Разделы
Мы и Музыка
Рубрики

Виртуальная фортепианная станция с автоаккомпанементом Roland A73 Piano Station

«...назад вперед...»

Виртуальная фортепианная станция с автоаккомпанементом Roland A73 Piano Station

«...назад вперед...»

Roland A73 Piano Station позиционируется как отличный творческий подарок для музыкальных детей, но не будет скучно и взрослым. Программа имеет простую функциональность и понятный интерфейс, а её последняя версия является бесплатной.

Roland A73 можно загрузить с официального сайта. Программа не имеет встроенного синтезатора и для качественного воспроизведения MIDI воспользуемся программным волновым столом Yamaha S-YXG50, если он ещё не установлен. При необходимости для уменьшения времени задержки между нажатием на клавишу и появлением звука можно установить драйвер ASIO4ALL.

Настройка Roland A73 Piano Station стандартна. Выбираем команду меню Options|More Options... и в появившемся диалоге в списке Midi device указываем нужное устройство для воспроизведения MIDI.

Интерфейс программы выполнен в виде синтезатора и показан на рис.1. На первый взгляд всё красиво и удобно.

Интерфейс программы Roland A73 Piano Station

Рис. 1. Интерфейс программы Roland A73 Piano Station

Панель управления разделена на три части: MASTER, ABC и BASE. Назначение элементов управление рассматривается далее, а сейчас попытаемся что-нибудь сыграть на компьютерной клавиатуре.

Пример 1. Попурри (Roland A73)

Неплохо! Послушаем, что на это может ответить One Man Band.

Пример 2. Попурри (One Man Band)

Какой вариант звучания вам понравился больше? Однозначно дать ответ сложно. Что-то лучше в Roland A73, что-то в One Man Band, но на мой слух больше "качает" первый пример. В нём нет ни сбивок, ни арпеджиатора, ни плотности звуков, как во втором, но есть несколько нот, которые благодаря прозрачному звучанию сразу цепляют и создают атмосферу. Скажем так, пример 1 хочется слушать, а под пример 2 - танцевать.

В обоих случаях в качестве устройства воспроизведения использовался Yamaha S-YXG50, а стили и настройки выбраны по умолчанию. Звучание голосов в Roland A73 интереснее и прозрачнее. Это говорит о более качественной "заводской" настройке. А вот реализация автоаккомпанемента в One Man Band выигрывает у оппонента по всем статьям. Если в Roland A73 доступна только одна вариация стиля и играй, как хочешь, то у OMB есть возможность использования по 4 вариации вступления, основной части, окончания и сбивки!

Что касается удобства живой игры, то Roland A73 опять проигрывает. Возможности нескольких "горячих" клавиш меркнут в сравнении с полностью конфигурироемой раскладкой в One Man Band. Некоторые функции в Roland A73 можно вызвать только с использованием мыши, что также не добавляет удобства.

А вот выбор голосов нагляднее в Roland A73. Кстати, организация выбора голосов является одним из признаков класса аппаратного синтезатора. В любительских моделях выбор голосов происходит из общего набора по номерам, а в моделях более высокого класса - по категориям и банкам.

Если присмотреться к видеоряду, то можно увидеть разницу в технике игры на клавиатуре. Техника игры на компьютерной клавиатуре - красиво сказал! Это происходит из-за различия в раскладке клавиш и того, что в Roland A73 левая рука играет на нижних кнопках клавиатуры, а правая рука - на верхних, тогда как в One Man Band всё происходит наоборот. Когда кисти рук не перекрывают друг друга, то большой разницы не чувствуешь, а при перекрытии удобнее играть в One Man Band, когда правая рука находится под левой. При импровизации под автоаккомпанемент действия происходят в таком порядке: сначала задаём левой рукой гармонию после чего играем под неё мелодию. Если кисть правой руки находится над левой, то она закрывает клавишу, которую нужно нажать левой рукой. Приходится убирать правою руку, что бы её увидеть и затем быстро позиционировать обратно. Это лишнее движение. Если же правая рука играет ниже, то при перекрытии рук левую можно немного развернуть так, чтобы видеть и аккордовую клавишу, и клавиши, для игры мелодии. В этом случае правой рукой не нужно совершать лишние движения и, соответственно, вероятность появления ошибки при игре меньше.

