Разделы
Мы и Музыка
Рубрики

Гармоническая поддержка

«...назад вперед...»

Аккомпанемент типа "гармоническая поддержка'' представляет собой аккордовое сопровождение мелодии и позволяет получить большое количество вариаций разной сложности, так как акорды можно:

  • Исполнять различными длительностями - целыми, половинными, четвертями и др.
  • Чередовать с разной скоростью - один раз за такт, два раза и др.
  • Играть в равномерной или неравномерной последовательности
  • Брать в доли такта или между ними

Игра аккордов, возможно, выглядит не столь интересно, как исполнение гармонических фигураций, но она даёт возможность улучшить ритмическую составляющую техники игры левой рукой, что важно для развития навыка независимой игры двумя руками. Одно дело, когда левая рука равномерно играет аккорды по долям, одновременно с нажатиями клавиш правой рукой и совсем другое, когда левая рука должна четко исполнять заданную ритмическую фигуру или осуществлять быструю смену аккордов независимо от партии правой руки.

На этом занятии будут рассмотрены варианты гармонической поддержки с использованием ритмической фигурации, которая в данном случае означает повторение аккордов в соответствии с какой-либо ритмической фигурой.

Для получения аккомпанемента типа ”гармоническая поддержка” можно взять аккомпанемент типа “бас и аккорд” и исключить из него басовые звуки.

Пример 1. Получение гармонической поддержки из аккомпанемента “бас и аккорд”.

Отсутствие басового тона в гармонической поддержке по-разному влияет на характер композиции. В зависимости от ритмической основы и мелодии можно получить как легкую пульсацию для вальса, так и уверенное звучание для марша или военной песни.

Пример 2. Набросок военной песни.

В качестве области для игры аккордов можно выбрать область гитарных аккордов, которые играются на трех верхних струнах, что было рассмотрено на предыдущем занятии.

В примере 2 аккомпанемент и мелодия играются в соседних октавах. Близкое расположение аккомпанемента и мелодии может привести к наложению области мелодии на область аккомпанемента, когда по смыслу мелодия должна играться на клавишах, которые уже нажаты левой рукой. Конечно, можно сыграть мелодию на октаву выше, изменить её, левой рукой сыграть аккорд в другом виде или изменить тональность. Но всё это ведёт к изменению звучания композиции. На фортепиано невозможно сыграть аккомпанемент и мелодию в одном и том же частотном диапазоне. А есть ли музыкальные инструменты, которые позволяют это осуществить? Да, один из них - аккордеон. Рассмотрим коротко аккордеон типа Шуя размером 3/4, что позволит понять несколько интересных моментов.

При нажатии на одну клавишу звучит несколько голосов (используется несколько язычков). При этом язычки настраиваются “в разлив” - с некоторой расстройкой относительно друг друга, что придаёт аккордеону характерное звучание.

Левая клавиатура данного аккордеона представляет собой 5 рядов кнопок - вспомогательные басы, основные басы, мажорные трезвучия, минорные трезвучия, доминантсептаккорды. Из этого можно сделать вывод, что при нажатии на кнопку из ряда басов будет звучать один басовый звук, а при нажатии на кнопку трезвучия - три звука. Как бы не так! При нажатии на кнопку баса в большинстве случаев будет звучать четыре 4 звука: открывается 2 клапана, каждый из которых даёт воздуху доступ в две резонаторные камеры, настроенные в октаву. При нажатии на кнопку ми-бемоль одновременно зазвучит 4 звука:

  • Ми-бемоль контроктавы
  • Ми-бемоль большой октавы
  • Ми-бемоль малой октавы
  • Ми-бемоль первой октавы

При нажатии на кнопку мажорного трезвучия чаще всего открывается три клапана и в случае до-мажорного трезвучия можно услышать 6 звуков:

  • Соль малой октавы
  • До первой окравы
  • Ми первой октавы
  • Соль первой октавы
  • До второй октавы
  • Ми второй октавы

Одновременно с трезвучием звучит и его копия на октаву выше, что обогащает звучание аккомпанемента.

Нетрудно заменить, что аккомпанемент и мелодия на аккордеоне звучит в одном и том же звуковом диапазоне (диапазон правой клавиатуры аккордеона от соль малой октавы до ми третьей октавы).

При одновременном нажатии на басовую и аккордовую кнопку будет звучать 10 звуков, тогда как в нотной записи будет записано 4 звука - бас и трезвучие. Получается, что нотная запись не является абсолютно точной записью музыкального материала! Да, в узком смысле нотная запись является наиболее точной системой записи музыкального материала, но в широком смысле она является упрощенной системой, посредсвом которой записываются лишь существенные звуки, а не все, которые звучат в данный момент времени. В противном случае будет очень непросто разобраться в нотах. На аккордеоне нажимается одна кнопка баса - в нотах записывается один соответствующий ей звук и аккордеонистам это понятно.

