Разделы
Мы и Музыка
Рубрики

Можно ли научиться играть на синтезаторе самостоятельно по самоучителю или лучше обратиться за помощью к преподавателю?

«...назад вперед...»

Можно ли научиться играть на синтезаторе самостоятельно по самоучителю или лучше обратиться за помощью к преподавателю?

«...назад вперед...»

Есть ли существенные отличия между самообучением и обучением под руководством преподавателя? Есть. Принципиальное отличие заключается в том, что при обучении под  руководством преподавателя между ним и учащимся образуется устойчивая обратная связь, посредством которой осуществляется контроль и коррекция деятельности последнего. Данная обратная связь может быть как односторонней, где главная роль отводится преподавателю, так и двухсторонней, основанной на конструктивном диалоге между ним и учеником. Пример односторонней обратной связи - типовое обучение в детской музыкальной школе, где учащийся имеет небольшую степень свободы, выполняет задания по заранее определенной программе, а обратная связь заключается в контроле преподавателем по специальности того, как ученик разучивает и исполняет классическое произведение на фортепиано. На практике преподавателя по специальности мало интересует то,  как обстоят дела у его подопечного с другими предметами (сольфеджио, хор) и также мало интересует то, а что же интересно самому ученику. Есть программа - извольте её освоить, потому что достижения учащегося, а также профессионализм преподавателя будут оцениваться по результату прохождения программы. Получается обратная связь вида "преподаватель->учащийся->преподаватель", в которой осуществляется контроль за выполнением указанного задания. Для учёта интересов учащегося необходима связь вида "учащийся->преподаватель->учащийся", в которой процесс обучения происходит с учетом интереса учащегося, ответов на его вопросы и выявления слабых мест в его общей подготовке. Обратите внимание на то, что занятия по специальности производятся в индивидуальном порядке, а занятия по сольфеджио - в группе. Если учащийся не успевает за отведенное время освоить небольшой объем теории (а индивидуальный подход при групповом обучении - это часто красивые слова на листе бумаги), то в результате большое количество несущественных трудностей со временем приведёт к одной большой проблеме - непониманию всего сольфеджио в той части, в которой излагается элементарная теория музыки, понимание (не знание, а именно понимание) которой будет весьма не лишним при самостоятельных занятиях. С другой стороны, если у учащегося есть интерес, развит слух и способность к самостоятельному поиску, анализу и контролю, то он сможет приступить к самостоятельному освоению игры на синтезаторе, имея лишь общее понимание некоторых основ теории музыки. Это возможно благодаря тому, что каждый музыкальный стиль и направление имеют некоторые общие характерные построения, выявить и систематизировать которые во многих случаях достаточно легко, если регулярно и последовательно заниматься. Способность самоконтроля - это одна из ключевых способностей, благодаря которой возможно эффективное самообразование. То есть, обучающийся должен не только  слышать и находить ошибки в своей игре, но и уметь их исправлять (рис. 1).

Обратная связь при обучении игре на синтезаторе

Рис. 1. Обратная связь при обучении игре на синтезаторе

Часто учащийся слышит, что он сыграл что-то неправильно, но не знает как исправить ошибку. Тогда способность к самостоятельному поиску приводит к перебору вариантов (методом тыка), из которых на его слух выбирается наиболее подходящий. Если же способность к самоконтролю развита слабо (слабо развит слух, чувство ритма, отсутствует понимание элементарных основ гармонии музыки), то обучающийся будет играть с ошибками. При этом в одном случае он будет слышать то, что звучит что-то не так, а в другом ему будет казаться, что всё более или менее хорошо. Из этого следует, что без самоучителя и без преподавателя самостоятельно научиться играть на синтезаторе может только подготовленный в психологическом и музыкальном плане человек.

