Разделы
Мы и Музыка
Рубрики

Soundcraft EPM-8: микшер с "сюрпризом"

«...назад вперед...»

Микшерный пульт используется для сведения (объединения) нескольких исходных звуковых сигналов (далее сигналов) в один или несколько выходящих сигналов. Микшер упрощает коммутацию нескольких источников сигналов и позволяет организовать маршрутизацию сигналов, направляя их на различные выходы. Если необходимо сделать запись на компьютере нескольких источников звука (микрофон, электрогитара, бас-гитара, синтезатор, плеер и др. ), то при использовании встроенной звуковой карты c одним входом нужно будет постоянно их переподключать, что очень утомительно, да и не всегда возможно. Если не принимать во внимание качество звукозаписи, то в ряде случаев можно обойтись и встроенной звуковой картой. При помощи подключенного к ней караоке-микрофона можно делать запись вокала, акустической гитары или электрогитары (через комбик), а синтезатор подключить через USB. А что делать, если дома хочется не только осуществлять звукозапись, но и просто поиграть на музыкальных инструментах без использования компьютера?

Чаще всего под домашней студией понимается студия звукозаписи, что несколько ограничивает возможности этого проекта. Если запись осуществляется на компьютере, то можно обойтись и без микшерного пульта, если приобрести аудиоинтерфейс (которые часто называют внешними звуковыми картами) с несколькими входами. Если помимо звукозаписи хочется иметь возможность петь и играть на музыкальных инструментах без необходимости включения компьютера, то потребуется некое устройство, которое может работать автономно, например, аудиоинтерфейс или микшерный пульт. Аудиоинтерфейс c возможностью автономной работы - это коробка с электроникой, органами управления, несколькими входами и выходами, которая может работать и без компьютера. Вариант интересный, но нефункциональный, так как в автономном режиме работы большая часть таких устройств будет представлять собой коммутатор сигналов. При использовании аудиоинтерфейса основная работа с сигналами осуществляется программно, в отличие от микшерного пульта, при использовании которого работа осуществляется на аппаратном уровне (про виртуальные микшеры речь не идёт). Что удобнее, крутить ручки или щёлкать мышью, каждый решает сам, но, если сравнивать внешний аудиоинтерфейс с микшерным пультом при одинаковой стоимости, то ситуация будет такой: при записи и, возможно, прослушивании ощутимое преимущество будет у аудиоинтерфейса, при “живой” работе (репетиция, концерт) - у микшерного пульта. Если, грубо, за 10 тыс. руб. покупается микшер с двенадцатью и аудиоинтерфейс с четырьмя каналами, то качество последних будет выше, так как в первом случае платится за количество каналов, а во-втором - за их качество. По этой причине при записи следует подключать источники сигналов непосредственно к аудиокарте, а не через бюджетный микшер, который может неплохо “отьесть” качество сигнала. На практике это означает то, что далеко не любая аудиокарта за 3-5 тыс. руб. подойдёт для конкретной конфигурации домашней студии записи. Есть аудиокарты только с двумя входами, а есть более интересные и удобные в работе аудиоинтерфейсы с комбинированными микрофонными входами, фантомным питанием, цифровым каналом, кучей выходов и др.
Что выбрать, дорогой автономный аудиоинтерфейс или микшерный пульт + недорогая звуковая карта? Если требуется качество звука (особенно при записи), то первое, если нужна универсальность и функциональность, то второе. Мне больше нравится функциональность.

Часто первая модель микшерного пульта покупается исходя из собственного понимания отношения цена/качество. По этой причине в качестве первого синтезатора покупается Casio, а в качестве первого микшерного пульта - дружище Behringer. Вообще Casio и Behringer чем-то похожи друг на друга: обе компании предлагают "море функционала" за копейки, что очень привлекательно. Через некоторое время приходит некоторое понимание вопроса и покупается что-то более достойное. Ещё через некоторое время понимания становится совсем много и товар выбирается чуть ли не по принципиальным и функциональным схемам, потому что надоело впустую тратить финансы.

Я шёл таким же путём: сначала BEHRINGER XENYX 1204FX, потому что по неопытности “попал” на рекламу о мега возможностях модели, потом по отзывам пользователей и мнению продавцов выбрал Soundcraft EPM-8. Теперь настало время включить голову и выбрать пульт под собственные задачи, а не под задачи других.

Внешне модели микшерных пультов одного ценового диапазона похожи, но не каждая модель позволяет решить специфичные задачи.

