Разделы
Мы и Музыка
Рубрики

Руководство по эффективной сборке пазлов

вперед...»

Руководство по эффективной сборке пазлов

вперед...»

Собирание пазлов развивает зрительную память, терпение, умение анализировать, мелкую моторику и целый ряд других навыков, которые пригодятся при игре на музыкальных инструментах. Со стороны это занятие выглядит простым, но, как и в музыке, здесь есть тонкости, о которых вы узнаете из нашего небольшого руководства по сборке пазлов.

C чего начать? С выбора подходящего пазла и принадлежностей для работы с ним.

Выбор пазла и принадлежностей для работы с ним

Выбор пазла является одним из важнейших и ответственных моментов, как и выбор музыкального инструмента. Если он основывается исключительно на привлекательности изображения и цене, то это может привести к покупке либо слишком простого, либо слишком сложного для сборки варианта, который вместо радости вызовет раздражение и желание бросить эту затею. Звучит знакомо для тех, кто бросил занятия музыкой, не правда ли? И здесь, и там необходимо терпение и ещё  десяток навыков, помимо практики и опыта.

Для оценки сложность сборки пазла рассмотрим следующий пример.

Сложное для сборки изображение

Рис. 1. Сложное для сборки изображение.

Ночной Берлин выглядит эффектно, но сразу обращаем внимание на то, что его половину занимает небо однотонного цвета (светлая область неба тоже является однотонной в своих пределах). При общем количестве элементов, равном 1000, синяя часть неба будет состоять примерно из 300 на взгляд одинаковых по цвету элементов. Благодаря упорядочиванию по форме количество перебираемых элементов  сократится, но выкладка неба потребует минимум в два раза два больше времени, затраченного на сборку города, в котором ещё нужно будет разобраться с рекой и оранжевой областью.

Скорость сборки у каждого пользователя разная, но в качестве ориентира для пазла с 1000 элементов её можно условно принять равной 50-70 элементов в час. При выкладке однотонных (одноцветных) областей скорость упадёт до 20-30 элементов в час.

Чем больше на изображении площадь фрагмента с однотонным цветом, плавным градиентом  или однотипным изображением, тем труднее сложить пазл при равном общем количестве элементов.

Небо, вода, горы, листья, трава, цветы, шерсть животных, текстура материалов - это далеко не полный перечень областей, которые могут состоять из элементов с похожим изображением. Можно сказать так: увеличение площади однотонной области в два раза приводит к усложнению её сборки в 4 раза. Какое изображение собрать сложнее всего? Большой чёрный квадрат!

Чем сложнее понять то, что изображено на элементе, тем сложнее определить место его расположения.

Сложность сборки увеличивается с ростом количества мелких, нечётких и трудноразличимых изображений на них, например, большого количества построек вдали.

Рассмотрим другой пример.

Простое для сборки изображение

Рис. 2. Простое для сборки изображение.

Данное изображение выглядит не только интересно, но и собирать его одно удовольствие! Именно собирать, а не подбирать. Поначалу от количества цветов рябит в глазах, но все они занимают небольшие области, а нечитаемых элементов практически нет даже на дальнем плане.

Сложность пазла также зависит и от количества элементов. Увеличение числа элементов изображения в 2 раза приводит к увеличению сложности его сборки более чем в 2 раза.

Различают пазлы для детей (до 260 элементов) и взрослых (от 260 элементов). Наиболее распространены пазлы для взрослых от 500 до 1500 элементов, для сборки которых не требуется большой стол и можно без труда подобрать принадлежности для работы с ними. Вариант из 1000 элементов является оптимальным для тех, кто немного собирал пазлы. Начинающим можно порекомендовать вариант на 500 элементов, а опытным сборщикам больше нравятся пазлы от 3000 элементов.

Пазлы, состоящие из 1000-1500 элементов отличаются от прочих разнообразием изображений. Найти привлекательное изображение среди пазлов на 4000-6000 элементов заметно сложнее. Общая тенденция такая: чем больше элементов в пазлах на более чем 1500 элементов, тем сложнее найти интересное для сборки изображение. "Скучность" изображений многотысячных пазлов вполне объяснима - большое изображение нужно наполнить содержанием. Картины из них всё равно не получится, поэтому упор делается на интерес к сборке, без обращения внимания на то, что за мешанина на них изображена.