В некоторых синтезаторах (рабочих станциях) есть возможность не только разделять клавиатуру на две и более частей, но и изменять их строй независимо друг от друга. Это даёт, во-первых, возможность исполнять на одном синтезаторе партии двух разных инструментов в одном регистре, а, во-вторых, повышает удобство исполнения двух партий. Например, левая рука играет в большой октаве, правая в первой, а звучит всё так, как будто обе руки играют во второй и третьей октавах. Если в пределах первой октавы нужно держать фон и играть мелодию, то без описанной выше функции потребуется два синтезатора, либо двухклавиатурная модель. В конце занятия будет дана пара примеров c использованием описанной функции.

Получить гармоническую поддержку можно и путём распределения аккордов по позициям длительностей в такте. Например, при размере четыре четверти в одном такте будет четыре четверти или восемь восьмых. Возьмём лист бумаги в клетку и обведём 4 или 8 клеток для получения одного такта, в котором клетки будут длительностями. Поставим точки в тех квадратах, в которых нужно сыграть аккорд. Получится наглядный ритмический рисунок. Если вы умеете работать в музыкальном редакторе-секвенсоре (нотном редакторе), то в нем можно создать отпечатки нот (ноты) и поставить такт на цикличное воспроизведение для прослушивания результата, если возникают трудности с пониманием того, как должна звучать сложная ритмическая фигура.

Порядок разучивания аккомпанемента левой рукой может быть таким:

  • Выбранный аккомпанемент медленно играется левой рукой под метроном. Если левая рука не может его исполнить точно, то этот же аккомпанемент играется более развитой правой рукой в своём регистре, что позволит понять, как должна играть левая рука
  • После уверенной игры левой рукой аккомпанемента можно перейти к его игре вместе с правой рукой

На этом мы остановимся и уделим внимание правой руке. Почему только сейчас мы заговорили о ней, а не с самого первого занятия? Это сделано для того, чтобы с самого первого занятия вы уделили основное внимание развитию техники игры левой рукой. Важно не просто уметь брать аккорды левой рукой и играть арпеджио, но и без ошибок играть простые гармонические обороты и квадраты, характерные для того или иного стиля. Партия левой руки - это основа аккомпанемента и импровизации! Обучение игры на синтезаторе с правой руки также имеет свои преимущества, но на практике нередко получается так, что на развитие правой руки исполнитель тратит основное время, а на левую руку затрачивается время по остаточному принципу. Но даже при использовании функции автоаккомпанемента получится немного до тех пор, пока пальцы левой руки не начнут двигаться и чётко управлять гармонией аккомпанемента.

Мы не будем углубляться в импровизацию, а рассмотрим игру правой рукой с точки зрения развития её техники игры на простых примерах.

Выбираем аккомпанемент для левой руки в виде равномерного чередования аккордов четвертными длительностями в размере четыре четверти. Для начала сыграем короткую гамму на половину октавы.

Упражнение 1. Равномерная аккордовая пульсация и гамма на половину октавы.

Игра короткой гаммы даёт возможность оценить сложность аккомпанемента. Если её игра вызывает сложности, то необходимо детально разобраться с аккомпанементом в медленном темпе. Для этого сначала нужно осмыслить, что и когда делают пальцы обеих рук. Игра двумя руками на музыкальном инструменте происходит по закономерностям, многие из которых легко выразить математически. Для этого используется счёт. При игре восьмыми удобно пользоваться счётом от 1 до 8, что позволяет понять, на какую восьмую необходимо нажимать клавиши. Закономерность в упражнении 1 понять несложно: левая рука должна брать аккорды на нечетный счёт, а правая рука играет равномерно восьмыми на каждый счёт.

Сыграем гамму в пределах октавы.

Упражнение 2. Равномерная аккордовая пульсация и гамма на одну октаву.

Эти два упражнения позволяют потренировать несколько основных и привычных сочетаний пальцев обеих рук. Пианисты, например, часто играют гаммы и одновременное взятие аккорда в левой руке с нажатием клавиши большим пальцем правой руки, является для них привычным сочетанием. Для проработки непривычных сочетаний пальцев нужно играть волнообразные мелодические фигуры, которые могут быть длинными и сложными. Чтобы не запутаться в пассаже необходимо на этапе разучивания произвести группировку нот с использованием акцентов - сильных нажатий на клавиши. Например, из-за необычности звучания последовательность из 12 нот в размере три четверти может показаться запутанной, но благодаря акцентам её можно разделить на группы из 6 нот, что сразу прояснит ситуацию.

Упражнение 3. Группировка и акцентирование в размере три четверти.

При игре простых мелодических линий акценты приходятся на одни и те же ноты, что позволяет проконтролировать правильность игры ритмической и мелодической фигуры. В сложных мелодических линиях акценты смещаются, но через несколько циклов всё опять приходит к началу. Другими словами, в одном большом цикле существуют несколько коротких циклических фраз.

Ошибка цикличности - это весьма распространённая ошибка. Вместо 8 нот играют 7, вместо квадрата из 8 тактов играют 7 и т.п., что моментально приводит к сбою. С практикой вы научитесь группировать длительности и выделять их акцентами мысленно в процессе игры.

Упражнение 4. Аккордовая пульсация и волнообразная мелодическая фигура с акцентным делением.

