Разделы
Мы и Музыка
Рубрики

Я играю на пианино, как мне научиться играть на синтезаторе?

«...назад вперед...»

Я играю на пианино, как мне научиться играть на синтезаторе?

«...назад вперед...»

Обучение игре на синтезаторе у Вас будет состоять из двух этапов: первый - период адаптации, второй - повышение мастерства.

Период адаптации - это время и усилия, которое Вам потребуется для:

  • понимания того, что фортепиано и синтезатор - различные музыкальные инструменты, которые предназначены для исполнения различной музыки
  • приложения своего умения игры на фортепиано к игре на синтезаторе
  • переосмысления своего отношения к музыке, формирования методики самообучения и развития навыка активного поиска и запоминания.

На скорость адаптации к игре на синтезаторе влияют два аспекта - психологический и технический. С техническим аспектом всё понятно. Если у Вас развита техника игры на фортепиано, то с этой стороны у Вас больших проблем не возникнет. Конечно, ощущение от игры на полувзвешенной (легкой по нажатию клавиш) клавиатуре синтезатора сильно отличаются от ощущений при игре фортепиано, но пальцы к этому привыкнут очень быстро. В этом случае основным тормозом в освоении игры на синтезаторе является "психология пианиста". Он заключается в том, что человек, который привык разучивать произведения по нотам и играть на фортепиано классические произведения, воспринимает синтезатор как фортепиано, пытается играть на нем как на фортепиано и использует "фортепианный" подход при самостоятельном освоении игры на синтезаторе. В статье "Специфика обучения игре на синтезаторе" мы подробно рассматривали различия в методиках обучения игре на фортепиано и синтезаторе. Поэтому здесь я повторю лишь один ключевой момент: обучение игре на синтезаторе основывается на активном поиске и импровизации, тогда как обучение игре на фортепиано заключается в разучивании по нотам и исполнении произведений. Умение играть на синтезаторе заключается в умении импровизировать, тогда как под умением играть на фортепиано понимается умение играть выученное произведение. Понимание этого момента легче дается тем, кто не любит разучивать и играть классические произведения, но в тоже время пытается сочинять “свою музыку”. Если Вы относите себя к таким людям, то поверьте, с освоением игры на синтезаторе проблем у Вас не будет. Способность к сочинению музыки подскажет Вам путь в этом деле. Если же Вы давно пытаетесь научиться играть на синтезаторе и не понимаете, почему это не получается, несмотря на то, что Вы можете по нотам сыграть произведение, то для начала я советую следующее:

  • Необходимо перестать воспринимать синтезатор как электронное пианино. Затратьте время на то, чтобы послушать все стили и голоса, которые в него заложены. Разберитесь с режимом "автоаккомпанемент", который представляет собой мощнейшую функцию самообучения игре на синтезаторе.
  • Учитесь не только видеть ноты и слышать звуки, но и думать, анализировать, искать! Учитесь сочинять музыку!

Все люди разные. Есть те, кто самостоятельно может освоить сложнейшие области знаний, а есть те, кто не может обойтись без помощи при решении простых вопросов. В первом случае необходимо озадачиться поиском информации, а во втором - поиском тех, кто может предоставить данную информацию. Это не значит, что кто-то сможет научить Вас играть на синтезаторе. Если принять успех за 100%, то вклад преподавателя в него составит не более 20-40%. Всё остальное - Ваш труд.

Что самое сложное на начальном этапе в любом деле? Пройти его до конца, не остановиться и не бросить его. Учиться всегда трудно, поэтому, если Вы хотите пройти этот непростой  период быстро и качественно, то следует пойти учиться к грамотному педагогу. Занятия под руководством педагога - это не только возможность быстрого и качественного освоения игры на музыкальном инструменте, но и дисциплина. Трудно заставить себя играть гаммы и упражнения, когда хочется играть партии и риффы из любимых произведений, или когда за окном прекрасный солнечный день. Научитесь правильно расставлять приоритеты. Если Вы хотите достичь больших успехов в музыке, то для этого потребуются большие затраты времени, сил и средств. Если же музыка - это хобби, то можно использовать методику адаптационного обучения, суть которой заключается в том, чтобы прикладывать большие усилия не везде, а там, где это действительно необходимо. Можно выделить 1 час на игру гамм, 1 час на игру арпеджио, 1 час на игру любимых партий, 1 час на разучивание новых партий. Получится долгое и утомительное 4-х часовое музыкальное занятие. Но можно поступить иначе: предположим, что  Вы чувствуете необходимость повысить технику игры арпеджио. Уделите из 60-ти минутного занятия основное время (45 минут) этому вопросу, а не бесконечным повторам одного и того же риффа из любимой композиции, который Вы научились играть ещё два года назад. Необходимо поработать над тем, что не получается, хотя это не так интересно, как играть выученную партию.