Следует отметить то, что средний размер элемента в пазлах на 500, 1000 и 2000 больше среднего размера элемента в пазлах на 1500 и 3000 элементов. Пазлы с числом элементов на 2000 и 3000 могут иметь почти одинаковые размеры изображения.

Выбирайте пазлы с учётом следующего:

  • Размер изображения в сборе. Для комфортного составления пазла требуется поверхность в 2 раза превышающая его размер в собранном виде. В этом случае поверхность можно использовать как для выкладки самого пазла, так и размещения на нём отсортированных элементов. Для этого необязательно использовать один большой стол. Речь идёт о суммарной площади. Например, стол можно выбрать на пару сантиментов больше пазла с каждой стороны, а элементы расположить в выдвижном ящике под ним, в лотках, сортировщике и т.п. Размеры типовых пазлов:
    • 500 - 48*34 см -
    • 1000 - 68*48 см
    • 1500 - 85*58 см
    • 2000 - 96*68 см
    • 3000 - 92*68 см (116*85см)
    • 4000 - 136*96 см
  • Средний размер элемента.
  • Привлекательность изображения. Пазл с неинтересной тематикой собирать неинтересно.
  • Хранение собранного изображения. Его можно положить на стол под стекло или оргстекло, проклеить и повесить на стену в рамке для пазла, свернуть в рулон при помощи коврика для пазлов, положить в большой органайзер для пазлов или после любования и фотографирования разобрать.
  • Возраст пользователя и его опыт сборки пазлов.
  • Качество элементов. Чем сложнее пазл, чем он должен быть качественнее. Собирать пазл с некачественной резкой элементов или отслаивающимся на них изображением после многократного трения о пальцы удовольствие малоприятное.
  • Сложность сборки.
  • Комплектация. Некоторые пазлы идут с клеем в комплекте, что также увеличивает стоимость
  • Стоимость. Не стоит бросаться покупать пазл в первом попавшемся магазине. Пазлы - не персики, и то, что в одном магазине стоит 1400 руб. в другом предлагается за  400 руб. аналогичного качества.

По поводу качества пазлов разных производителей. Расскажу о том, с чем сталкивался сам.

Российская компания Степ Пазл производит недорогие пазлы для начинающих сборщиков. Это обусловлено тем, что в ассортименте присутствует всего несколько пазлов с числом элементов более 3000. В тысячнике за 260 руб. мне попался только один элемент, в котором отслоилась подложка под выступом.

Пазлы от Castorland также относятся к бюджетному сегменту, но в тысячнике не заметил ни одного дефектного элемента.

Пазлы Ravensburger позиционируются как премиум-пазлы, но попавшийся мне тысячник совершенно не оправдал ожиданий. В четырёх элементах были недоклеены (недопресованы) выступы, а ещё в двух - ноги. И это при том, что пазлы этой марки стоят более чем в 3 раза дороже пазлов от Степ! По одному изделию трудно судить о качестве всей линейки, но неприятный осадок остался. Кстати, изначально я не планировал покупать пазл Ravensburger. Просто понравилось изображение, хотя интуиция правильно подсказывала, что лучше бы он остался на полке.

Для более удобной работы с пазлами продаются специальные принадлежности:

  • Коврик для пазла. Представляет собой плотную ворсистую ткань, на которой элементы будут надёжно держаться. Это особенно актуально при использовании небольшого стола, с которого элементы будут постоянно падать на пол. Коврик также позволяет переносить пазл и компактно хранить его в частично или полностью собранном виде. Для этого после работы его можно свернуть в рулон на идущий в комплекте с ним валик и убрать до следующего раза. Некоторые коврики имеют разметку границ области изображения пазлов с разным количеством элементов
  • Планшет-органайзер - пластиковый кейс для сборки и хранения пазлов. Имеет отделения для хранения отсортированных элементов и место для хранения нескольких собранных пазлов небольшого размера
  • Сортировщик для пазла - набор лотков для хранения отсортированных элементов
  • Клей для пазла. Позволяет склеить элементы готового пазла и превратить его в картину
  • Рамка для пазла предназначена для размещения его на стене

Дополнительные принадлежности для пазлов выбираются исходя из размеров пазла, количества элементов, подходу к сборке пазлов и финансовых возможностей. Стоят принадлежности недёшево, и имеет смысл поискать альтернативы.

