Это не так.

Пример 3. Импровизация на вариацию 3.

Несложно услышать, что показанные вариации отличаются не только ритмической фигурой, но и местоположением акцента. Правильный акцент в ритмической фигуре подобно ударение в словах. Поставил не там ударение и уже непонятно, кто такая раМА, котору мыла мама.

Добавим ещё движения в партию вариации 1.

Упражнение 9. Плотная басовая партия..

О-о! Это уже значительно интереснее! Попробуем под неё стилизовать песню “Крылатые качели”.

Пример 4. Стилизация песни “Крылатые качели”.

Маловероятно, что с такой громоздкой басовой линией качели “взлетят”, а вот для танго она подойдёт.

Пример 5. Танго.

Можно ещё добавить движения в басовую линию для поддержки полных романтики и жизни песен советского времени.

Упражнение 10. Басовая партия вида “стук колёсной пары”.

Эта басовая партия звучит плотно и напористо, по причине чего сразу хочется поддержать её правой рукой, сыграв что-то стремительное. Не спешите. Нередко для более эффектной передачи содержания музыки нужно не усиливать одну партию другой, а противопоставить её для получения большего контраста. В показанном примере в конце басового риффа быстро играется характерный элемент, состоящий из аккордового звука с его повторением через проходящий неаккордовый звук, что как раз и передаёт стук колёс. Если в этот момент времени правая рука играет активный и быстрый пассаж, то он может замаскировать этот элемент, что ослабит и смажет впечатление от данного эффекта. А вот в случае медленной и широко льющейся мелодии эффект стука колёс наоборот усилится. Как узнать, когда нужно дать поддержку, а когда контраст? Это зависит от того, что нужно передать музыкой. Например, сам поезд движется быстро, но в вагонах пассажиры ведут себя спокойно (сидят, разговаривают и смотрят в окно на пейзаж), а не бегают по нему. Пейзаж за окном проносится быстро, но нас интересует не его скорость, а настроение пассажиров от самой поездки, их чувства и мысли, как в следующем примере.

Пример 6. Импровизация.

Контраст между быстрой и медленной партией эффектно звучит и в тяжелой музыке: медленная партия ударных + быстрые партии бас-гитары и гитары, быстрая партия ударных + медленная партия гитары и т.п.

Если немного изменить ритмический рисунок из упражнения 2, то получим басовую линию для ламбады.

Пример 7. Ламбада.

Здесь мелодия играется равномерно, а басовая партия - неравномерно. Если это поменять местами (бас - равномерно, мелодия - неравномерно), то можно сыграть что-то в стиле “шансон”, для которого характерна равномерная игра “плюшками”, кварто-квинтовая гармония, полутоновые тяготения и сбивки в мелодии.

Пример 8. Импровизация в стиле “шансон”.

Смягчим ритмическую фигуру в стиле "латина" и получим партию для песни “Obladi Oblada”.

Пример 9. “Obladi Oblada”.

В упражнениях выше басовая партия игралась в таком порядке: прима -> терция -> квинта. Попробуем взять квинту на октаву ниже.

Упражнение 11. Басовая партия с квинтой на октаву ниже.

Исполнять эти партии вместе с мелодией значительно сложнее, чем в упражнениях выше, так как изменилась позиция руки и последовательность работы пальцев. В математике сумма не зависит от перестановки слагаемых, а в музыке изменение последовательности игры нот не только меняет характер и содержание музыки, но ещё и может вызвать большие трудности с их игрой, несмотря на то, что похожие упражнения до этого были разучены неплохо.

Как видите, на основе простейшей басовой линии можно получить немало интересных вариаций, если немного попрактиковаться.

Пример. 10. Стилизация импровизация из примера 6 предыдущего занятия.

«...назад вперед...»

Александр Страшко
admin@starport.ru
23.11.13

Copyright © 2006 Мы и Музыка
Яндекс.Метрика