В ДМШ Вас учили играть по нотам, заучивать и повторять классические произведения, а сейчас Вам потребуется сочинять и импровизировать. Кто-то может возразить, что для игры на синтезаторе не требуются данные навыки. Можно просто разучивать по нотам песни и партии из любимых произведений и играть их. Замечу, что исполнение выученного произведения на синтезаторе означает умение играть на синтезаторе выученное произведение, а способность играть на синтезаторе произведение по нотам – это всего лишь умение читать с листа. Умение играть на синтезаторе характеризуется умением играть в том или ином музыкальном стиле. Музыканты группы могут оценить умение играть на синтезаторе классические произведения двумя руками. Но, если помимо этих произведений исполнитель ничего не может сыграть, то возникает вопрос, а кто же за него будет придумывать и записывать партии клавишных?

На начальном этапе освоения игры на синтезаторе могут возникнуть:

  • Проблемы с чувством ритма при игре под автоаккомпанемент.
  • Сложности с построением аккомпанемента.
  • Сложности c сочинением сольных партий и мелодий
  • Проблемы с артикуляцией и с исполнением различных технических элементов
  • Сложности с приобретением синтезатора

Проблемы с чувством ритма при игре под автоаккомпанемент. Пианисты редко занимаются под метроном, поэтому они привыкают играть с относительной точностью, тогда как синтезатор воспроизводит ритм с абсолютной точностью. Поэтому придется поработать над точностью игры на синтезаторе. Многие голоса синтезатор воспроизводит с плавной атакой и эффектами, поэтому определить на слух время наступления/прекращения звучания достаточно сложно. Оценить степень точности игры поможет запись. Для этого можно, например, записать партию в midi-редакторе на компьютере и посмотреть, насколько точно отпечатки нот совпадают с долями ритма.

Сложности с построением аккомпанемента. Что играть левой рукой на синтезаторе? Попробуйте для начала освоить левой рукой игру простых аккордовых последовательностей С, А, G и Am, Dm, E без ритма и под ритм. Учтите, что синтезатор автоматически выравнивает наступление событий при нажатии клавиш в области аккомпанемента при игре в режиме "автоаккомпанемент", поэтому левая рука "привыкает" играть неточно.

Сложности с сочинением мелодии и построением сольных партий. Что тут можно посоветовать? Слушайте произведения отечественных и зарубежных композиторов-мелодистов (очень много интересных идей можно найти в песнях советских композиторов). Слушайте популярные мелодии и пытайтесь их повторить, чтобы понять, как построены фразы в них, какие интервалы используются, как музыка связана с текстом песни. Что такое хорошая мелодия? Хорошая мелодия - это мелодия, которую можно легко спеть и запомнить, но при этом она не является примитивной.

Проблемы с артикуляцией. Под артикуляцией здесь понимается исполнительское мастерство. В качестве примера можно привести двух клавишников, исполняющих на синтезаторе партию саксофона: в первом случае звучит непонятно что, а во втором партия звучит вполне узнаваемо. На начальном этапе освоения игры на синтезаторе достаточно не допускать особо грубых ошибок, когда, например, тембром флейты пытаются играть аккорды, тембром скрипки - партию контрабаса, кульминация мелодии исполняется "вялым" звуком, а ударения ставятся на вспомогательных звуках.

Сложности с приобретением синтезатора. Сложность приобретением синтезатора заключается не в том, что его трудно приобрести, а в том, что более или менее подходящая для занятий модель стоит от 12 тыс. руб. Всё что ниже - в большей или меньшей степени музыкальные игрушки.

Что касается методики обучения игре на синтезаторе, то я рекомендую обратить внимание на методику обучения игре на синтезаторе под автоаккомпанемент, которая разработана как раз для пианистов, которые имеют навык игры на фортепиано и хотят научиться играть на синтезаторе.

«...назад вперед...»

Александр Страшко
admin@starport.ru
15.08.10

Copyright © 2006 Мы и Музыка
Яндекс.Метрика