Soundcraft EPM-8 - неплохой и понятный пульт. Полупараметрическая середина, интуитивная система “соло”, много каналов и т.п. Пока пульт использовался для репетиций, всё было неплохо, а вот попытка приспособить его для записи и расширить область использования вызвало затруднения. В частности, эта модель не позволяет выполнить сведение в наушниках. Сведение в наушниках - зло, но живём не в пустыне и “тихое сведение” - это практическое решение конкретной проблемы, в случае отсутствия хорошей звукоизоляции и проживании совместно с другими людьми, которые имеют полное право на отдых и тишину.
“Хитрость” пультов Soundcraft EPM заключается в том, что сигнал на наушники и мониторы в нём идёт не с мастер секции, а с монофонической линии PFL (префейдерное прослушивание), который потом преобразуется в ”стерео”! Понятно стремление конструкторов сделать solo-линию для удобного индивидуального прослушивания каналов, но абсолютно непонятно, почему при этом отсутствует возможность мониторинга мастер канала, что есть даже у простеньких моделей Behringer! Панорама каналов, естественно, тоже в наушники не попадает. Хорошо ещё, что канальный эквалайзер присутствует “в ушах”. Если к стереоканалу подключить выход звуковой карты компьютера, синтезатора, проигрывателя и др., то никакого стерео в наушниках и мониторной линии не будет и вместо звуковых эффектов в фильмах, играх и др. будет лишь плоский звук. Хочется стерео? Будьте добры отключить наушники от пульта и подключить его к выходу для наушников нужного устройства. Как вам нравится такая возня с наушниками?

Другой нюанс заключается в способе организации звукозаписи и воспроизведения при использовании Soundcraft EPM и звуковой карты PC. Так как стереосигнал можно получить только на мастер канале, то активные мониторы подключаем к основному выходу пульта. Если мониторы подключить через мониторный выход микшера, то они будут воспроизводить моносигналы, что никак не может устроить, если хочется громко послушать музыку, поиграть на синтезаторе или посмотреть фильм, где нужен стерео сигнал. Если на вход звуковой карты при записи подавать сигнал с выходов RECORD (пара тюльпанов), то получим стерео сигнал для записи, но мастер канал будет завязан на запись и одновременно производить запись и воспроизведение сигналов не получится. При записи придётся либо выключать мониторы (висящие на основном канале), либо уменьшать их громкость до нуля. И то, и другое никак не устраивает и сигнал на зипись приходится снимать с выходов AUX, что позволит настроить индивидуальный уровень сигнала с каждого канала в PRE (пре фейдерном) режиме. Режим PRE AUX даёт возможность независимого регулирования уровней сигналов на запись (регуляторами AUX) и на воспроизведение через главный микс (фейдером канала).

Куда на микшере подключать выход звуковой карты? Если его подключить к входам 2-TRACK (тюльпаны), то благодаря переключателю на микшере можно будет прослушать сигнал в наушниках и мониторной линии, либо на мастер канале, либо и на том, и на другом. Но выход звуковой карты следует подключать к стерео каналу микшера, что даст больше возможностей по работе с сигналом (регулировка уровня входного сигнала, эквализация, посылы, панорама).

Soundcraft EPM подойдёт для ”живой” работы. В отличие от того же BEHRINGER XENYX 1204FX на нём работается интуитивно понятным образом, но, если требуется более универсальный микшер для дома, то весьма неплохой альтернативой Soundcraft EPM-8 будет Yamaha MG124CX.

Итак, помимо всего прочего пульт должен позволять следующее:

  • на наушники и мониторы должен поступать стереосигнал с главного микса
  • пульт должен обеспечивать возможность одновременной работы в нескольких режимах: запись, воспроизведение, мониторинг.

Как правило, чем дороже микшерный пульт, тем большую функциональность (помимо качества) он может предоставить. Для дома можно купить и модель за 1,5 тыс. руб., но, если хочется делать как можно меньше лишних движений и заниматься творчеством, а не возиться с проводами и решением проблем с подключением того или этого, то без относительно дорогого микшерного пульта не обойтись.

Я думаю, что для дома практичнее покупать микшерный пульт с процессором эффектов. Большого качества от него ждать не приходится, но многих и оно вполне устроит.

«...назад вперед...»

Александр Страшко
admin@starport.ru
20.01.13

Copyright © 2006 Мы и Музыка
Яндекс.Метрика