Разделы
Мы и Музыка
Рубрики

Виды клавишных синтезаторов

«...назад вперед...»

Виды клавишных синтезаторов

«...назад вперед...»

Провести классификацию синтезаторов можно с учетом качества звука, функциональности и стоимости.
Исходя из качества звучания синтезаторы можно разделить на:

  • детские (игрушки)
  • любительские
  • полупрофессиональные
  • профессиональные

По назначению синтезаторы делятся на:

  • обучающие - синтезаторы с обучающими функциями
  • интерактивные - синтезаторы с функцией “автоаккомпанемент” для индивидуальных выступлений
  • исполнительские - синтезаторы без функции “автоаккомпанемент” для исполнения партии клавишных в составе ансамбля
  • цифровые пианино - аналог акустического пианино
  • рабочие станции - многофункциональные синтезаторы для создания, редактирования и записи звука, лупов, партий и др.

В зависимости от цены синтезаторы делятся на бюджетные и профессиональные модели. К бюджетным синтезаторам принято относить модели стоимость до 30 тыс. руб. (до 1000$). В эту категорию входят не только детские и любительские модели, но и полупрофессиональные модели нижнего ценового диапазона.

В зависимости от наличия или отсутствия функции “автоаккомпанемент” синтезаторы можно разделить на интерактивные синтезаторы и исполнительские синтезаторы.

Автоаккомпанемент - это функция синтезатора, при включении которой синтезатор самостоятельно воспроизводит ритм и аккомпанемент в выбранном стиле. Автоаккомпанемент позволяет исполнителю играть мелодию в сопровождении ритма и аккомпанемента.

Многие модели синтезаторов с автоаккомпанементом имеют секвенсор - цифровой магнитофон, в который можно записать собственную игру на синтезаторе или загрузить композицию с внешнего устройства, что позволяет исполнителю осуществлять индивидуальные выступления “под минус”. Отсюда и появилось не совсем верное определение “самоиграйка”. Основная идея синтезатора с автоаккомпанементом и секвенсором заключается не в том, чтобы проигрывать midi-композиции, а в возможности оперативного взаимодействия исполнителя с ним. Поэтому более корректное название таких моделей - интерактивные синтезаторы.

По функциональности синтезаторы можно разделить на универсальные и специализированные.

К специализированным синтезаторам можно отнести электропианино, цифровое пианино, синтезаторы-вокодеры, синтезаторы с виртуально-аналоговым моделированием звука, исполнительские синтезаторы и классические рабочие станции. К универсальным синтезаторам относятся интерактивные синтезаторы - синтезаторы с автоаккомпанементом и секвенсором, интерактивные рабочие станции и аранжировщики.

Специализированные синтезаторы

В чем разница между электропианино и цифровым пианино? Во времена аналоговых синтезаторов электропианино называли синтезаторы, которые пытались имитировать акустическое пианино, что получалось не очень хорошо. У современных цифровых синтезаторов имитация получается намного качественнее, поэтому в настоящее время под электропианино условно понимается недорогой синтезатор, внешне похожий на обычный синтезатор, а под цифровым пианино понимают корпусной цифровой синтезатор.

Цифровым пианино может называться инструмент, который по всем параметрам максимально соответствует акустическому инструменту. Это значит, например, что клавиатура цифрового пианино должна находиться на таком же уровне относительно пола, как это имеет место быть в акустическом инструменте. Электропианино можно поставить на стол, стул, клавишную стойку так, как того пожелает исполнитель. У цифрового пианино 88 клавиш, как и у фортепиано, а у электропианино количество клавиш может быть 76. Размер клавиш цифрового пианино в точности совпадает с размером клавиш фортепиано, а у электропианино может и не совпадать.

Электропианино. Основное отличие данных моделей от прочих синтезаторов заключается в том, что в них используется либо 76-, либо 88-клавишная полувзвешенная клавиатура с полноразмерными клавишами и изменяемым градиентом жесткости, что позволяет приблизить ощущения игры к тем, которые возникают при игре на фортепиано. Электропианино - более дешевая альтернатива цифровому пианино, поскольку за 15-25 тыс. руб. невозможно купить качественное цифровое пианино с компенсированной молоточковой взвешенной клавиатурой. В некоторых моделях электропианино имеется функция автоаккомпанемента и они имеют большое количество разных голосов, но, в отличие от интерактивных синтезаторов, в электропианино основное внимание уделено качеству звучания фортепианных и рояльных тембров, а также клавиатуре.

Электропианино Yamaha NP-30

Рис. 1. Электропианино Yamaha NP-30

Цифровое пианино. Очень часто под цифровым пианино в целях повышения продаж или по другим причинам понимают интерактивные синтезаторы, электропианино и др. Основной задачей цифрового пианино является получение звучания и ощущений от игры на нем максимально приближенными к звучанию и ощущениям игры как на обычном фортепиано. В зависимости от модели цифровые пианино могут включать в себя функцию автоаккомпанемента и по общей функциональности приближаться к интерактивным синтезаторам. Если данная функциональность реализована не за счет ухудшения качества цифрового пианино, то такой инструмент выглядит неплохой альтернативой акустическому инструменту.