При самостоятельных занятиях контроль осуществляется путем сравнения собственного исполнения с некоторым эталоном, в качестве которого могут выступать визуальные (ноты, рисунки, фотографии, действия на видеозаписи, например, нажатие клавиш и т.п.) и звуковые (песни, упражнения) примеры. Эффективность обучения при использовании примеров будет зависеть как от общего и музыкального уровня развития учащегося, так и подачи материала в самоучителе. Под общим развитием здесь понимается способность человека воспринимать информацию различного вида. В условиях современной окружающей среды у человека в большей степени развивается визуальное восприятие информации, но не просто визуальной, а динамической, то есть, постоянно меняющейся. Компьютерные обучающие программы, интерактивные игры, телевизионные программы, видеоклипы и другая динамическая информация приводят к уменьшению эффективности запоминания текста и неподвижных изображений. Рассматривание неподвижного изображения способствует мыслительной деятельности, так как происходит работа и органа зрения, и мозга. В случае динамической информации происходит подстановка видеоданных. При этом ни о каком анализе отдельного изображения речи быть не может. Производится анализ некоторой общей последовательности. Если в фильме нет спецэффектов, а в мультфильмах "крутой" графики, то это не стоит и внимания. Оценивается идея и результат - две крайние точки, а над всем остальным можно и не думать. Понять разницу достаточно легко, если сравнить процесс рассматривания художественной картины или видеоклипа. В последнем случае на мозг человека обрушивается огромный поток видеоданных, который мозг просто не в состоянии обработать. Включается защитная функция, понижающая восприимчивость мозга к визуальному потоку (а попутно и ко всему остальному). Медленно, но верно наступает отупение, так как думать не надо - телевизор сам всё покажет. Понятно, что человеку с преимущественно визуальным восприятием динамической информации будет непросто заставить себя ознакомиться с печатным самоучителем, даже если он знает ноты. Дело ещё и в том, что воздействие динамической информации, как и научно-технические достижения приводят к ускорению темпа жизни и привыканию к нему. Поэтому видеоряд - это быстро и понятно, а чтение - это медленно и "напряжно". Значит, нужно найти такой самоучитель, в котором информация даётся в виде, наиболее подходящем для восприятия данным человеком.

Все самоучители можно условно разделить на те, которые рассказывают (и иногда показывают) то, что и как нужно играть и те, которые способствуют развитию навыка самостоятельного творчества, то есть, дополнительно объясняют то, почему так следует играть. Последние представляют большую ценность, но только при понятной подаче материала и использовании понятных примеров. Слабая связь текста с визуальным или звуковым примером - это одна из проблем многих самоучителей.

Печатный или электронный самоучитель без звуковых примеров

Несмотря на своё название обучение по данным самоучителям часто предполагает постороннюю помощь. Если нет звукового примера, то как же человек, который слабо владеет техникой игры на синтезаторе и чтением нот сможет с помощью него разобраться? Помимо игры нужно ещё и контролировать правильность игры. То есть, нужно одновременно выполнять две весьма непростые задачи. Да, в самоучителях есть примеры и упражнения, но это не значит, что пользователь обязательно их поймёт и повторит без ошибок. Функция контроля находится на низком уровне.

Печатный или электронный самоучитель со звуковыми примерами

Звуковые примеры являются необходимым дополнением к самоучителям по игре на музыкальных инструментах и используются как для демонстрации примеров, так и для слуховой оценки правильности выполнения упражнений. Но звуковые примеры эффективны только в том случае, если учащийся имеет определенную музыкальную подготовку и способен связать текстовую информацию со звуковым примером, то есть, понимает то, о чем идёт речь и как это звучит на практике. Трудности могут возникнуть в том случае, если звуковой пример невозможно повторить в точности, например, в имеющемся синтезаторе нет стиля с таким названием или его характер звучания отличается от того, который дан в примере.

Большой минус печатных и электронных самоучителей (включая и те, в которых есть звуковые примеры) заключается в том, что с их помощью невозможно увидеть то, какие действия следует выполнить при разучивании упражнений и примеров, как нужно ставить пальцы, как они двигаются и нажимают клавиши, какие элементы управления используются на синтезаторе и др. Невозможность увидеть пример вызывает большие сложности. Посмотрим, чем в этом плане могут помочь видеоматериалы.