Фирменный сортировщик для пазлов из 6 пластмассовых лотков 19*19 см стоит порядка 25$. Выходит по 4$ за лоток. В магазинах продажи офисных принадлежностей можно найти пластмассовые лотки для бумаги (21*31 см) за 70-80 рублей. Также можно посмотреть боксы с выдвижными лотками, пластиковые ящики, ящики-лотки для инструментов (в качестве системы хранения отсортированных элементов), пластиковые лотки (включая кошачьи), недорогие системы хранения, крышки от обувных коробок и даже конфетные коробки.

Фирменный планшет-органайзер стоит 100$. Если приобрести пластиковые подносы размером 40*30 см по 100 руб. за штуку, то их можно будет использовать не только для сортировки и группировки элементов, но и для выкладки фрагментов, что особенно актуально при работе с большими пазлами, когда нет возможности надолго занимать весь стол.

Для сборки лотков и планшетов подойдёт 3-х или 5-ти слойный листовой гофрокартон. Он не столь прочен как пластик, но зато стоит ощутимо дешевле и даёт возможность самостоятельно изготавливать тару любой заданной конфигурации. Для хранения пазлов из листа вырезается коробка, а сами собранные пазлы хранятся в конвертах из гофролиста, сложенного пополам и скреплённого по бокам степлерными скрепками. В этом случае небольшие собранные пазлы можно будет хранить вертикально. Гофролист также можно использовать в качестве подложки при склеивании пазла.

При использовании письменного стола с ящиком под столешницей, органайзер можно сделать и в нём.

В случае отсутствия подходящего стола для сборки пазла подойдёт туристический раскладной столик за 500-1000 руб.

Если имеется небольшо стол (или опоры) и много свободного пространства вокруг него, то достаточно будет приобрести лист фанеры нужного размера, который можно будет положить сверху.

Помимо этих принадлежностей рекомендую обзавестись лопаткой для быстрого переноса группы фрагментов. Для этого можно использовать небольшой кусок плотной бумаги. С её помощью можно переносить целые фрагменты пазла и  легко стыковать их по сравнению перекладыванием элементов фрагмента вручную.

Использование коврика для пазла (как и других принадлежностей) влияет на технику собирания пазла. Мне больше нравятся скользящие поверхности. Они увеличивают риск падения и потери элементов, но позволяют передвигать фрагменты и использовать контекстную сборку, при которой вокруг собранных фрагментов группируются элементы, предположительно относящиеся к ним. Для защиты элементов от падения со стола на пол сделайте из картона окантовку для столешницы высотой 2-3 сантиметра, скрепив его скотчем или степлером.

Если сборка пазлов превратилось в настоящее хобби, то можно подумать и о заказе стола по своему индивидуальному проекту. На одном форуме пазломанов был продемонстрирован вариант стола с четырьмя неглубокими выдвижными ящиками под столешницей, в каждом из которых можно собрать пазл или фрагмент, состоящий из 1000 элементов.

Выбор и подготовка рабочего места

В качестве рабочего места выберите стол, за которым можно комфортно сидеть:

