Разделы
Мы и Музыка
Рубрики
Клавишникам«...назад вперед...»

Устройство и характеристики синтезатора

Если не вдаваться в детали, то синтезатор представляет собой устройство, которое состоит из корпуса, внутри которого находится электронная часть, и клавиатуры. Верхняя часть корпуса представляет собой верхнюю панель управления, а задняя часть корпуса - заднюю панель. На верхней панели управления синтезатора располагаются различные элементы управления (кнопки, диск и регуляторы), ЖК-дисплей, встроенные акустические системы и надписи. Для удобства работы элементы управления сгруппированы в функциональные области. Как правило, элементы управления, предназначенные для работы с голосами и стилями, в бюджетных моделях расположены в правой части синтезатора, а элементы управления, предназначенные для установки различных режимов работы, работы с ритмом, аккомпанементом и др. расположены в левой части верхней панели управления. На задней панели располагаются разъемы, предназначенные для подключения различных устройств к синтезатору и наоборот.

Устройство и функциональные области синтезатора

Рис. 1. Устройство и функциональные области синтезатора

Синтезаторы имеют большое количество различных характеристик, одни из которых крайне важны для исполнителя, а другие имеют второстепенное значение или дают справочную информацию. Одна из часто встречающихся ошибок покупателей заключается в том, что они выбирают синтезатор исключительно по техническим характеристикам, тогда как одной из важнейших характеристик синтезатора является качество звука, которое невозможно услышать ни в технических характеристиках, ни в рекламных фразах. Поговорка - лучше один раз услышать, чем сто раз прочитать - на двести процентов подходит для случая выбора синтезатора. Другая важная характеристика - практичность синтезатора, которая отражает то, насколько та или иная модель подходит для решения возложенных на него задач в том или ином случае использования. Для этого нужно иметь представление об основных технических характеристиках синтезатора.

Основные технические характеристики синтезатора:

  • Тип клавиатуры
  • Количество клавиш
  • Полифония
  • Тембры
  • Стили
  • Эффекты
  • Секвенсор
  • Встроенные мелодии
  • Интерфейс

Тип клавиатуры. Клавиатура синтезатора характеризуется следующими параметрами:

  • Размер клавиш
  • Тип механики (и, соответственно, её жесткость)
  • Чувствительность клавиатуры к касанию
  • Чувствительность клавиатуры к послекасанию

Размер клавиш клавиатуры синтезатора определяется путем его сравнения с размером клавиш фортепиано:

  • Полноразмерная клавиатура (клавиатура с полноразмерными клавишами) - клавиатура, размер клавиш которой совпадает с размером клавиш фортепиано. Когда говорят о полноразмерных клавишах, то часто имеется в виду равенство клавиш только по ширине. По длине клавиши синтезатора могут быть несколько короче фортепианных клавиш. Только в некоторых синтезаторах, например, цифровых пианино, размеры клавиш полностью соответствуют размерам клавиш фортепиано.
  • Малоразмерная клавиатура (клавиатура с малоразмерными клавишами) - клавиатура, размер клавиш которой:
    • меньше размера клавиш фортепиано, как по ширине, так и по длине
    • размер клавиш синтезатора по ширине или длине существенно меньше ширины или длины клавиш фортепиано. В детских синтезаторах ширина клавиш может соответствовать ширине клавиш фортепиано, но по длине она значительно короче. Поэтому такая клавиатура по определению не может называться полноразмерной, несмотря на равенство клавиш по ширине.

Малоразмерные клавиши используются в детских синтезаторах и синтезаторах любительского уровня. Преимущество использования такой клавиатуры - компактность и удобство игры, поскольку при игре на ней не требуется большая растяжка пальцев рук. Но с точки зрения обучения игры в этом как раз и заключается один из основных недостатков малоразмерной клавиатуры. Для игры на полноразмерной клавиатуре требуется поработать над растяжкой пальцев рук, поэтому начинающим пианистам и тем, кто планирует серьезно обучаться игре на синтезаторе, синтезатор с малоразмерной клавиатурой не подойдет никак.

По чувствительности к касанию - силе нажатия на клавиши - клавиатуры делятся на пассивные и активные. При игре на пассивной клавиатуре громкость звука не зависит от силы нажатия на клавиши. При игре на активной клавиатуре звук будет тем громче, чем сильнее будет нажата клавиша.