Видеосамоучители (видеокурсы, видеоуроки)

В Интернете можно найти как бесплатные видеоуроки, так и коммерческие видеокурсы и самоучители. Визуально-звуковые примеры обладают лучшей наглядностью при самообучении, но только в том случае, если они демонстрируются соответствующем образом. К сожалению, при создании видеоматериалов часто упускаются из вида два ключевых момента: первый - цель курса, второй - что в нём должно быть главным. Мне приходилось встречаться с видеокурсами, в которых автор первые 10 минут говорит о том, что его материал рассчитан на тех, кто делает только первые шаги в освоении игры на музыкальном инструменте, а затем начинает бодро играть эффектные фразы и пассажи, непонятные даже подготовленным музыкантам. На словах цель видеокурса - для начинающих, а фактически - для музыкантов с приличным навыком игры.

Главная роль в видеокурсе должна отводиться материалу, а не автору и его синтезатору.  Если показан вид синтезатора сбоку, то это ещё полбеды, а вот если показан вид синтезатора сзади, то понять отображаемые зеркально действия без навыков пространственного мышления будет затруднительно. Зато хорошо виден как сам автор курса, так и модель его синтезатора. Перед покупкой видеокурса желательно посмотреть его фрагменты, чтобы убедиться в том, что для его освоения не требуется сначала окончить консерваторию и архитектурный институт.

Качество видеокурса будет зависеть от качества самого материала, качества его подачи, качества звука и картинки. Качественные видеосамоучители обеспечивают неплохую контролируемость, так как пользователь не только слышит примеры и упражнения, но и видит действия.

Самоучители пишутся исходя из некоторой общей модели пользователей. Автор не видит пользователей своего курса и может лишь строить предположения о том, что может вызвать у них трудности. На самом деле может оказаться так, что в силу незнания каких-то теоретических основ и терминологии пользователь просто не понимает, о чём же идёт речь уже в самом начале самоучителя. Предполагается, что пользователь знает, по крайней мере, как работать с синтезатором. Но, во-первых, мало кто читает руководство пользователя, а, во-вторых, далеко не все способны быстро понять логику работы с интерфейсом незнакомого технического устройства. В результате панель управления синтезатора воспринимается как 30 непонятно зачем нужных кнопок. Автор самоучителя пишет о стилях и голосах, переходах и гармонизации, а пользователь ничего из этого не понимает. В данной ситуации кажется наиболее подходящим приобрести самоучитель с пошаговыми инструкциями, но это не так. Если шагов слишком много, то уже где-то после 7-10 шагов понимаешь лишь то, что ничего не понимаешь и вместо наработки навыка игры на синтезаторе приходится как робот повторять какую-то непонятную и магическую последовательность действий и всё выглядит как бег на месте. Если же у пользователя модель синтезатора отличается от той, применительно к которой описываются шаги в самоучителе, то придётся тратить дополнительные усилия на адаптацию материала к своему случаю.

Что же даёт обучение под руководством преподавателя? Как и в случае с самоучителями существует две основные методики обучения игры на синтезаторе: первая - научить  играть что-то, используя шаблоны, вторая - развить навыки самостоятельного мышления и творчества. Оба подхода имеют право на существование, но мы остановимся на втором, в котором теория и практика преподаются связанным друг с другом образом.

Занятие с преподавателем - это высокая степень наглядности и двухсторонняя оперативная обратная связь.

Высокая степень наглядности заключается в том, что преподаватель здесь и сейчас демонстрирует материал на том синтезаторе, на котором играет ученик. Клавиатура находится перед глазами и хорошо видны все построения.

Двухсторонняя обратная связь заключается в том, что обучение происходит в режиме диалога и построено на интересе учащегося. Преподаватель берёт на себя функцию контроля, что позволяет ученику спокойно и уверенно заниматься, так как он знает, что в случае возникновения трудностей ему оперативно окажут помощь. Ученик может задать вопрос и получить на него практический ответ, попросить преподавателя сыграть медленнее и объяснить построение.