  • Рабочая поверхность должна быть хорошо освещена. Лучшее освещение - дневной свет. Лампы дневного света - тоже вариант, если они дают необходимый уровень освещенности. При недостаточном освещении глаза будут перенапрягаться, ощутимо ухудшится насыщенность и контрастность изображений на элементах, что затруднит работу с ними и поиск. Вся рабочая площадь должна быть хорошо освещена без бликов. Настольная лампа без регулировки положения источника света, с основанием большого диаметра и желтым светом является наихудшим вариантом
  • Рабочая поверхность должна быть на несколько сантиметров больше самого изображения во избежание постоянного падения элементов с его краёв
  • Желательно использовать отдельно стоящий стол. Будет проще находить и поднимать с пола случайно упавшие элементы
  • Рабочее место необходимо защитить от внешнего воздействия, которое может привести к разрушению собранных фрагментов - падение различных предметов на них, смахивание  одеждой, воздействие ветра и др. После случайного разрушения почти готового пазла не каждый найдёт в себе силы начать работу с самого начала

При сборке многотысячника остро встаёт вопрос с тем, где его раскладывать и куда девать потом. Собирать пазл на полу - занятие не из простых, да и спина не скажет спасибо. А вот стыковка фрагментов и окончательный сбор пазла на полу вполне возможна. Поиск коврика для пазла до 6000 элементов не должен стать проблемой, а вот поиск рамки для пазла может стать проблемой, если он имеет нестандарный размер или состоит из более 4000 элементов.

Желательно собирать пазл или его части не на самой столешнице или дне короба, а на листе бумаги. Это заметно упростит всю дальнейшую работу с ним, например, склеивание элементов (не пачкать же столешницу клеем) или перенос в другое место. Подложить под собранный пазл лист бумаги будет весьма непросто или вообще невозможно. Собрали на дне ящика большую часть пазла, а как его перенести на общее изображение? Отсоединять дно ящика или вручную переносить по 3-5 элемента? При использовании подложки таких вопросов не возникнет. Под подложку собранного пазла можно легко положить другую подложку, если текущая чем-то не устраивает или быстро вытащить её при стыковке частей изображения, расположенных также на подхожках.

После подготовки рабочего места переходим к процессу сборки.

Сборка пазла

Перед составлением пазла желательно продумать стратегию его сборки. Представьте себя в качестве генерала, командующего тысячей элементов: вначале в бой пойдёт элитный отряд элементов с фрагментами синего флага, затем их поддержат элементы с фрагментами корпуса корабля и пушками, а элементы неба пока останутся в резерве и вступят в бой на завершающем этапе работы. Элементы корабля никак не могут закрепиться на указанном рубеже? Поможем им элементами мачт и группой элементов замка, с которыми нужно наладить сообщение!

Отсутствие стратегии - путь к поражению. А посему познакомимся поближе с тем, с чем нам придётся работать.

Элемент - минимально возможная неделимая единица пазла, представляющая собой кусок картона определённой формы с фрагментом изображения на нём. Элементы можно классифицировать по разным признакам, но среди всего их множества выделяют элементы рамки. Для удобства работы можно присвоить названия отличающимся по форме элементам. Ниже дан мой вариант обозначения некоторых элементов.

Условные названия элементов пазла

Рис. 3. Условные названия элементов пазла.

Плечо - выступ, образованный выемкой. Например, в “тоннеле” на рисунке выше два плеча.

Нога - выступ, образованный двумя соседними выемками элемента. Например, в ”угле” одна нога, в X их 4.

Цепочка - однорядная сцепка нескольких элементов. Здесь можно ввести дополнительные определения, удобные в работе: двойка - сцепка из двух элементов, тройка - сцепка из трёх элементов и т.д.

Фрагмент - сцепка элементов, расположенных в два и больше рядов. Присоединили к двойке элемент сбоку - это уже фрагмент, пусть и самый маленький.

Образец - изображение на коробке, по которому собирается пазл

Место - единичный участок пазла, для которого подбирается соответствующий ему элемент.

Рабочая область - вся область для работы с пазлом. Её можно разделить на несколько областей:

  • Сборки пазла
  • Сортировки
  • Группировки
  • Сборки вспомогательных фрагментов и др.

Данные области можно отделить друг от друга или объединить для совместного использования.

