Разделы
Мы и Музыка
Рубрики

Простой аккомпанемент

«...назад вперед...»

Каждый музыкальный инструмент имеет определенный частотный диапазон и звукоряд, что следует учитывать при игре на синтезаторе. Синтезатор позволяет выбрать, например, тембр флейты и сыграть им партию бас-гитары, но звучать это будет, по меньшей мере, неестественно. Мы не будем рассматривать звукоряды различных музыкальных инструментов, но запомним один практический момент. При обычной настройке 4-струнной бас-гитары нижним звуком будет звук ми большой октавы. Если вы считаете, что левая рука исполняет партию бас-гитары, то ниже (левее) этой клавиши не опускайтесь.

Аккомпанемент для быстрых композиций

Игра восьмыми на бас-гитаре - это простая партия для поддержки равномерных “моторных” композиций, что часто используется в “тяжелых” композициях. Для этого берётся прима текущего аккорда выбранной гармонической последовательности и равномерно играется 8 раз в каждом такте. Быстрое повторение одной и той же ноты в басовом голосе носит название “барабанные басы”. Исполнитель словно барабанит по клавише.

Упражнение 1. Игра восьмыми медленно и быстро (левая рука играет партию бас-гитары).

В этом упражнении гармоническая последовательность состоит из 4-х тактов. Число 4 в музыке используется очень часто. Четыре такта несложно сопоставить четверостишию.

Для разнообразия и заполнения паузы можно в партии левой руки использовать проходящие звуки по схеме 6+2 (6 раз играется прима аккорда + 2 раза играется проходящий звук до примы следующего аккорда). В следующем упражнении бас играется восьмыми так: 8 (1 такт) + 6+2 (второй такт) -> смена гармонии. Получилась гармоническая последовательность в восемь тактов.

Упражнение 2. Игра восьмыми с проходящими звуками

Для усиления партии баса можно использовать игру октавами в виде гармонического интервала (две ноты октавы играются одновременно). Для этого можно сдвинуть строй синтезатора на одну октаву вниз.

Упражнение 2.1. Игра гармоническими октавами

Вместо октав можно использовать квинты для получения более резкого звучания.

Упражнение 2.2. Игра квинтами.

В стиле диско широко используются “басы мурки” - чередующиеся мелодические октавы, благодаря чему партия становится более легкой и “прыгучей” по сравнению с мощным и фундаментальным звучанием в предыдущих примерах.

Упражнение 2.3. Игра мелодическими октавами.

“Альбертиевы басы” - это более сложный вид аккомпанемента, относящийся к типу аккомпанемента “гармоническая фигурация”.

Упражнение 3. Альбертиевы басы.

До этого момента в примерах использовалась одновременная игра пальцев рук, когда пальцы левой и правой руки нажимали клавиши одновременно. Звучание получалось слишком ровным, искусственным и механическим. Для придания композиции подвижности, её стилизации или насыщенности некоторые звуки мелодии играются между нажатиями клавиш левой рукой. К этому моменту мы ещё вернёмся, а пока будем использовать его в упражнениях далее.

Необязательно играть левой рукой одинаковые интервалы. Можно чередовать квинты и сексты для получения основы в стиле техасского блюза.

Упражнение 4. Чередование квинт и секст.

Левая рука также может играть аккордами. Аккомпанемент в виде аккордового сопровождения называется гармонической поддержкой, что запомнить легко. Гармония - это красивое сочетание нескольких звуков. Когда берётся аккорд, то одновременно нажимается несколько клавиш так, чтобы сочетание звуков звучало красиво. Характер и настроение композиции чаще передаётся мелодией, а аккорды поддерживают и усиливают его.

В среде гитаристов популярны квинт-аккорды, которые называют ещё пауэр-аккордами по причине их мощного звучания. Строятся они очень просто - от примы аккорда берётся квинта и октава.

Упражнение 5. Игра квинт-аккордами.

Аккомпанемент для медленных композиций

Теперь разберём игру медленных композиций. Медленные, спокойные и романтичные композиции исполняются… медленнее. Для этого нужно уменьшить темп композиции и вместо восьмых нот играть левой рукой четвертные.

Мелодия может присутствовать в композиции и в неявном виде. Сыграйте правой рукой гармоническую последовательность трезвучий в пределах первой октавы. Нижний звук аккорда - основа, средний - характеризует настроение звучания, а верхний можно принять за мелодию. Получается так, что мелодия звучит неявно в верхних тонах аккордов. Теперь сыграйте те же аккорды, но левой рукой на октаву ниже, а правой рукой верхние тоны этих аккордов.

Упражнение 6. Неявное звучание мелодии и гармоническая поддержка

При игре левой рукой аккордов нужно учитывать то, что в басовом регистре из-за уплотнения частот небольшие интервалы - кварта и меньше звучат более резко и неразборчиво по сравнению с их звучанием в среднем и высоком регистрах. Для улучшения читаемости аккордов в низком регистре их берут в широком расположении с пропуском тонов. То есть, вместо до-ми-соль в аккорде С берутся до-соль-ми (на октаву выше).

К гармоническому сопровождению относится и случай, когда левая рука играет только бас, а правая одновременно с этим берёт аккорд. Если две руки играют аккомпанемент, то мелодию ведём голосом.

Упражнение 7. Бас + аккорд

Для получения более насыщенного и богатого звучания можно распределить звуки аккорда между руками, например, левая рука играет приму и квинту аккорда, а правая - терцию и приму октавой выше. Аккорд, у которого один или несколько тонов перенесены в другой регистр называют аранжированными.

Упражнение 8. Аранжированные аккорды.

Для придания композиции тепла и чувственности левой рукой можно играть аккорды в тесном расположении на октаву ниже партии мелодии. Например, мелодия - первая и вторая октавы, аккомпанемент - малая и первая октавы.

Упражнение 9. Гармоническая поддержка + мелодия (четвертями)

Теперь попробуйте сочинить что-нибудь самостоятельно. Выберите понравившуюся вам партию левой руки из показанных примеров. Правой рукой сначала играйте аккордовые звуки. Затем между двумя аккордовыми звуками пробуйте играть неаккордовый звук, отбирая и запоминая хорошо звучащие на ваш взгляд варианты. Получится простая связка. С практикой вы научитесь видеть следующий аккорд на клавиатуре глазами, то позволит строить переходы от текущих звуков к следующим.

Часто встречающейся ошибкой можно назвать отсутствие фразировки в мелодии. Исполнитель просто играет монотонные и непрерывные гаммообразные пассажи. А между тем в музыке есть запятые, точки, скачки, паузы и много чего ещё интересного, при помощи чего можно передать настроение.

Вы можете без ошибок сыграть гармоническую последовательность из 3-х трезвучий? Тогда можно усложнить композицию, используя более длинные гармонические последовательности, переход в другую тональность и использование септаккордов. И для этого необязательно играть сложный аккомпанемент.

Пример 10. Сложная композиция с простой гармонической поддержкой

На этом занятии мы рассмотрели равномерный аккомпанемент. Его можно использовать для поиска и оттачивания игры разных мелодических фраз.

«...назад вперед...»

Александр Страшко
admin@starport.ru
10.03.13

Copyright © 2006 Мы и Музыка
Яндекс.Метрика