Функция контроля, которую берёт на себя преподаватель при индивидуальном обучении игре на синтезаторе, должна охватывать всю деятельность учащегося и не ограничиваться только отслеживанием правильности выполнения упражнений. Ученик может испытывать трудности как с пониманием теории музыки, так и с управлением синтезатора. В таком случае нужно уделить время и на объяснение этих моментов.

Высокая эффективность занятий с преподавателем получается благодаря тому, что он даёт информацию по существу. Если преподаватель владеет систематизированными знаниями, то он может за несколько часов объяснить то, на что может уйти несколько лет самостоятельных поисков и не факт, что эти поиски окажутся успешными. Далеко не всем требуется знание теории в хорошем объеме, но стоит ли отказываться от возможности за 10-20 минут понять то, что необходимо знать для наработки навыка самостоятельного творчества? Занятие с преподавателем - это не только экономия сил (и нервов во многих случаях), но и существенная экономия времени.

Систематизация информации - это весьма важный момент в любом обучении. Некоторое время назад  мне попался пример по подбору аккомпанемента для заданной мелодии. Пример был простым, но типовое и последовательное его решение занимало практически всю страницу, что сильно затруднило общее понимание решения. Тогда я попробовал рассмотреть пример с точки зрения программиста и найти условия, при которых возможно использование того или иного аккорда. Получилось два простых условия:  либо в данной позиции может стоять только определенный аккорд, либо возможен вариант использования одного или другого аккорда. После расстановки аккордов по первому условию не составило большого труда заполнить оставшиеся позиции. Всё оказалось просто элементарно, только в первом случае пришлось вникать в каждое написанное слово, а во втором - догадаться применить нестандартный подход, который позволил увидеть системность в построении аккомпанемента. Увы, часто текст просто переписывается из одного самоучителя в другой, а ценную информацию приходится собирать по крупицам.

Последовательность решения задачи

Рис. 2. Последовательность решения задачи

Последовательное пошаговое решение задачи позволяет увидеть ход её решения, но часто это не позволяет оценить решение задачи со стороны и произвести систематизацию с целью поиска более эффективного пути её решения и решения аналогичных задач. В самоучителях часто используется последовательный процесс обучения, так как во многих из них даётся информация от простого к сложному и от частного к общему. Однако в музыке понимание частного иной раз легче даётся после понимания общего. Преподаватель не ограничен рамками жесткой модели учащегося, как это имеет место быть в самоучителях и может объяснить материал с нескольких позиций, при необходимости, используя информацию, которая выходит за рамки многих самоучителей и даже привести пример, который вообще не имеет никакого отношения к музыке, но обладает хорошей наглядностью. Можно ли оценить эффективность занятий с использованием различных вариантов обучения игре на синтезаторе? Возможные зависимости роста навыка игры на синтезаторе от выбранного варианта обучения показаны на рис. 3.

Рост навыка игры на синтезаторе в зависимости от варианта обучения

Рис. 3. Рост навыка игры на синтезаторе в зависимости от варианта обучения

Графики, показанные на рис. 3, весьма условны и весьма далеки от практики, но их общий характер позволяет увидеть один важный момент - быстрый старт (уровень L1). Быстрый старт возможен только под руководством преподавателя. Преподаватель - это лоцман, который хорошо знает фарватер, по которому должен плыть корабль. Конечно, время от времени ученик будет садиться на мель и попадать в сети, но ведомый преподавателем он научится их обходить и в целом будет двигаться по фарватеру с хорошей скоростью и без больших пробоин в корпусе, которые существенно затруднят движение вперёд. Если же отправиться в плавание по незнакомому фарватеру самостоятельно, то нужно быть готовым к тому, что пробоин в корпусе будет значительно больше, а в самом худшем случае корабль сядет на мель окончательно или разобьется о скалы, так и не добравшись до просторов музыкальной стихии и гармонии звуков. Однако нас это не пугает и после зимы всегда наступает лето. Тогда вперёд, на поиски лоцмана!

«...назад вперед...»

Александр Страшко
admin@starport.ru
21.06.11

Copyright © 2006 Мы и Музыка
Яндекс.Метрика