Отделение областей позволяет наглядно увидеть то, что и где находится: в области пазла - фрагменты пазла, в области сортировки - отобранные в навал элементы, в области группировки - элементы группы и др. Но такое разделение может значительно уменьшить скорость сборки из-за необходимости выполнения одних и тех же операции повторно. Например, при использовании органайзера пазл собирает на одной его половине, а другая используется для хранения отсортированных элементов. Значит, нужно отсортировать элементы по делениям, а затем каждый раз выкладывать их и группировать, а после завершения работы складывать обратно в отделение. Если площадь стола превышает размер пазла в два и больше раз, стол можно полностью занять на несколько дней и вы не боитесь работать с большим разнообразием элементов, то можно всю работу производить в единой рабочей области. В моём случае это происходит так:
Все элементы из одного пакета (1000 штук) высыпаются на край стола. Далее производится последовательный переворот всех элементов и группировка их по изображению в разных частях стола. Однотонные и непонятные элементы группируются отдельно, как и элементы рамки. Поначалу производится грубая группировка, так как непонятно, что можно сразу сгруппировать, а для чего достаточно и грубой сортировки. В ходе её выполнения в поле зрения всё чаще будут попадаться элементы, на изображении которых чётко видны одинаковые текстуры или элементы. Их группируем сразу, а однотонные и непонятные элементы можно сортировать в навал, так как они потребуются на завершающем этапе сборки пазла.

После окончания операции на столе будет находиться несколько групп, несколько кучек с отсортированными элементами и достаточно большое количество непонятных элементов, которые пока не вошли ни в группы, ни в отсортированные кучки. Можно и дальше попробовать пристроить их куда-то, но на это уйдёт дополнительное время и не факт, что они будут отобраны по своим группам. Значит, можно их пока оставить в покое и заняться предварительной подготовкой - сборкой цепочек в группах. Группы элементов никуда не двигаются, и цепочки собираются прямо в них. Постепенно цепочки укрупняются до фрагментов, которые при помощи лопатки позиционируются друг относительно друга.

Кому-то такой подход может показаться слишком сложным и неэффективным, но его преимущества заключаются в том, что, во-первых, несколько операций объединяются в одной (сортировка, группировка и поиск), во-вторых, каждая операция выполняется только 1 раз, и, в-третьих, появляется возможность контекстной сборки при которой вокруг уже собранных фрагментов располагаются элементы, предположительно к ним относящиеся. В этом случае в центральную область зрения попадает сразу несколько фрагментов, с большим количеством похожих на них элементов, что позволяет увидеть связь между ними и быстрее их соединять друг с другом. Если внимание слишком сильно рассеивается из-за обилия элементов, то производится более детальная группировка с выносом части элементов. “А когда собирается рамка?”, - спросите вы. Тогда, когда для этого наступит подходящий момент. Если проще составить цепочку из элементов рамки - собирается она, если проще собрать вывеску для магазина - собирается вывеска, если нужно работать с однотонной областью, то собирается рамка для неё. Сверка по образцу на начальном этапе не используется, так как это лишняя трата времени и внимания. Яркий столб, вывеска, флаг и другие понятные фрагменты прекрасно собираются без подглядывания в образец.

В процессе работы над пазлами используются разные операции, к основным из которых относятся:

  • Сортировка - отбор элементов по каким-то признакам (цвету, форме, назначению)
  • Группировка - однослойное расположение отобранных элементов рядом друг с другом
  • Упорядочивание - порядное раскладывание элементов группы в определённом порядке
  • Перебор - последовательное прикладывание к выбранному месту всех подходящих для него элементов до получения совпадения
  • Ориентация - поворот всех упорядоченных элементов таким образом, чтобы они были ориентированы в соответствии с местом, что позволит сопоставить форму места форме этих элементов
  • Поиск (элемента или места)
  • Обход - последовательное прикладывание выбранного элемента к нескольким местам для поиска совпадения
  • Позиционирование - расположение элемента, цепочки или фрагмента в заданном месте пазла согласно образцу

