Разделы
Мы и Музыка
Рубрики

Игра мелодий левой рукой

«...назад

Для начала посмотрим небольшой пример, который наглядно показывает демонстрируемую технику игры.

Пример 1. Импровизация в стиле диско.

Звучит кошмарно, но рабочие станции позволяют привести звучание в норму. Для этого нужно разделить клавиатуру синтезатора на две части: строй левой части повысить на 2 октавы, а правой понизить на 2 октавы. Правой части присвоим тембр бас-гитары, левой - подходящий тембр для игры мелодии. У меня получилось так.

Пример 2. Импровизация в стиле диско.

К сожалению, виртуальная клавиатура компьютера не обладает функцией независимого изменения высоты строя по MIDI-каналам, и по этой причине некорректно отображает партии: во всех примерах мелодию играет левая рука, а не правая.

Попробуйте повторить этот пример в медленном темпе и море эмоций гарантирую. Казалось бы, развитая лучше правая рука должна четко держать басовую партию, а она постоянно сбивается в простом - игре мелодических октав! Ничего удивительного здесь нет, так как изменяются привычные режимы работы пальцев рук. Если вы часто играете на синтезаторе двумя руками, то даже при достаточно хорошем навыке независимой игры правая рука все равно синхронизируется по левой руке. При игре мелодии левая рука с непривычки будет часто ошибаться, сбивая тем самым и правую руку. Пальцы рук привыкли работать в определенных сочетаниях, и более развитая правая рука будет автоматически подставлять заученный палец, который и нажмет не ту клавишу.

Поначалу показанная техника игры будет казаться слишком сложной и непонятной для того, чтобы тратить время и усилия на ее изучение. Но я решил уделить ей внимание по ряду причин.

Причина 1. Помимо улучшения навыка игры левой рукой она позволяет лучше понять трудности, которые испытывают начинающие клавишники при игре двумя руками. Опытные музыканты со временем забывают то, как и на каком инструменте они сами начинали играть. Трудности в прошлом, и кажется, что все очень просто. Почему тогда эту элементарную партию не могут повторить другие? Поменяйте партии для рук, и многое станет понятно. Характерный пример - импровизация: если взглядом вы видите то, какую клавишу нужно нажать, это не значит, что нужный палец её и нажмет. Это произойдет только тогда, когда пальцы запомнят движения в процессе неоднократных повторений фразы.

Кстати, одному барабанщику, который ленился заниматься, я предложил такой вариант: он будет играть в группе, если через 3 летних месяца сыграет на установке под правую руку (малый барабан слева) лучше, чем я на установке под левую руку (малый барабан справа). От такого предложения он решил отказаться, и мы расстались.

Причина 2. Игра мелодии левой рукой может дать новый материал для импровизации. Как говорилось в одном из предыдущих занятий, если внимательно слушать, то ошибки в игре (а поначалу левая рука будет ошибаться часто) могут стать основой для новой импровизации. Эти ошибки помогают музыканту выйти за рамки его “слишком правильной игры”, основанной на знаниях теории и практических наработок. Что это значит? На одном концерте мы сравнили игру нашего барабанщика-самоучки и барабанщика с образованием по классу ударных. Техника игры последнего была лучше, чем у нашего, но в тоже время наш паренек играл значительно интереснее, так как не был зажат рамками “правильной” игры, постоянно экспериментировал и придумывал что-то нестандартное. Где-то лишний удар, где-то случайно пропущенный, но благодаря этому появлялись новые варианты, благодаря которым появлялись новые мысли по поводу партий бас-гитары и гитары.

Причина 3. Опытный музыкант знает, что длительный перерыв в игре на музыкальном инструменте приводит к значительному ухудшению навыка игры. Раньше после длительных перерывов мне требовалась неделя усиленных занятий, чтобы вспомнить то, что до этого мог сыграть на электрогитаре. Недавно по необходимости взял её в руки и понял, что после длительного перерыва пальцы левой руки совсем не потеряли навык и остается только наработать мозоли на них!

Причина 4. Можно устроить интересный конкурс, кто лучше сыграет предложенную детскую песню левой рукой. Сыграйте мелодию собачьего вальса левой рукой, а аккомпанемент правой. После такого ваш рейтинг в глазах окружающих улетит к звездам.

Причина 5. Улучшение навыка мелкой моторики левой руки.

Сколько времени требуется для хорошего развития навыка игры левой рукой? Я не могу ответить на этот вопрос, так как руководствуюсь интересом. Играйте в выбранной технике, пока это вызывает интерес и позволяет узнать что-то новое.

Не стоит расстраиваться, если сразу мало что будет получаться. Если вы знаете, как импровизировать правой рукой, то сможете и левой. Это как с изучением языков: выучил один, следующий, относящийся к той же языковой группе, будет изучать значительно проще. После небольшой практики пальцы левой руки запомнят движения, и уже не придется их постоянно контролировать. Хорошая техника игры на любом музыкальном инструменте достигается благодаря большому количеству правильных повторов.

Сначала поработаем над синхронизацией рук по долям

Упражнение 1. Простая гамма четвертными.

После этого можно перейти к синхронизации и между долями

Упражнение 2. Простая гамма восьмыми.

Далее равномерная игра более сложной линии

Упражнение 3. Волнообразная игра восьмыми

Работа над другим сочетанием пальцев

Упражнение 4. Усложненная игра восьмыми

Более сложным является игра мелодических интервалов

Упражнение 5. Игра мелодических интервалов

Во всех этих упражнениях правая рука играет мелодические октавы. Это позволяет не только поработать над синхронной игрой разными сочетаниями пальцев, но и потренировать правую руку, которая с непривычки будет быстро уставать. Постепенно нужные мышцы окрепнут, работа по движению пальцев оптимизируется и произойдет качественный переход от игры мышцами с зажатой рукой к свободной игре пальцами.

После того, как пальцы обеих рук научатся синхронно нажимать клавиши, можно перейти к игре предъемов, что придаст композиции большую подвижность.

Пример 3. Подвижная композиция в стиле диско.

Далее можно перейти к неравномерному аккомпанементу, что позволяет поработать над чередованием пальцев рук. Это позволит научить пальцы синхронизироваться не только друг с другом, но и относительно ритма, благодаря чему улучшится навык независимой игры двумя руками.

Пример 4. Босанова

Усложним партию баса.

Пример 5. Моторный бас

Если игра двумя руками вызывает у вас большие сложности, то воспользуйтесь простым правилом: играйте простую мелодию при выборе сложного аккомпанемента или простой аккомпанемент при игре сложной мелодии. Аккомпанемент типа гармонической фигурации достаточно сложен, поэтому левой рукой сначала будем играть что-то уровня простых детских песен.

Пример 6. Простая мелодия для сложного аккомпанемента.

Следующий пример демонстрирует то, как из двух упражнений можно сделать композицию.

Пример 7. Импровизация, основанная на двух упражнениях.

Нетрудно увидеть, что в качестве основы были взяты арпеджио и короткая гамма. При желании над ними можно поработать и отдельно, но, как я уже говорил, мне больше нравятся практические упражнения-импровизации, нежели упражнения в чистом виде.

Если игра какого-то упражнения вызывает у вас уныние, то попробуйте шире посмотреть на данный процесс. Игра упражнения осуществляется не ради самого упражнения, а в целях общего развития, что не может быть пустым и бесполезным занятием. Клавишниками не рождаются, клавишниками становятся.

«...назад

Александр Страшко
admin@starport.ru
23.10.14

Copyright © 2006 Мы и Музыка
Яндекс.Метрика