Из сказанного выше возникает предположение о том, что прозрачность звучания Roland A73 хороша в медленных композициях с протяжными звуками, которые позволяют услышать нюансы и эффекты, погрузиться в их атмосферу. Так оно и есть.

Пример 3. Импровизация "Зима" в стиле Ballad (Roland A73)

При игре ноты "Ы" возник эффект запаздывания автоаккомпанемента: клавиша нажата, а гармония (аккорд) не изменился. Для компенсации данной задержке нужно на мгновение раньше нажимать аккордовую кнопку, чтобы автоаккомпанемент вовремя "зацепил её". Но при слишком раннем нажатии может получиться так, что гармония сменится раньше, чем нужно.

В Roland A73 используется свой формат для записи и чтения данных, c MIDI-файлами не работает, а количество стилей ограничено заданными по умолчанию. Но что-то интересное можно найти и в них.

Пример 4. Стиль Airy Rock (Roland A73)

Roland A73 - это игрушка, как и заявляют её создатели. Но это игрушка из тех, которые вызывают положительные эмоции и воспоминания о том, как с чего-то подобного начинал осваивать игру на синтезаторе и сам.

Назначение элементов управления Roland A73

В области MASTER расположены основные элементы управления:

  • ползунки управления громкостью:
    • Master - общей
    • Lead - мелодии
    • Bass - автоаккомпанемента
    • Rhythm - ударных
  • Record - кнопка включения/выключения записи
  • Play - кнопка воспроизведения/остановки записи
  • Mute - кнопка выключения/включения звука

Область ABC предназначена для работы с голосами мелодии. В верхней части расположены три вкладки ABC, которые используются для переключения между голосами.

Под вкладками находится экран, на котором отображается номер и название голоса, кнопка выключения голоса (используется для наложения голосов для получения комплексного звучания) и кнопка вызова дополнительных настроек.

Выбор голоса производится из списка, который появляется при щелчке на области названия голоса в экране. Для вызова дополнительных настроек щелкните на стрелку в левой части экрана - в средней части появятся панель с настройками:

  • Volume - громкость
  • Panorama - панорама
  • Transpose - транспонирование (изменение строя на заданное количество полутонов):
    • < и > - изменение строя на один полутон
    • << и >> - изменение строя на октаву (12 полутонов)

Под экраном расположена группа кнопок для выбора голоса, которые распределены по категориям, имеющим сокращенное буквенное обозначение и банкам, номера которых находятся в нижнем ряду. Для выбора голоса нужно указать категорию и номер банка.

Внизу панели расположены кнопки включения арпеджиатора (Arp), включения режима воспроизведения арпеджио при отпущенной клавише (Hold) и выбора шаблона арпеджио (Pattern). Арпеджио можно назначать независимо друг от друга на голоса A, B и C, например, можно арпеджио назначить только голосу C или каждому голосу назначить свой вариант арпеджио.

В области BASE расположены элементы управления автоаккомпанементом:

    • Экран с отображением названия стиля и темпа его воспроизведения
    • кнопки Style, < и > для отображения списка стилей, перехода на предыдущий и следующий стиль
    • Rhythm - кнопка включения/выключения ритма
    • Bass - кнопка включения/выключения автоаккомпанемента
    • Key Start - кнопки включения синхростарта при котором воспроизведение ритма или автоаккомпанемента начнётся вместе с первым касанием клавиши
    • Tempo - ползунок изменения темпа
    • Shuffle - ползунок изменения величины смещения ритма к триольному размеру для получения большей подвижности в звучании. В нижнем положении смещения нет, в результате чего общее звучание ритма и автоаккомпанемента воспринимается как слишком точное и механическое, как будто играет автомат или робот. Смещение используется для уменьшения этого эффекта и/или получения большего "качания" звука.
    • Default - кнопа сброса положения ползунков в значения по умолчанию
«...назад вперед...»

Александр Страшко
admin@starport.ru
25.01.17

Copyright © 2006 Мы и Музыка
Яндекс.Метрика