Для чего всё так усложнять и детализировать? В процессе общения на тему сборки пазлов зачастую ограничиваются общим понятием сортировки элементов, которая ускоряет сборку пазла и является необходимой операцией при сборке многоэлементных пазлов. Это понятно, но что конкретно понимается под сортировкой? Одни понимают это как распределение элементов по лоткам, другие - по кучкам на столе, третьи - как однослойную группировку по рядам или смешанным образом, четвёртые - отбор элементов по цвету и т.д. Для устранения данной неоднозначности можно либо уточнять понятие сортировки, либо ввести в оборот новые определения, что мы и сделали..
Степень эффективности каждой операций зависит от многих факторов, включая возможности рабочего места и характеристики пазла. Чем больше элементов в пазле и чем он сложнее, тем тщательнее нужно производить подготовку, выбирать и выполнять операции, и тем больше времени на это требуется. При их выполнении нужно следить за балансом между практической необходимостью, затрачиваемыми усилиями, временем и результатом. Слишком детальное выполнение операции приведёт к напрасной трате усилий и времени, как и слишком поверхностное её выполнение. В пазле используется много элементов, и легко может получиться так, что после выполнения одной операции придётся осуществлять проcто огромный объём повторных и ненужных операций при каждом очередном подходе к пазлу, которых можно было бы избежать. В результате сбор трёхтысячника может растянуться на многие месяцы. Простой пример - хранение отсортированных элементов в пакетах, сложенных в коробку. Коробка занимает крайне мало места, но представьте себе объём работы, который нужно будет выполнять каждый раз - достать и развязать десяток пакетов с элементами, высыпать элементы из них на стол, сгруппировать, после работы все элементы распределить обратно по пакетам, завязать их и положить в коробку.

Сортировка

Данная операция заключается в отборе элементов по схожим признакам - цвету, текстуре, характеру изображения и др. Благодаря этому можно спланировать поэтапный сбор пазла и значительно уменьшить количество элементов для текущей работы при составлении многотысячного пазла. Если вначале собирается город, то элементы неба можно отложить в сторону, чтобы они не занимали место и не отвлекали внимание. Отбор элементов для хранения можно производить в различные ёмкости - лотки, ящики, мешочки и др.

На начальном этапе достаточно произвести грубую сортировку. Она будет особенно эффективна для однотипных элементов, занимающих большие площади на изображении. Например, если листва занимает половину изображения пейзажа, то отбор её в лоток позволит в два раза сократить количество элементов.

Сортировка с отбором в ёмкость имеет преимущество в возможности компактного хранения элементов. К недостаткам сортировки элементов в навал относится необходимость повторного их выкладывания и группировки. Высыпали из лотка, разложили, собрали сколько получилось  - засыпали в лоток обратно.

Если планируется собрать небольшой пазл быстро, то сортировку объединяют с группировкой.

Группировка

Эта операция требует большой площади для расположения всех элементов группы в один слой картинкой вверх. Группировка будет эффективна при работе с небольшим количеством элементов (20 - 50 шт.) с уникальным и хорошо читаемым изображением. Поначалу будет непонятно, что группировать, но через некоторое время на глаза будут попадаться элементы с изображением одной и той же текстуры крыши или кирпичной кладки, которые сразу можно группировать отдельно. Это в дальнейшем поможет сразу перейти к составлению цепочек и фрагментов.

Группировка, как и сортировка, относятся к подготовительному этапу сборки пазла. На большой рабочей площади размещайте сразу несколько групп.

Группировка не эффективна при работе с однотонными или однотипными элементами. В этом случае используют самую мощную, но самую долгую и затратную операцию - перебор.

Перебор

При помощи этой операции можно собрать пазл любого уровня сложности. Её эффективность  увеличивается с уменьшение числа перебираемых элементов и выполнять её лучше в самом конце сбора пазла, когда остаётся наименьшее количество элементов. Если изображение состоит из нескольких областей, похожих по цвету и фактуре, но располагающихся в разных его частях, то, на мой взгляд, лучше собирать их в порядке увеличения размера несобранных областей при прочих равных условиях. Что вам доставит больше удовлетворения, за пару часов полностью закрыть небольшую область или немного уменьшить большую?

Эффективность перебора напрямую зависит от качества выполнения другой операции - упорядочивания.

