Разделы
Мы и Музыка
Рубрики
Игра на синтезаторе двумя руками«...назад вперед...»

Арпеджио, гармоническая фигурация (часть 2)

Аккомпанемент типа гармоническая фигурация может использоваться при исполнении медленных, умеренных и быстрых композиций. Порядок построения данного аккомпанемента может быть таким:

  • Выбираем аккорд
  • Смотрим аккордовые звуки в пределах двух октав
  • Выбираем аккордовые звуки и порядок их игры
  • Выбираем ритмическую фигуру

В качестве аккорда можно выбрать трезвучие, септаккорд, нонаккорд. Аккорды состоят из устойчивых и неустойчивых звуков. Устойчивые звуки дадут основательность, жесткость и линейность, неустойчивые - подвижность, мягкость, неопределённость, нюансы.

Просмотр аккордовых звуков в пределах двух октав даст большую свободу при выборе аккордовых звуков при построении аккомпанемента. Здесь можно посмотреть аппликатуру и оценить свои исполнительские возможности. Слабая растяжка пальцев рук может не позволить вести аккомпанемент плавно.
На звучание аккомпанемента влияет не только выбор аккордовых звуков, но и порядок их игры.  Например, до-мажорное трезвучие в пределах 2-х полных октав даст 7 аккордовых звуков (до№1, ми№1, соль№1, до№2, ми№2, соль№2, до№3). Из них мы выбираем, например, три:  до№1, соль№1, ми№2). Тесное расположение аккордовых звуков в низком регистре даст монотонное громоздкое звучание, широкое расположение - теплое и натуральное.

На завершающем этапе при помощи ритма производится стилизация аккомпанемента, благодаря чему он приобретает динамику, подвижность и характерное для того или иного стиля звучание.
Рассмотрим эти пункты подробнее на практике.

Возьмём, к примеру, до-мажорное трезвучие  в основном виде (до, ми, соль) и сравним звучание арпеджио при использовании тесно (прима-терция-квинта) и широко расположенных (тоника-квинта-децима) аккордовых звуков.

Упражнение 1. Гармоническая фигурация с использованием тесно и широко расположенных аккордовых звуков в низком регистре.

Нетрудно услышать, что второй вариант звучит значительно интереснее первого:

  • Тесное расположение - плохо различимое (особенно при использовании педали), грубоватое и малоподвижное прямолинейное звучание
  • Широкое расположение - хорошо читаемое, бархатное, натуральное, эмоциональное и таинственное звучание

За ладовое наклонение (мажор, минор) трезвучия отвечает терцовый тон. В первом случае он появляется сразу за примой и всё становится сразу понятно. Во втором случае терцовый тон появляется в самом конце, благодаря чему и появляется эмоциональность и таинственность. Звук децимы попадает в диапазон голосов тенора, благодаря чему появляется глубина и интонация в аккомпанементе. Звучание в первом варианте похоже на монотонное бубнение, а во втором случае оно уже напоминает разговор. Гармоническая фигурация “прима-квинта-децима” словно ведёт рассказ. Пальцы 5-2-1.

Пример 1. Гармоническая фигурация “прима-квинта-децима”.

Пауза в конце гармонической  фигурации вносит в композицию задумчивость. Для подвижного повествования её можно заполнить одним или несколькими звуками.

Пример 2. Подвижная гармоническая фигурация “прима-квинта-децима”.

Если в качестве основы для гармонической фигурации выбрать нонаккорд, то можно получить нейтрально или неопределённо звучащий аккомпанемент “прима-квинта-нона”. Неопределённость заключается в том, что в эту последовательность не входят тоны, показывающие в явном виде её ладовое наклонение. В этом случае настроение композиции будет зависеть от мелодии. Нона – это неустойчивый звук, который сглаживает ладовое наклонение композиции и вносит в неё неопределённость. Сравните звучание двух гармонических фигураций. Пальцы 5-2-1.

Упражнение 2.  Влияние децимы и ноны на характер аккомпанемента.

Звуки децимы и ноны расположены близко друг к другу, но первая усиливает чувства, а вторая их сдерживает. На примере аккордового движения в данном упражнении хорошо слышно различие гармонии с децимой и ноной. Здесь уже децима - спокойствие, а нона - напряжение. Обратите внимание на то, что один и тот же звук воспринимается по-разному, когда он берётся последовательно с другими звуками или одновременно. Звучание звука в гармонических интервалах более резкое и напряженное.

 Неустойчивые звуки тяготеют к устойчивым и после ноны можно сыграть дециму или октаву для придания звучанию аккомпанемента устойчивости и завершенности.

Пример 3. Разрешение ноны.

Если вместо ноны сыграть октаву, то также получится нейтральный аккомпанемент, но более устойчивый. Пальцы 5-2-1.

Упражнение 3. Гармоническая фигурация “прима-квинта-октава”.

