Разделы
Мы и Музыка
Рубрики

Алгоритм построения партий

«...назад вперед...»

Если вы затрудняетесь определиться с тем, что играть левой и правой рукой на синтезаторе, то можно воспользоваться следующим алгоритмом:

  • Выбираем тональность и лад, что позволит увидеть, какие клавиши будут использоваться для игры.
  • Выбираем гармоническую последовательность аккордов, которая даст нам ключевые ориентиры - аккордовые звуки.
  • Определяем два правила, в соответствии с которыми будут строиться партии рук с учётом выбранной гармонической последовательности.
  • Задаём ритм и ритмические фигуры для выбранных партий, что даст возможность понять, когда нужно будет играть ноты ранее определенных партий и как долго каждая нота в партиях должна звучать.

Другими словами нужно ответить на вопросы ГДЕ, ЧТО и КОГДА нужно играть на синтезаторе. На вопрос ГДЕ, ответ даётся в пункте 1, ЧТО - в пункте 2 и 3, КОГДА - в пункте 4. Остановимся на этих моментах подробнее.

Если посмотреть на клавиатуру синтезатора, то мы увидим много белых и чёрных клавиш, а где начало, относительно которого будет построена будущая композиция, и какой набор клавиш при этом будет использоваться? Ответ на первый вопрос даёт определение тональности, а на второй - определение лада. Выбираем, например, тональность натурального до-мажора. Теперь понятно, что первая ступень лада будет соответствовать клавише до, а остальные клавиши определяются исходя из интервального строения натурального мажорного лада (б+б+м+б+б+б+м, где б - большая секунда, а м - малая). После осуществления такого построения мы увидим, что в нашем случаев для игры используются только белые клавиши.
Хорошо, а в какой последовательности нужно нажимать эти белые клавиши? Частично ответ на этот вопрос даётся в пункте 2, когда мы выбираем гармоническую (приятную на слух) последовательность.

Гармоническая последовательность аккордов не даёт нам полную информацию о том, что мы должны играть и когда. Она лишь показывает порядок появления аккордовых звуков, которые выступают в качестве ключевых ориентиров. Помимо аккордовых звуков в партии используются и неаккордовые звуки. Какие аккордовые и неаккордовые звуки будут использоваться при игре, определяется в пункте 3, а время, когда они должны прозвучать, их количество и длительность - в пункте 4.
Всё это звучит несколько запутанно, но вам необходимо понять этот алгоритм, что поможет преодолеть столбняк, возникающий в ответ на просьбу сыграть что-нибудь на синтезаторе двумя руками. Почему в музыкальной школе человек играет сложные произведения двумя руками, но не может сыграть что-то двумя руками без нот? Потому что у него нет алгоритма действий на этот случай. У него есть такой алгоритм: достать ноты и сыграть по нотам, если нет нот - не знаю что играть. А между тем, всё очень просто. Нужно в указанный выше алгоритм подставить значения с учетом правил гармонии музыки. Вот как это может быть на практике.

Пример 1.

  • Тональность и лад? Выбираем натуральный до-мажор
  • Гармонический оборот? Выбираем основной гармонический оборот T -> S -> D (которому соответствуют трезвучия от I, IV и V ступеней лада).
  • Что играть? Пусть левая рука играет примы аккордов этого гармонического оборота, а правая рука поступенно вверх играет три ноты от примы этих аккордов.
  • Ритм? Выбираем размер 4/4 и темп 120 ударов в минуту. Пусть левая рука в каждом такте нажимает клавишу два раза (играет половинными длительностями), а правая рука играет 2 четверти + половинную.

Посмотрим и послушаем результат нашего “программирования ”.

В примере сыграно 2 цикла по 4 такта в каждом, итого 8 тактов. Слышите, конец фрагмента, сыгранный также по правилу, получился каким-то незаконченным и хочется ещё что-то добавить или как-то его изменить? То есть, нужно ещё задать правило для окончания композиции. Очевидно, что и начало композиции также может отличаться от средней части. Дополняем наш алгоритм правилами игры вступления и окончания:

  • Правило для начала: - правая рука играет с затакта квинту первого трезвучия. Длительность - восьмая.
  • Правило для окончания: обе руки играют приму аккорда. Длительность - целая нота.

Пример 2.

Заметим, алгоритм является лишь необходимым условием для исполнения композиции, как говорят математики. Важно параллельно с следить ещё и за тем, чтобы пальцы рук не нарушали заданных правил игры. Нередко первые 3-4 ноты руки играют правильно, а потом начинается “импровизация”, пальцы “лепят” мимо нот, глаза пытаются безуспешно следить за двумя “зайцами” (руками) и всё заканчивается коллапсом. Импровизация - это не анархия и беспорядок, а творчество в рамках порядка. Если вы играете на синтезаторе, но что-то композиция не звучит, то, скорее всего, проблема заключается именно в нарушении правил игры. Для развития навыка “игры по правилам” можно использовать секвенциию - небольшой фрагмент мелодии, исполняющийся одинаковым образом от разных нот. Посмотрите ещё раз в пункт 3 примера 1, где говорится, что “правая рука поступенно вверх играет три ноты от примы этих аккордов”. Три ноты - это как раз и есть секвенция - шаблон, который будет исполняться от исходных точек, в качестве которых мы определили примы аккордов гармонической последовательности.
Когда речь идёт о порядке в музыке, то имеется в виду не только порядок появления звуков во времени и их длительность, что задаётся метром и ритмом, но и порядок появления звуков по высоте. Композиция будет звучать только при одновременном соблюдении этих условий.  

Повторять примеры ниже не надо. Просто сравните услышанное.

Пример 3. Ритм по правилам, а гармония без правил

Пример 4. Ритм без правил, гармония по правилам

Пример 5. Ритм и гармония по правилам

Если пример 3 звучит совсем абстрактно, то в примере 4 уже что-то отдалённо напоминает композицию примера 5. Если вы играете правильные звуки, но композиция звучит как-то не так (пример 4), то проблема в ритме.

В режиме игры под автоаккомпанемент синтезатора рука задаёт только ключевые точки, а синтезатор сам упорядочивает звуки аккомпанемента по времени и высоте, да ещё и сам контролирует этот процесс! Если исполнитель левой рукой играет ещё и мимо долей, то функция автоаккомпанемента сама произведёт выравнивание игры по долям. Это просто праздник какой-то! Интересно, когда-нибудь синтезаторы смогут исполнять музыку по нашим мыслям или хотя бы по взгляду на клавиатуру?

Помимо отсутствия алгоритма действия творчеству мешает и ряд психологических моментов, среди которых можно выделить боязнь ошибок и боязнь показаться неумейкой в глазах окружающих. На прослушивании, конечно, нужно демонстрировать свои умения, но дома можно надеть наушники и играть в своё удовольствие, например, октавы или квинты.

С учетом поправки алгоритм действий при игре на синтезаторе двумя руками выглядит так:

  • Выбрать тональность и лад.
  • Выбрать гармонический оборот.
  • Задать правила игры партий обеими руками для вступления, основной части и окончания композиции.
  • Задать ритм для партий.

На следующем занятии мы познакомимся с простейшими примерами аккомпанемента, которые помогут вам играть простые композиции двумя руками.

«...назад вперед...»

Александр Страшко
admin@starport.ru
09.03.13

Copyright © 2006 Мы и Музыка
Яндекс.Метрика