Модели синтезаторов с пассивной клавиатурой стоят дешевле моделей с активной клавиатурой, но активная клавиатура позволяет учащемуся улучшить контроль над пальцами рук для получения одинакового по громкости звука. При серьезном обучении игры на синтезаторе необходимо использовать активную клавиатуру.

Отключение чувствительности к касанию используется не только для получения одинакового по громкости звука, но и для имитации игры на некоторых музыкальных инструментах, например, на клавесине.

Тип механики клавиатуры определяет то, насколько легко или трудно нажимать на клавиши и насколько эти ощущения соответствуют ощущениям при игре на фортепиано.

По величине жесткости клавиатуры делятся на:

  • невзвешенные - небольшое сопротивление нажатию на клавиши
  • полувзвешенные - среднее сопротивление нажатию на клавиши
  • взвешенные - сильное сопротивление нажатию на клавиши

По типу механики клавиатуры делятся на:

  • Синтезаторная (пластмассовая)
  • Синтезаторная (пружинная)
  • Фортепианная (пружинная)
  • Молоточковая

В детских синтезаторах используется синтезаторная (пластмассовая или пружинная) невзвешенная клавиатура, на которой клавиши нажимаются очень легко. В большинстве синтезаторов применяют синтезаторную невзвешенную или полувзвешенную клавиатуру. В электропианино используется фортепианная (пружинная) механика, которая по ощущениям является более жесткой по сравнению c “синтезаторным полувзвесом”. В цифровых пианино и некоторых профессиональных синтезаторах используется молоточковая взвешенная клавиатура для максимального приближения ощущений игры к тем, которые возникают при игре на фортепиано.

Играть на синтезаторе с “легкой к нажатию” невзвешенной или полувзвешенной клавиатуре намного проще, чем на фортепиано и переход от игры на фортепиано к игре на синтезаторе происходит легко и быстро. Осуществить обратный переход от игры на полувзвешенной клавиатуре синтезатора к игре на “жесткой” клавиатуре фортепиано будет весьма затруднителен, особенно в моральном плане.

По чувствительности к силе давления после нажатия на клавиши клавиатуры делятся на чувствительные и нечувствительные к послекасанию. Если нажать на клавишу с дополнительным усилием, то чувствительная к послекасанию клавиатура будет посылать дополнительные команды, в результате чего произойдет изменение звука, например, к звуку добавится легкий эффект вибрато, тремоло, слайд, подтяжка и др., в зависимости от выбранного голоса и исходных настроек для него.

Если синтезатор приобретается в качестве альтернативы фортепиано, то необходима модель с молоточковой взвешенной клавиатурой, ощущения от игры на которой в более дорогих моделях достаточно хорошо соответствуют ощущениям игры на фортепиано. В других случаях выбор модели можно производить исходя из собственных предпочтений.

Количество клавиш - количество клавиш в клавиатуре синтезатора. В зависимости от модели синтезатора количество клавиш может быть 37, 49, 61, 76, 88 и др. Данный параметр всегда указывается в технических характеристиках синтезатора, но в разговоре его использовать неудобно. Что значит, например, 32 клавиши - это много или мало? Поэтому  используют понятие октавы, которая состоит из 12 клавиш. Преобразовать количество клавиш в октавы и обратно очень просто. 1 октава - 12 клавиш, 2 октавы - 24 клавиши и т.д. Часто клавиатура синтезатора начинается с клавиши До и заканчиваются также клавишей До. В этом случае говорят, что синтезатор имеет n-полных октав. Если крайние октавы полные, то получается следующая формула:

Количество клавиш = (количество октав *12) +1
Количество октав = (Количество клавиш - 1)/12

Если клавиш 61, то это 5-ти октавный синтезатор (61 - 1)/12=5, одна из моделей которого показана на рис. 1. вверху этой страницы.