Корпусное цифровое пианино Yamaha CLP-340

Рис. 2. Корпусное цифровое пианино Yamaha CLP-340

Синтезаторы-вокодеры. Это специализированные цифровые синтезаторы с виртуально-аналоговым моделированием звука и возможностью создания роботоподобных голосов с помощью вокодера, что является их преимуществом перед интерактивными синтезаторами, в которых нет данных функций или они не столь развиты.

Синтезатор-вокодер KORG microKORG XL

Рис. 3. Синтезатор-вокодер KORG microKORG XL

Отличительные особенности:

  • Неплохое звучание и возможность его моделирования
  • Наличие на верхней панели управления регуляторов для изменения звучания
  • Наличие микрофона и вокодера
  • Небольшие габариты и вес (за исключением ряда моделей)

Исполнительские (концертные) синтезаторы. Синтезаторы данного вида не имеют функции автоаккомпанемента и предназначены, как уже говорилось, для исполнения партий клавишных в составе ансамбля. Это более компактные и легкие инструменты по сравнению с интерактивными моделями синтезаторов, которые имеют встроенную акустическую систему. Основное внимание в исполнительских синтезаторах уделяется качеству звука, и некоторое время назад они действительно превосходили синтезаторы с автоаккомпанементом по этому параметру. Однако в настоящее время последние хорошо прибавили, и у исполнительских синтезаторов остались, пожалуй, три существенных преимущества - простота в использовании, компактные размеры и небольшой вес.

Исполнительский синтезатор KORG X50

Рис. 4. Исполнительский синтезатор KORG X50

Поскольку исполнительские синтезаторы должны обладать качественным звуком, то это модели полупрофессионального и профессионального класса.
Отличительные особенности:

  • Хорошее или отличное звучание
  • Отсутствие функции автоаккомпанемента
  • Небольшая функциональность
  • Отсутствие встроенной акустической системы
  • Небольшие размеры и вес
  • Цена от 30 тыс. руб.

Рабочие станции. В эту группу входят классические рабочие станции, которые вытеснены с рынка интерактивными рабочими станциями и синтезаторами-аранжировщиками.

Классическая рабочая станция обладает качественным звуком и большой функциональностью при работе с сэмплами, звуками, секвенсором и звуковыми эффектами. Но в них отсутствует интерактивность или, другими словами, оперативное взаимодействие с пользователем. Часто композитору-аранжировщику требуется быстро набросать какую-нибудь идею или шаблон будущей композиции. Если в интерактивной рабочей станции и тем более в синтезаторе-аранжировщике это можно осуществить в реальном времени путем нажатия нескольких кнопок, то в классической рабочей станции придется выполнить значительную подготовительную работу. Другими словами, интерактивные рабочие станции и синтезаторы-аранжировщики могут всё (или почти всё), что и классические рабочие станции, но работать на первых двух значительно проще, удобнее и быстрее.

Рабочая станция Kurzweil K2661

Рис. 5. Профессиональная рабочая станция Kurzweil K2661

Универсальные синтезаторы

Универсальные синтезаторы делятся на:

  • детские синтезаторы
  • синтезаторы для обучения
  • синтезаторы любительского уровня
  • полупрофессиональные и профессиональные синтезаторы
  • интерактивные рабочие станции
  • синтезаторы-аранжировщики

Детские синтезаторы - это игрушки для детей. Их отличительные особенности:

  • Крайне низкая реалистичность звучания
  • Пассивная клавиатура с малоразмерными и невзвешенными клавишами
  • Невысокое качество сборки и экономия на всём
  • Небольшая функциональность
  • Отсутствие ЖК-экран или он совсем маленький
  • Присутствие на панели управления списка стилей и голосов
  • Интерфейс позволяет подключить только наушники
  • Небольшие габариты и вес
  • Цена 2-5 тыс. руб.

Детский синтезатор CasioSA-76

Рис. 6. Детский синтезатор Casio SA-76

Можно ли научиться играть на синтезаторе, используя подобного вида игрушку? Я со всей ответственность заявляю, что можно. Только для этого необходимо (как и я) окончить сначала детскую музыкальную школу по классу фортепиано, благодаря слуху или знаниям сольфеджио уметь строить основные аккордовые последовательности, иметь практику сочинения мелодий и аккомпанемента на фортепиано и регулярно заниматься хотя бы по 30 минут в день.

Обучающие синтезаторы - недорогие модели, которые предназначены для тех, кто никогда раньше не играл на пианино, но хочет попробовать свои силы в этом деле и научиться играть на синтезаторе простые мелодии. Такие синтезаторы имеют весьма посредственное звучание, но по функциональности они на порядок интереснее игрушек.

