Разделы
Мы и Музыка
Рубрики

Чередование баса и аккорда, басовая линия

«...назад вперед...»

Чередование баса и аккорда, басовая линия

«...назад вперед...»

Ещё одним распространённым аккомпанементом является аккомпанемент типа “чередование баса и аккорда”. Здесь можно выделить две взаимосвязанные составляющие - басовый тон и аккорд. Линию каждой из этих составляющих можно изменять для получения различных вариаций. Например, можно ввести повторения или изменить ритмический рисунок баса или(и) аккорда.

Чередование баса и оставшейся части аккорда

При использовании трезвучия берётся бас, а затем два его оставшихся тона.

Упражнение 1. Чередование баса и оставшейся части трезвучия.

Для получения большего разнообразия басовый тон через раз можно смещать на ближайший аккордовый звук вниз или вверх.

Упражнение 2. Движение баса.

Как узнать, когда скачок басового тона нужно делать вниз, а когда вверх? Ответ на этот вопрос даётся в курсе музыкальной гармонии, но для простоты запомните следующее: музыкальные партии с течение времени представляют собой волнообразные движения подобно колебаниям волн вверх, вниз и т.д. Соответственно, рука движется вправо, затем влево и т.д. Почему так? Потому что при движении только в одну сторону быстро закончатся клавиши. Шутка, но так оно и произойдёт. Большие скачки в партии баса допустимы, но они могут её ухудшить. Если сделать слишком большой скачок вниз, то бас может прозвучать слишком “толсто” в текущем звуковом окружении, если же сделать большой скачок вверх, то бас может не только прозвучать слишком “тонко”, но и возможно появление перекрещивания, когда басовый звук берётся выше звука тенора в предыдущем аккорде. На слух это будет ощущаться как потеря баса. Избежать перекрещивания можно так:

  • Сыграйте все аккорды выбранной гармонической последовательности и запомните ноту, которая соответствует самому высокому положению басового тона
  • Стройте оставшуюся часть аккорда или весь аккорд так, чтобы его нижний тон был выше (правее) самого высокого басового тона

Предположим, самый верхний басовый тон соответствует звуку до большой октавы. В этом случае нижний тон оставшейся части трезвучия на протяжении всей гармонической последовательности не должен быть ниже этого звука.

Чередование баса и всего аккорда

Этот вариант аккомпанемента более сложен в исполнении по сравнению с предыдущим, но он позволяет получить более разнообразную и насыщенную гармонию.

Упражнение 3. Чередования баса и аккорда.

Чередование баса и повторений части или всего аккорда

Этот вариант аккомпанемента хорошо известен, так как он используется в вальсе.

Упражнение 4. Чередование баса и повторений части и всего аккорда.

Пример 1. Простой вальс.

Для вальса характерно плавное равномерное движение. Для получения качающегося движения можно изменить ритмическую фигуру оставшейся части аккорда.

Упражнение 5. Пунктирный ритм в оставшейся части аккорда.

Чередование повторений баса и части или всего аккорда

Пунктирный ритм можно использовать и для чередования басового тона.

Упражнение 6. "Скачущий бас".

Аккомпанемент с чередованием баса и аккорда можно исполнять двумя руками. Левая рука играет бас, а правая - аккорд.

Упражнение 7. Чередование баса и аккорда двумя руками.

При помощи двух рук можно играть аккомпанемент с различными ритмическими вариациями, что позволит улучшить взаимодействие рук друг с другом.

Упражнение 8. Ритмические вариации двумя руками.

При совместном использовании разных типов аккомпанемента получается смешанный аккомпанемент. Интересное сопровождение можно получить при совместном использовании гармонической фигурации и чередования баса и аккорда.

Упражнение 9. Смешанный аккомпанемент.

Басовая линия

Синтезатор - это универсальный музыкальный инструмент, на котором можно имитировать игру на большом количестве разных музыкальных инструментов. По этой причине клавишнику будет весьма полезно обращаться к опыту игры на других музыкальных инструментах. В этом разделе мы обратимся к опыту игры на бас-гитаре, что пригодится при построении композиций, в которых левая рука имитирует игру на ней.

В процессе развития музыканта можно выделить два важных этапа:

  • Изучение строения базовых элементов
  • Применение базовых элементов

Применительно к бас-гитаристам под базовыми элементами понимаются элементарные басовые партии. Информация о них находится в свободном доступе и с их изучением проблем не возникает. Основная сложность заключается в умении применять на практике эти разученные партии. Для этого необходимо уметь исполнять несколько характерных для того или другого стиля партий и знать несколько ключевых моментов.

На предыдущем занятии мы увидели, что аккомпанемент может быть не только с явно выраженным ладовым наклонением (мажорным или минорным), но и нейтральным, который подойдёт для сопровождения как мажорных, так и минорных композиций. Партия бас-гитары состоит из последовательности звуков. Если из этой последовательности звуков убрать те, которые отвечают за ладовое наклонение, то получится нейтральная партия, которая, возможно, будет неплохо звучать и в мажоре, и в миноре. Это первый ключевой момент. Из этого следует и то, что среди всех звуков есть ключевые звуки, которые наиболее часто используются для построения нейтрально звучащих басовых партий - прима, квинта, октава. Второй ключевой момент - это игра примы аккорда. В этом случае бас будет звучать уверенно и основательно.

Пример 2. Нейтрально звучащая басовая партия.

Третий ключевой момент - игра на бас-гитаре под бочку ударной установки. В этом случае получится пробивной бас и хороший ритмический фундамент для всей композиции.

Можно ли сказать, что нейтральная басовая партия является универсальной? Нет. Во многих композициях партия баса выполняет стилеобразующую роль.

Пример 3. Стилеобразующая роль партии бас-гитары.

Примерно до середины первого варианта исполнения совершенно непонятен стиль аккомпанемента. Только после перехода баса на звук соль мы начинаем понимать, что играется нечто в стиле рок-н-ролл. А вот второй вариант исполнения уже с первых звуков указывает на рок-н-ролл.

А вот для стиля босанова нейтральная басовая партия подходит просто отлично.

Пример 4. Босанова.

Итак, для построения партии бас-гитарист должен выяснить:

  • Стиль композиции, чтобы понять, подойдёт ли к ней нейтральная партия баса или потребуется стилеобразующий вариант.
  • Аккордовую последовательность, что позволит ему определить примы аккордов.
  • Партию барабанщика, чтобы услышать общий ритмический рисунок и ритм бочки.

Помимо квинты и октавы в басовых партиях часто используется и септима.

Упражнение 10. ”Моторный бас” для композиций в стиле диско.

В данном упражнении партия левой руки представляет собой циклично повторяющийся шаблон, состоящий из трёх звуков. Это партия сопровождения в чистом виде. Помимо сопровождения бас-гитара может использоваться и для ведения басовой линии, что характерно для джаза. Шаблон - простота исполнения, но небольшое разнообразие. Басовая линия - разнообразие, но сложность исполнения. На практике можно выбрать нечто среднее между этими двумя случаями - шаблон, дополненный короткими мелодическими фразами. В самом простом случае это может быть проходящий неаккордовый звук, арпеджио, гаммообразное движение и др., посредством чего осуществляются переходы между исполнением шаблона от разных нот.

Пример 5. Басовая партия с мелодическими вставками.

«...назад вперед...»

Александр Страшко
admin@starport.ru
14.04.13

Copyright © 2006 Мы и Музыка
Яндекс.Метрика