Упорядочивание

При выполнении этой операции расходуется больше всего рабочей площади, которое требуется для  однослойного и порядного расположения элементов в заданном порядке. При этом на первый план выходит группировка элементов по форме. Сначала располагаем “кирпичи”, далее ”мишени”, затем ”углы”, Н-элементы и  т.д. Упорядочивание по форме помогает отфильтровывать типы элементов, которые не подходят к заданному месту фрагмента. Если, например, фрагмент даёт место в виде угла с выемками в его сторонах, то, очевидно, Н-элементы с противоположно расположенными выступами для него не подойдут и их можно сразу убрать из рассмотрения.

Готовые фрагменты пазла будут предлагать большое количество мест, для которых нужно найти элементы. Есть ли разница, с какого места начать работу? Есть! Старайтесь выбирать те места, которые либо явно указывают на вид ноги, плеча или выемки, либо позволяют отфильтровать наибольшее количество элементов. Например, если в пазле нужно закрыть 10 мест, среди которых есть одно сердцевидной формы, то начните с него. Перебор элементов с сердцевидной ногой выполняется проще H-элементов, которые ещё придётся переворачивать при подборе по месту.

Общее количество H-элементов больше остальных и в первую очередь следует отфильтровывать именно их, выбирая места, для которых они не подходят.

Ориентация

Применяется для уменьшения количества перебираемых элементов. Упорядоченные элементы не всегда ориентированы так, как место на фрагменте, и их поворот в нужную сторону поможет нагляднее увидеть, насколько каждый элемент выборки подходит по форме месту. Среди пазломанов есть те, кто тратит немало времени на поиск закономерностей в расположении элементов пазлов разных производителей и нюансы в формах элементов, но мне вполне хватает  зрительной памяти, анализа, теории вероятности и интуиции.

Поиск

С одной из разновидностей поиска элемента - перебором, мы познакомились ранее, а теперь рассмотрим два других - поиск элемента и поиск места. Они используются при работе с уникальными и хорошо читаемыми изображениями.

Необходимость поиска элемента возникает в том случае, когда имеется достаточно данных о том, что нужно искать. Например, есть элемент с изображением одной части окна или столба и нужно найти оставшиеся части, либо найти элемент, закрывающий место внутри собранного фрагмента. В последнем случае возникает желание найти его во что бы то ни стало и закрыть вопрос, но с опытом на такие мелочи перестаёшь обращать внимание. Через некоторое время количество оставшихся элементов уменьшится, и он обязательно попадётся в поле зрения без необходимости прилагать для этого усилия.
Поиск элемента хорошо работает при составлении цепочек в группах, поиске элементов с прямыми и наклонными линиями, уникальными и хорошо читаемыми текстурами.
Поиск места помогает решить обратную задачу - определение места установки выбранного элемента. Для этого сначала производится поиск местоположения данного элемента на образце, а затем, в случае успеха, элемент устанавливается в соответствующее место пазла. Если вы собираете пазл в отдельной области с выложенной рамкой, то элемент можно установить внутри неё достаточно точно. Мне нравится собирать тысячники в единой рабочей области (подробнее об этом подходе далее) и достаточно относительного позиционирования найденного места - где-то левее и выше чего-то на уже собранном фрагменте (рамки может и не быть).

С чего начать сборку?

Сборку начинают с того, что собирается проще всего - рамка или уникальные и хорошо различимые по цвету и текстуре фрагменты.

Если вы произвели группировку элементов, то логично начать с составления двоек и троек. Работайте сразу с несколькими группами. Это может показаться распылением внимания и напрасной тратой времени, но у данного подхода есть весомое преимущество - независимость от точности группировки элементов. На практике не получится в точности сгруппировать все элементы, и может получиться так, что нужный элемент находится где-то в другом месте. За то время, что будет потрачено на его поиск, можно без труда составить 10-20 цепочек из элементов в разных группах. Эффективнее работать сразу с несколькими фрагментами (за редким исключением), а не упираться в выкладку одного.

Если группировка элементов не производилась (по причине нехватки места или её неэффективности применительно к данному случаю) сборку начинают с неполной или полной выкладки рамки (если для неё есть место). В качественных пазлах элементы можно подобрать и по одной стороне, которую даст рамка, но при сборке двумерных фрагментов будет две или три стороны, что повысит  скорость и точность подбора элементов по ним.