Обучающий синтезатор Casio LK-270 с функцией Light Key

Рис. 7. Обучающий синтезатор Casio LK-270 с функцией Light Key

Особенности синтезаторов данного вида по сравнению с синтезаторами-игрушками:

  • Звучание лучше, но достаточно посредственное
  • Пассивная или активная легковзвешенная клавиатура с полноразмерными (в некоторых моделях) клавишами
  • Наличие обучающих функций и встроенных песен
  • Значительная большая функциональность
  • Большой перечень стилей и голосов на верхней панели управления (на рис. 4. видно, что списки занимают значительную площадь)
  • Значительно более крупный ЖК-экран
  • Внешний интерфейс позволяет подключить не только наушники
  • Более мощная встроенная акустическая система
  • Большие габариты и вес
  • Цена 5-10 тыс. руб.

Синтезаторы любительского уровня - это синтезаторы более высокого класса по сравнению с обучающими синтезаторами, но здесь есть одна тонкость. Среди всего множества моделей с посредственным звучанием, есть несколько моделей с весьма неплохим звучанием. Можно сказать, что существует два подвида синтезаторов любительского уровня: первый - с хорошим звуком, второй - с большой функциональностью.

Особенности синтезаторов данного вида:

  • Достаточно неплохое звучание (у некоторых моделей)
  • Активная легкая или полувзвешенная малоразмерная или полноразмерная  клавиатура
  • Несколько большая функциональность относительно обучающих синтезаторов
  • Более мощная встроенная акустическая система
  • Цена от 10 до 20 тыс. руб.

Синтезатор любительского уровня Yamaha PSR-E423

Рис. 8. Синтезатор любительского уровня Yamaha PSR-E423

Полупрофессиональные и профессиональные синтезаторы. Качество звучания и функциональность этих инструментов достаточна для того, чтобы с ними можно было выступать на публике.

Синтезатор полупрофессионального уровня Yamaha PSR-S550В

Рис. 9. Синтезатор полупрофессионального уровня Yamaha PSR-S550В

Особенности синтезаторов данного вида:

  • Хорошее, отличное или первоклассное звучание (за исключением нескольких моделей)
  • Отсутствие списков на передней панели
  • Отсутствие блока кнопок с нумерацией от 0 до 9. Элементы управления голосами и стилями отделены друг от друга и сгруппированы по категориям (банкам)
  • Активная полноразмерная полувзвешенная или молоточковая клавиатура (у многих моделей есть чувствительность к послекасанию)
  • Большая функциональность
  • Развитый внешний интерфейс, который позволяет подключать к синтезатору различные устройства и наоборот.
  • Цена от 25 тыс. руб.

Интерактивные рабочие станции. Это синтезаторы с первоклассным звучанием, которые занимают промежуточное положение между классическими рабочими станциями и профессиональными синтезаторами-аранжировщиками по степени оперативного взаимодействия с ними.

Наиболее высокий уровень оперативного управления синтезатором реализован в синтезаторе-аранжировщике, поскольку он должен предоставить исполнителю возможность свободной игры и быстрой смены режимов работы. Интерактивная рабочая станция также позволяет играть в сопровождении аккомпанемента, но это осуществляется более сложным образом. Если на синтезаторе-аранжировщике смена голоса, наложение голосов, включение гармонизации, сбивки в ритме, изменение вариаций аккомпанемента и др. можно осуществить нажатием одной или нескольких кнопок, как это происходит в интерактивных синтезаторах, то также быстро и легко осуществить эти действия на интерактивной рабочей станции не получится. Скорее всего, придется оторваться от игры для того, чтобы произвести дополнительные настройки. Если в синтезаторе-аранжировщике функция автоаккомпанемента является одной из основных рабочих функций, то в интерактивной рабочей станции эта функция играет вспомогательную роль и используется для демонстрации построения исполнений в том или ином стиле. Функциональность синтезатора-аранжировщика выведена на панель управления, а функциональность интерактивной рабочей станции находится внутри неё.

Профессиональная интерактивная рабочая станция Yamaha MOTIF XF6

Рис. 10. Профессиональная интерактивная рабочая станция Yamaha MOTIF XF6

Синтезаторы-аранжировщики. Это инструменты высшего ценового диапазона, которые обладают прекрасным качеством звучания, оперативным управлением и большой функциональностью по созданию и редактированию исполнения. Можно сказать, что синтезатор-аранжировщик - это интерактивный синтезатор и рабочая станция в одном корпусе.

Синтезатор-аранжировщик Yamaha Tyros-4

Рис. 11. Профессиональный синтезатор-аранжировщик Yamaha Tyros-4

«...назад вперед...»

Александр Страшко
admin@starport.ru
17.10.10

Copyright © 2006 Мы и Музыка
Яндекс.Метрика