Разделы
Мы и Музыка
Рубрики

Арпеджио, гармоническая фигурация (часть 1)

«...назад вперед...»

Арпеджио, гармоническая фигурация (часть 1)

«...назад вперед...»

На предыдущем занятии мы коснулись некоторых вопросов, связанных с развязкой пальцев рук, благодаря чему каждая рука может играть свою партию независимо от игры другой руки, что требуется при игре мелодических интервалов (последовательная игра двух звуков) и (или) неравномерных ритмических фигур. Мелодические интервалы используются при игре мелодий, гамм, арпеджио, басовых партий и др., к чему мы ещё вернёмся. А сейчас рассмотрим игру арпеджио левой рукой, на чём основан ещё один популярный тип аккомпанемента - гармоническая фигурация. Гармоническая фигурация применительно к игре левой рукой означает последовательное движение баса по звукам аккордов.

В самом простом случае данный тип аккомпанемента получается путём последовательной игры тонов трезвучия. Например, в случае до-мажорного трезвучия (аккорд С) нужно последовательно сыграть ноты до, ми и соль.

Одной из характеристик арпеджио является направление его движения, которое может происходить в одну или в две стороны:

  • до-ми-соль, до-ми-соль, до-ми-соль, до-ми-соль - цикличное однонаправленное арпеджио вправо. Звено до-ми-соль.
  • до-ми-соль-ми, до-ми-соль-ми - цикличное арпеджио в две стороны, вправо и влево. Звено до-ми-соль-ми.

Циклично повторяющееся арпеджио используется для аккомпанемента, нецикличное - в солирующих партиях.

Арпеджио в низком регистре для левой руки, как правило, имеет общую направленность слева-направо. Как вы знаете, основой гармонии (здесь гармония - звучание сочетания звуков) и её фундаментом является басовый тон (самый низкий звук из всех звучащих в данный момент времени). Если меняется басовый тон, то меняется и гармония. При игре арпеджио левой рукой басовый тон меняется постоянно и здесь роль фундамента и основы выполняет его самый низкий звук. Если арпеджио играется слева-направо, то сначала появляется фундамент, а затем надстройка, что логично. Если арпеджио играется справа-налево, то возникает конфликт. Правый тон берётся на сильную долю и готовит основу для гармонии, но затем появляется тон ниже, который пытается создать свою основу на слабую долю и т.д.

Пример. Если правой рукой сыграть одновременно ноты до, ми и соль, а левой рукой взять до на октаву ниже, то получится до-мажорное трезвучие (С) с басовым тоном до. Если же одновременно с этим трезвучием C левая рука сыграет ноту ля, то получится ля-минорный малый септаккорд (Am7). В этом случае изменение басового тона привело к изменению гармонии c весёлого настроения на задумчиво-грустное. Кстати, некоторые септаккорды интересны тем, что в них сосуществуют сразу два противоположных настроения - грусть и радость. Левое трезвучие в септаккорде Am7 ля-минорное, правое - до-мажорное. Басовый тон входит в минорное трезвучие, поэтому результирующее звучание получается минорно-нейтральным. Если левая рука одновременно с аккордом С сыграет ноту ми, то получится до-мажорный секстаккорд. Мажор останется, но звучание, естественно, изменится и не будет столь основательным, как звучание С.

При игре арпеджио правой рукой в срелднем и верхнем регистрах основа гармонии не затрагивается, благодаря чему арпеджио может логично развиваться и влево, и вправо. Для игры сложной гармонической фигурации требуется уверенная игра пальцами руки в обе стороны, над чем стоит поработать отдельно.

Упражнение 1. Привычное и непривычное арпеджио для левой руки.

Пример 1. Пример композиции с противоположными вариантами арпеджио.

Второй фрагмент в этом примере звучит непривычно, но благодаря ему появляется возможность поработать над непривычными сочетаниями пальцев для более уверенной игры сложных волнообразных арпеджио.

В четырёхдольном размере можно последний тон сыграть половинной длительностью.

Упражнение 2. Четырёхдольное арпеджио с использованием трёх тонов.

Попробуйте теперь самостоятельно придумать какую-нибудь композицию в выбранной тональности и гармонической последовательности. Если возникают сложности с сочинением мелодии, то нужно понять, что мешает этому и решить, что с этим делать и нужно ли с этим вообще что-то делать:

  • принципиально не хочется сочинять мелодии, потому что нет ничего лучше игры по нотам произведений других авторов. Тогда лучше достать ноты интересующего произведения и заняться более интересным для вас делом - его разучиванием.
  • не хочется сочинять мелодии, потому что они как-то примитивно звучат. Примитив + время + голова = успех!
  • мало практики. Больше занимаемся сочинением мелодий
  • пальцы “деревянные” и мало что получается. Красота мелодии не в количестве сыгранных нот, а в сочетании звуков. Можно сыграть всего три звука и прочувствовать их звучание.
  • Вообще непонятно, что играть. Смотрите, что играет левая рука, и нажимайте правой рукой аккордовые звуки!

