Разделы
Мы и Музыка
Рубрики
Учащимся«...назад вперед...»

Специфика обучения игре на синтезаторе

Я не ставил перед собой цель изучить все доступные издания, но после знакомства с очередным самоучителем у меня возникал один и тот же вопрос, а для кого он написан? В предисловии к каждому из них говорится о том, что он подойдет не только для пианистов, но и для тех, кто никогда не играл на пианино. Я могу сказать, что далеко не каждый вчерашний выпускник детской музыкальной школы сможет без подготовки пройти даже вводные упражнения из некоторых самоучителей. Если пианисту требуется 20-30 минут на выполнение одного упражнения, то сколько же времени потребуется для его выполнения тому, кто даже представления не имеет о нотах и о том, как играть на пианино? Другой большой минус ряда самоучителей заключается в том, что многие аспекты теории элементарной музыки в них не объясняются, а излагаются, по причине чего трудно понять, как использовать эти знания при практической игре на синтезаторе. Если человек хочет научиться играть на синтезаторе, то, скорее всего, это занятие для него является хобби. Поэтому ему нужна не теория музыки в объеме детской музыкальной школы, но нужны теоретические основы с демонстрацией их практического применения при игре на синтезаторе.

Почему трудно найти подходящий самоучитель? Дело в том, что существует два подхода к обучению игре на синтезаторе, которые я разделяю так: классическая фортепианная школа игры и специализированный (эстрадный) подход.

Сторонники фортепианного подхода считают, что методика обучения игре на фортепиано является фундаментальным образовательным процессом, который должен лежать в основе обучения игры на любом клавишном инструменте, включая и синтезатор. Некоторые из них говорят, что школы игры на синтезаторе не существует как таковой, и сначала нужно научиться играть на фортепиано, а уже потом переходить к игре на синтезаторе.

Сторонники эстрадного подхода, к которым отношусь и я, считают, что использование и игра на синтезаторе имеет ряд существенных отличий от использования и игре на фортепиано, что необходимо учитывать в процессе обучения.

У каждого из этих подходов есть свои плюсы и минусы. Плюс фортепианного подхода – обучение игре двумя руками. Но его характерная черта - зубрежка народных и классических произведений, в результате чего вырабатывается навык игры этих выученных композиций на синтезаторе. При этом умение играть на синтезаторе рассматривается с точки зрения техники игры выученных произведений. Но синтезатор намного чаще используется для игры в составе ансамбля и исполнения эстрадной и клубной музыки, а не народной и классической. Каждый музыкальный стиль и направление помимо общих черт имеет определенный набор характерных для них музыкальных элементов и исполнительских приемов. Поэтому, изучив самоучитель игре на синтезаторе, основанный на разучивании классических произведений, Вы не сможете сыграть на синтезаторе блюз, рок-н-ролл, рок, техно и др. При фортепианном подходе основной упор делается на повышение индивидуального исполнительского мастерства. Но для игры на синтезаторе необходимо также иметь навыки ансамблевой игры, сочинения мелодии, аранжировки, импровизации. Эстрадный подход позволяет получить основы этих знаний, но в отличие от школы игры на фортепиано, он пока не сформировался в самостоятельную школу игры на синтезаторе, которая стала бы общим ориентиром при обучении игре на нём. Авторы методик предлагают различные варианты обучения игре на синтезаторе, основанных на ритме, на работе в заданном стиле, на игре популярных песен, на игре под автоаккомпанемент и др. Некоторые образовательные учреждения стали предлагать специальность “синтезатор”. Но здесь нужно понять, что под этим подразумевается. Синтезатор стоит на порядок дешевле пианино, поэтому он часто используется как замена последнему. И в этом случае вместо обучения игре на синтезаторе дети будут обучаться игре на фортепиано.

Фортепианная методика будет эффективна тогда, когда синтезатор выступает в качестве альтернативы фортепиано, т.е. необходимо научиться играть классическую музыку, а возможности заниматься на акустическом инструменте нет. Преимущество фортепианной методики – фундаментальность, т.е. она ориентирована на то, чтобы последовательно и не спеша научить человека играть двумя руками классические произведения. Но синтезатор – универсальный инструмент, который предполагает игру различной музыки в различных стилях. Если применительно к фортепиано умение играть заключается в игре двумя руками выученных классических композиций, то применительно к синтезатору здесь необходимо уметь играть в нескольких стилях, играть под ритмический аккомпанемент, импровизировать.

Специализированные (эстрадные) методики используются тогда, когда необходимо помочь пианисту адаптироваться к игре на синтезаторе или научить игре на нем в определенных стилях. Преимущество специализированных методик заключается в том, что благодаря учету специфики использования синтезатора результатов можно добиться намного быстрее, чем при использовании фортепианных методик. Однако за счет более высокой скорости обучения пропадает фундаментальность в обучении, что в дальнейшем может стать серьезным препятствием в музыкальном развитии обучающегося.

Под фундаментальностью обучения здесь понимается то, насколько полученных в процессе обучения знаний хватит учащемуся для дальнейшего самостоятельного развития - изучению игры в различных стилях, импровизация, сочинению музыки и мн. др. Отсутствие фундаментальных знаний и навыков не даст учащемуся свободы в дальнейшем самостоятельном развитии. Поэтому необходимо сделать выбор: затратить время на получение фундаментальных знаний и навыков игры на фортепиано в детской музыкальной школе (в течение 7 лет) или приобрести начальные навыки игры на синтезаторе в определенных стилях за относительно короткое время в коммерческой музыкальной студии.

Обучение игре на фортепиано происходит так: от простого к сложному. Обучение игре на синтезаторе характеризуется параллельностью и комплексностью, поскольку здесь можно говорить о ритме, стиле, аранжировке, аккомпанементе, мелодии и мн. др. уже на начальном этапе обучения.

Фортепианная методика обучения предполагает двухступенчатый процесс: сначала учиться играть на пианино, потом учиться играть на синтезаторе. Но, если человек хочет научиться играть на синтезаторе эстраду, то его нужно учить формам построения эстрадных композиций, а не народных и классических произведений в переложении для синтезатора. Поэтому, планируя приобрести самоучитель по игре на синтезаторе, убедитесь в том, что он не является на самом деле самоучителем по игре на фортепиано.

Учащимся«...назад вперед...»

Александр Страшко
Вконтакте
17.09.09

© 2006-2023 Мы и Музыка