Количество октав позволяет оценить то, подойдет ли данная модель в том или ином случае использовании синтезатора. Синтезаторы с небольшим количеством октав (2 или 3) - это весьма компактные и специализированные модели. Игра на них двумя руками имеет ограничения. Для свободной игры двумя руками необходимы синтезаторы с 6-7 октавами, но это достаточно громоздкие модели. Поэтому та или иная модель синтезатора выбирается с учетом следующего:

  • Модель с 88 клавишами выбирается тогда, когда исполнитель планирует использовать синтезатор в качестве альтернативы фортепиано. При прочих равных условиях модели с 88 клавишами - это самые дорогие и самые большие по размерам модели синтезаторов
  • Синтезаторы с 76 клавишами - это более дешевые и менее громоздкие синтезаторы для обучения игре двумя руками, поскольку шесть с небольшим октав позволяют исполнять большинство классических произведений двумя руками
  • 5-ти октавные синтезаторы - универсальные модели, которые следует выбирать, если нет веских оснований для выбора модели с меньшим или большим количеством октав. С некоторыми ограничениями на них также возможно играть двумя руками. Если планируется большей частью играть на синтезаторе под автоаккомпанемент, то трудностей с игрой практически не возникает, поскольку для управления аккомпанементом левой рукой выделяется 1,5 октавы, а для игры мелодии правой рукой - 3,5 октавы, что вполне достаточно
  • 4-х октавные синтезаторы раньше были весьма популярны, но сейчас это, в основном, синтезаторы-игрушки. Если нужна игрушка, то можно сэкономить и вместо 5-ти купить 4-х октавный синтезатор.
  • 1-3 октавы - это либо игрушки, либо специализированные синтезаторы, которые следует покупать, если есть четкое понимание того, когда их использование имеет преимущества перед использованием других моделей.

В 90%, если не более, случаев выбор универсального интерактивного синтезатора с 5-ю октавами будет оптимальным приобретением.

Полифония применительно к синтезатору означает максимально возможное количество простых голосов, которые могут одновременно воспроизводиться данной моделью синтезатора. Именно голосов, а не клавиш, тембров или нот. Во многих синтезаторах есть функция наложения голосов, когда одновременно звучит два голоса, например, можно выбрать в качестве первого голоса звучание органа, а в качестве второго голоса звучание электрогитары. Когда исполнитель нажимает одну клавишу, то ей соответствует одна нота, но при этом одновременно звучит два голоса. Поэтому при полифонии 32 голоса в режиме данного наложения синтезатор сможет воспроизвести звучание только от 16 одновременно нажатых клавиш. Если в дополнение к 16 нажатым клавишам нажать ещё одну, то либо от неё, либо от какой-то ранее нажатой клавиши звук не будет воспроизведен. Иногда говорят, что полифония обозначает максимальное количество одновременно воспроизводимых простых звуков. Это верно, но использование голосов вместо звуков более понятно. Предположим, что в качестве первого и второго голоса при наложении используется одно и то же звучание, например, фортепиано. Тогда при нажатии на клавишу звучание будет восприниматься как один более плотный звук фортепиано, хотя на самом деле одновременно звучат два звука или, что более понятно, - два голоса фортепиано. Если на синтезаторе включить ритм, то мы услышим звучание ударной установки, которое состоит из нескольких голосов, например, один голос - бочка, второй - ведущий, третий хай-хет, четвертый - тарелка. Также по голосам распределяются инструменты, входящие в аккомпанемент.

Полифония - важная характеристика, но исполнителя должно волновать не количество голосов как таковое и их распределение, а то, как это отразится на общем звучании. Если синтезатору не хватит голосов для воспроизведения исполнения, то что-то просто не прозвучит. Для игры на синтезаторе двумя руками хватит и 32 голоса. Если же при игре на синтезаторе задействовать автоаккомпанемент, арпеджиатор, наложение голосов и брать правой и левой рукой септаккорды (каждая рука нажимает одновременно 4 клавиши), то 32 голосов может уже не хватить. Это происходит крайне редко и не всегда заметно на слух, но на практике с нехваткой 32 голосов я столкнулся при игре на бюджетном синтезаторе Yamaha PSR-550 в одном из стилей. Поскольку это был один из моих любимых стилей, то в нём использовались голосовые возможности синтезатора по максимуму. Время от времени голоса в мелодии отбирали голоса у ритма, в результате чего появлялись хорошо заметные на слух провалы в звучании партий ритма и аккомпанемента. Приходилось уменьшать количество голосов. Полифония 64 и более голосов у профессиональных синтезаторов - это не роскошь, а необходимость, поскольку для получения результирующего звучания в некоторых моделях используется наложение 4-х голосов помимо всего остального.