В следующем упражнении показано смещение акцента.

Упражнение 5. Смещение акцента.

Трудность исполнения волнообразных мелодических линий объясняется просто. При игре гамм ноты нажимаются последовательно и ключевых точек немного - место подклада (переноса) пальца и места изменения направления движения пальцев. Голова быстро схватывает эту закономерность. При игре волнообразной последовательности происходит частая смена направлений и приходится затратить время на понимание этой более сложной закономерности с возросшим количеством ключевых моментов. Фигура в виде треугольника распознаётся глазами моментально, а в случае сложного многоугольника придётся посчитать количество сторон или точек, что замедлит распознавание.

Для улучшения навыка игры (да и мышления) очень помогает исполнение правой рукой зеркально отраженной партии. Правая рука играет в обе стороны лучше левой, но при игре некоторых мелодических фигур правая рука в одних случаях увереннее играет справа-налево, а в других слева-направо.

Упражнение 6. Привычно и непривычно.

Почему зеркально перевернутую партию играть сложнее? Потому что изменилась последовательность работы пальцев. В первом случае такт заканчивается (8 нота) на хорошо управляемом указательном пальце, а во втором случае на неуправляемом безымянном. Чередование указательного и большого пальцев работает намного лучше чередования безымянного и мизинца.

После успешной игры равномерных мелодических фигур переходим к игре неравномерных для того, чтобы научить левую руку держала ритм при игре правой рукой разными длительностями и между долями.

Упражнение 7. Аккордовая пульсация и неравномерная игра между долями.

После этого осталось отработать безостановочную смену аккордов. Для этого выбирается известная вам гармоническая последовательность (тоника-субдоминанта-доминанта, кварто-квинтовая, рок-н-рольный квадрат и др.), которая разучивается левой рукой. Затем правой рукой добавляем к ней простые мелодические фигуры, которые в процессе осмысленной игры превращаются в мелодию.

Пример 3. Аккордовая пульсация и простая импровизация

Выше показан один из примеров разучивания аккомпанемента. Невозможно только одним физическим упражнением развить физику всего тела. Нужен комплекс эффективных для данного случая упражнений. Также и в музыке. Тот, кто играет только гаммы, сможет сыграть только гаммы. Ваша задача найти такой подход к изучению неизвестного, чтобы с одной стороны он был эффективен, а с другой стороны не привёл к желанию бросить игру на синтезаторе. Мне нравятся упражнения-импровизации, некоторые из которых с точки зрения гармони могут звучать ужасно (например, аккорды и арпеджио в низком регистре), но зато неплохо развивают пальцы, да и намного интереснее играть аккомпанемент и мелодию, чем арпеджио и гамму.

Послушайте несколько примеров гармонической поддержки. Играем восьмыми. Тогда в стиле ”рок-н-ролл” аккорды играются на счет 3, 4 и 7.

Пример 4. Гармоническая поддержка в стиле “рок-н-ролл”.

Если аккорды брать на чётный счёт (2, 4, 6 ,8), то получится “прыгучая” гармоническая поддержка в стиле “ска”.

Пример 5. Гармоническая поддержка в стиле “ска ”.

В этом примере обе руки играют разными инструментами в пределах одной октавы. Это возможно благодаря функции рабочей станции, которая позволяет повышать и понижать строй каждой зоны разделенной клавиатуры независимо друг от друга на октавы.

В "диско" используются простые гармонии, но сыграть характерный ритмический рисунок левой рукой непросто.

Пример 6. Гармоническая поддержка в стиле “диско”.

Слишком примитивный аккомпанемент? Согласен. Сыграем что-нибудь более душевное.

Пример 7. Гармоническая поддержка в стиле “танго ”.

Небольшая позитивно звучащая зарисовка в любимом многими ритме “поезд”.

Пример 8. Гармоническая поддержка в стиле “поезд”.

Ритмическая фигура ”поезд” достаточно длинная и рассчитана на целый такт. Если аккорд сменяется внутри такта, то эта фигура уже не пройдёт по длине и нужно использовать более короткий вариант, что и сделано в этом примере.

А вот и обещанные примеры игры двумя руками в одном регистре, что можно использовать для получения аккордовых пульсаций, которые очень сложно или невозможно исполнить одной рукой.

Пример 9. Сложная аккордовая пульсация.

Можно произвести выравнивание по высоте частей клавиатуры для обеих рук и потренироваться левой рукой в игре мелодий.

Пример 10. Обмен партиями.

В этом примере мелодию играет сначала правая рука, а затем левая.

На предыдущем занятии было сказано, что аккомпанемент ”бас и аккорд” является базовым при изучении остальных типов аккомпанемента. На этом занятии мы убрали из него бас и получили аккомпанемент “гармоническая поддержка”. Если же в нём убрать аккорды и оставить бас, то можно получить аккомпанемент в виде басового сопровождения с ритмической фигурацией (который является разновидностью барабанного баса), о чем будет рассказано на следующем занятии.

«...назад вперед...»

Александр Страшко
admin@starport.ru
24.08.13

Copyright © 2006 Мы и Музыка
Яндекс.Метрика