В чистом виде звучание такого варианта аккомпанемента очень быстро надоест своей простотой и неопределённостью. Но это не значит, что от него нужно отказаться. Просто его нужно использовать нечасто и совместно с другими вариантами аккомпанемента.

Пример 4. Использование простого аккомпанемента “прима-квинта-октава”.

Простое арпеджио “прима-квинта-октава” можно использовать для поиска новых мелодических фраз и улучшения навыка чередования пальцев разных рук друг с другом при игре. Основой многих медленных композиций с аккомпанементом как раз и является чередование пальцев. Поклонники аниме, наверно, не раз задавали себе вопрос, а как сыграть подобного плана композиции? С левой рукой всё более или менее понятно и для начала можно выбрать вариант “прима-квинта-октава”. С правой рукой несколько сложнее, но определенные моменты можно выявить:

  • Желательно,  чтобы одинаковые аккордовые звуки (кроме тоники) в левой и правой руках не звучали одновременно.  Например,  если левая рука играет ноту фа из фа-мажорного трезвучия, то правой рукой лучше сыграть ля или до. Если правая рука также сыграет фа, то получится интервал кратный октаве. А октавы звучат бледно, так как их звуки кратны по частоте.
  • Если нужно сыграть одинаковый аккордовый звук, то играйте его чередованием, например, сначала ноту соль берёт левая рука, а затем правая
  • Японская музыка многогранна и противоречива, но, во многих анимешные композициях изюминка заключается как раз в простоте и ярком выражением чувств, для чего используются неаккордовые звуки.
  •  Мелодичность.  Есть большая разница между мелодией и сольным проигрышем. В основе мелодии лежит мотив - осмысленная и напевная последовательность звуков, а в основе многих сольных проигрышей - технично исполняемая пентатоническая вариация. Пентатоника - это, конечно, сила, но далеко не единственное и не самое сильное средство для выражения чувств. Роль отдельно взятого звука в мелодии значительно выше, чем в пентатонике. Соответственно, для композиций в стиле аниме (и не только) для выражения чувств и настроения используется мелодия, а пентатоника более уместна в джазе и стилях, которые появились из джаза - блюз, рок и др.).

Упражнение 4. Развитие навыка игры чередованием пальцев рук.

Возьмите простую гармоническую последовательность C->Am->F->G и на разученный аккомпанемент попробуйте придумать мелодию.

Пример 5. Импровизация на разученный аккомпанемент.

Использование ноны в гармонической фигурации имеет одну особенность, которая немного усложняет строение аккомпанемента по сравнению с игрой октавы или децимы. В некоторых построениях квинтовый тон и нона образуют резко звучащий тритон, например, от ноты ми тритон образуется квинтой сии ноной фа. Если резкое звучание тритона не вписывается в композицию, то нону в таких случаях можно заменить октавой или децимой.

В качестве аккорда можно выбрать септаккорд в основном виде и сыграть, например, приму, квинту и септиму.

Упражнение 5. Гармоническая фигурации на основе септаккорда.

Для получения аккомпанемента в стиле “буги-вуги” возьмём за основу тоны квинтсекстаккорда  прима, квинта, секста и немного изменим ритмический рисунок для придания характерной для этого стиля подвижности. Пальцы 5-2-1.

Упражнение 6. Буги-вуги.

Можно добавить к этой последовательности октаву и сыграть всё “качающимся” перебором. Пальцы 5-2-1-2-1-2-1-2-5.

Упражнение 7. Буги-вуги перебором

Гармоническая фигурация с использованием трёх звуков позволяет получить простой, но интересный аккомпанемент. В размере четыре четверти здесь используются длительности четвертная + четвертная + половинная. Для придания композиции подвижности, плавности и эффекта перетекания звука используются восьмые длительности и неустойчивые звуки (септима, нона и др.). Значит, нужно придумать звено из восьми нот. Пальцы 5-2-1-3-2-1-3-1

Упражнение 8. Непростая гармоническая фигурация с использованием восьмых

Слишком сложно? Тогда стоит потренироваться на более простом варианте. Пальцы 5-2-1-2-1-2-1-2 или 5-2-1-3-2-3-1-2

Упражнение 9. Гармоническая фигурация с устойчивым началом

Здесь в качестве третьего звука используется октава (устойчивое начало), а в конце квинта переходит в приму (устойчивое окончание). Если вместо октавы сыграть нону, то получится неустойчивое начало.

Упражнение 10. Гармоническая фигурация с неустойчивым началом

Мы познакомились с медленным и быстрым вариантами гармонической фигурации, что можно использовать для композиции. Сначала выбираем какой-нибудь медленный вариант, а затем быстрый.

Пример 6. Развитие композиции.

Завершить рассказ о гармонической фигурации в аккомпанементе мне хочется небольшой практической зарисовкой для настроения.

Пример 7. Композиция с аккомпанементом типа гармоническая фигурация.

Игра на синтезаторе двумя руками«...назад вперед...»

Александр Страшко
Вконтакте
07.04.13

© 2006-2023 Мы и Музыка