За некоторым исключением можно сказать, что:

  • Полифония 32 и меньше голосов - модели синтезаторов любительского уровня и ряд синтезаторов с виртуально-аналоговым моделированием звука
  • Полифония 64 голоса - модели синтезаторов полупрофессионального и профессионального уровня
  • Полифония 128 голосов - модели синтезаторов профессионального уровня и рабочие станции

Мультитембральность - максимально возможное количество одновременно воспроизводимых инструментальных партий. Например, для одновременного воспроизведения синтезатором партии электрогитары, бас-гитары и ударной установки требуется мультитембральность 3.

Тембры. Какой синтезатор лучше выбрать, у которого 500 тембров или 800? Всё будет зависеть от того, какого качества эти тембры. Если у одного синтезатора 500, а у другого 800 посредственных тембров, то вопрос не актуален. Лучше иметь в наличии 128 качественных тембров, чем 1000 никаких. Другое дело, если в одном синтезаторе профессионального уровня 500 качественных тембров, а в другом их 800 при несущественно разнице в цене. Последняя модель здесь выглядит интереснее. Но это ещё не всё. Нужно учитывать подборку тембров и личные предпочтения. Заметьте, в технических характеристиках указано количество базовых тембров. Предположим, что у синтезатора есть 10 тембров, которые можно назначить на два независимых голоса. Тогда с помощью наложения голосов можно получить 10*10=100 комбинаций. Нетрудно посчитать, что современные синтезаторы способны воспроизводить миллионы звуков. Вот только человек способен различить лишь небольшую часть из них.

В синтезаторах с виртуально-аналоговым моделированием базовых тембров может быть немного. Однако благодаря возможности управления синтезом звука появляется возможность создания большого количества различных вариаций.

Стили. Количество стилей (ритм + аккомпанемент). Ритм и аккомпанемент будут звучать не лучше звучания входящих в него тембров. Многие модели синтезаторов позволяют загружать или создавать свои стили. Если подборка стилей и характер их исполнения не нравятся, то в этом случае есть возможность загрузить или записать другие стили. Если же качество звучания тембров синтезатора пользователя не устраивает, то, что 100, что 300 стилей - разница непринципиальна, только больше денег будет выброшено на ветер за более дорогую модель.

Эффекты. Если инженеры хорошо отстроили звучание синтезатора по умолчанию, то многих вполне устроят настройки эффектов по умолчанию. Здесь также важно не количество, а качество. 5 отличных эффектов лучше 10 хороших, а 10 хороших эффектов лучше 100 посредственных.

Секвенсор -  цифровой магнитофон для записи и воспроизведения музыкальных композиций. Основные параметры секвенсора: количество треков для записи/воспроизведения и максимально возможное количество записываемых нот в него. Насколько важны для пользователя параметры секвенсора? Параметры секвенсора важны в том случае, если планируется загружать в него большое количество музыкальных композиций и минусовок. Во всех остальных случаях секвенсор - дополнительная функциональность, поскольку работать с MIDI намного удобнее и эффективнее в компьютерных музыкальных редакторах.

Встроенные мелодии. Многие бюджетные модели обладают обучающей функцией, когда нужно повторять проигрываемую синтезатором мелодию. Эффективность такого обучения сомнительна, поэтому имеет синтезатор 50 или 150 встроенных мелодий - для серьезного обучения несущественно, хотя 150 мелодий привлекательнее 50 при одинаковой стоимости.

Интерфейс - это существенная характеристика, поскольку здесь описываются возможности синтезатора по подключению к нему внешних устройств и наоборот, что увеличивает его функциональность и упрощает работу с ним.

Базовые возможности интерфейса синтезатора следующие:

  • PHONES - подключение наушников
  • FOOT PEDAL - подключение педали
  • OUTPUT - аудио-выходы для подключения к микшеру или звукоусилительной системе

В зависимости от модели синтезатор может иметь:

  • USB-интерейс для обмена данными с компьютером
  • MIDI (IN, OUT) - MIDI-интерфейс для обмена данными с компьютером и MIDI-устройствами
  • карт-ридер - устройство для чтения флэш-карт (на устаревших моделях дисководы для 3,5’ дискет)
  • LAN - сетевой интерфейс
  • AUX - дополнительный аудио-выход, независимый от основного
  • INPUT - аудио-вход для подключения внешних источников, например, для сэмплирования
  • DIGITAL OUT - цифровой выход
Клавишникам«...назад вперед...»

Александр Страшко
Вконтакте
17.10.10

© 2006-2023 Мы и Музыка