Выкладка полной рамки увеличивает эффективность использования операции поиска места. Без  рамки не обойтись при выкладке однотонного изображения. Если совершенно непонятно, с чего начинать сборку пазла, то начните с рамки. Часто объекты переднего плана примыкают к рамке, выкладка которой поможет начать их сборку.

Сборка фрагментов, состоящая из однотонных и трудноразличимых однородных текстур

Скорость и эффективность выкладки таких областей  зависит от количества оставшихся элементов и качества выполнения операции упорядочивания, в ходе которой нужно по рядам сгруппировать элементы с учётом:

  • Цвета
  • Характера изображения на них
  • Количества выступов и выемок
  • Размера
  • Форме выступов и др.

Чем детальнее произведено упорядочивание, тем быстрее и проще будет происходить перебор элементов. Например, если фрагмент даёт угловое место с отверстием в каждой его стороне, то, очевидно, Н-образные элементы с двумя выступами на противоположных сторонах не подойдут и можно сразу убрать их из рассмотрения. Старайтесь в первую очередь закрывать те места пазла, которые помогают отфильтровать наибольшее число элементов, к которым относятся Н-элементы.

При переборе можно использовать операцию обхода, когда выбранный элемент поочерёдно прикладывается к нескольким местам для поиска совпадения. Предположим, участок неба даёт 3 места одинаковой формы. Проще поочерёдно приложить выбранный элемент к ним, чем перебирать элементы последовательно для каждого места.

Сборка многотысячных пазлов

Чем больше элементов входит в пазл, тем тщательнее необходимо производить подготовительную работу и его сборку. Недоработка одной операции может привести к необходимости выполнения очень большого объема лишней работы. Если при сборке тысячника на первом этапе достаточно ограничиться грубой сортировкой, то здесь эта операция является одной из ключевых, требует повышенного внимания и много времени (несколько часов).

После сортировки и группировки количество отобранных элементов может быть достаточно большим. Чтобы каждый раз не  высыпать элементы из лотков и пакетов, не группировать их на столе и после окончания работы не засыпать обратно в лоткам и пакеты, можно работу по группировке и сборке фрагментов производить на вспомогательных поверхностях, например, на подносах. В процессе сортировки элементы с непонятными и однотонными изображениями отбираются в лотки, а элементы с похожей текстурой и изображением сразу группируются по подносам. Это потребует немало места, но избавит от необходимости выполнения повторных операций, так как элементы группы и собранные из них цепочки и фрагменты будут храниться в подносах, без необходимости их постоянного перекладывания и группировки. Положили на стол несколько подносов и можно сразу приступать к работе. После работы подносы быстро складываются в стопку для компактного хранения.

Для ещё более комфортной работы с подносами можно приобрести тележку для подносов. Стоят они прилично, но зато позволят вытаскивать и вставлять подносы независимо друг от друга.

Для сборки огромных пазлов подносы уже не подойдут и нужно будет снова думать о том, где их собирать и как хранить отсортированные элементы. На ум приходят стеллажи с выдвижными ящиками, системы складского хранения, большие производственные столы и др. Здесь имеет использовать несколько съёмных ящиков большого размера для сбора фрагментов и хранения элементов в них. При использовании стеллажа можно обойтись вообще без стола на этапе сборки отдельных частей изображения: включается свет, выдвигается ящик, ставится стул и начинается сборка. Стол потребуется для соединения частей в единое изображение, если для этого не используется пол. Для быстрого вытаскивания собраной части из ящика его дно из оргалита можно сделать также выдвижным: части собираются на листе бумаги, после сборки дно ящика выдвигается, а бумага вытаскивается из-под собранного изображения.

За рамками данного руководства осталось немало вопросов, но думаю, что после его прочтения вы сможете более уверенно чувствовать себя при работе и с другими видами пазлов.

вперед...»

Александр Страшко
admin@starport.ru
11.02.18

Copyright © 2006 Мы и Музыка
Яндекс.Метрика