Нередко сочинению мелодии мешает то, что музыкант слишком много смотрит и слишком мало слушает и думает. Вместо того, чтобы слушать и думать об услышанном он внимательно смотрит на процесс нажимания пальцами клавиш. Уделите больше внимания звучанию. Если фрагмент понравился, то запоминаем его, повторив несколько раз.

При игре на синтезаторе я часто делаю так: сначала разучиваю упражнение, а затем использую его в практической импровизации. Это позволяет увидеть практическое применение полученных навыков от игры упражнения и произвести его адаптацию. Да и занятие становится более интересным.

Пример 2. Арпеджио с использованием четырёх тонов.

Ещё одна важная характеристика арпеджио - последовательность игры тонов аккорда. В предыдущих примерах тоны игрались последовательно и без пропусков. Это относительно просто. Значительно сложнее осуществляется игра перебором. Для исполнения следующего упражнения требуется растяжка. Играется он 5 (мизинец), 4, 2 и 1 пальцами.

Упражнение 3. Перебор в пределах октавы

С практической точки зрения данный перебор не представляет ценности, так как он играется в тесном расположении тонов и звучит громоздко. Но он неплохо подходит для разработки малоподвижного безымянного пальца.

Аккомпанемент в примере 2 выглядит достаточно просто. Звено из четырёх звуков играется в неизменном виде от разных нот. За исключением одного места аккомпанемент играется компактно, и я решил не адаптировать его для более плавного ведения аккомпанемента. А вот использование перебора из упражнения 3 без адаптации приведёт к появлению разрывов в звучании и большим скачкам. Для их устранения пришлось добавить вариант с немного измененным окончанием звена и ввести низходящее арпеджио от ноты соль. Сравните исходный вариант перебора и его улучшенную, но более сложную версию.

Упражнение 4. Исходный вариант и улучшенный (повышенная сложность)

Пример с использованием этого вида перебора получился очень сложным, но при желании вы можете посмотреть его в медленном темпе и увидеть, как используются три варианта арпеджио для осуществления плавных переходов.

Пример 3. Пример гармонической фигурации в виде перебора (медленно)

Пример 3а. Пример гармонической фигурации в виде перебора (быстро)

Для получения гитарного перебора достаточно немного изменить рассмотренный выше вариант. Пальцы такие: 5-2-1-5-1-2-4-1

Упражнение 5. Гитарный перебор

Послушаем пример использования этого перебора.

Пример 4. Импровизация.

С хорошей растяжкой пальцев левой руки игра арпеджио в пределах октавы не вызывает трудностей, чего нельзя сказать об исполнении арпеджио на 1,5 октавы с переносом пальца: 5-2-1-2-1-2-1-2-5

Упражнение 6. Игра арпеджио на 1,5 октавы

Пример 5. Импровизация

Движение баса по тонам трезвучия в пределах 1,5 октавы достаточно неплохо воспринимается в качестве аккомпанемента. Если же сыграть этот пример на 2,3 октавы, то вместо аккомпанемента мы услышим обычное арпеджио. Для получения аккомпанемента в этом случае можно к исходной последовательности добавить нону. Пальцы: 5-2-1-3-2-1-3-2-1-2-3-1-2-3-1-2-5.

Упражнение 7. Гармоническая фигурация на 2,3 октавы

Построение композиции с использованием такого аккомпанемента с одной стороны достаточно сложное, а с другой простое. Сложность заключается в том, чтобы заставить левую руку играть свою партию без ошибок. Также нужно подумать над мелодией, каждый звук которой должен гармонично звучать в окружении звуков аккомпанемента. На 5-октавном синтезаторе такой аккомпанемент серьёзно ограничивает свободу перемещений правой руки и можно остановиться на исполнении простой мелодии.

Пример 6. Импровизация

Гармоническая фигурация на 1,5 и 2,3 октавы, конечно, звучит неплохо, а есть ли варианты попроще? Есть. На следующем занятии мы рассмотрим простой с точки зрения строения аккомпанемент данного типа, благодаря которому можно выйти на новый уровень в импровизации. Но для его исполнения потребуется либо очень хорошая растяжка пальцев, либо сустейн-педаль.

«...назад вперед...»

Александр Страшко
admin@starport.ru
31.03.13

Copyright © 2006 Мы и Музыка
Яндекс.Метрика