Разделы
Мы и Музыка
Рубрики
Родителям«...назад вперед...»

Музыкальное развитие детей: какой инструмент выбрать?

Многие родители понимают необходимость разнопланового развития детей, включая и музыкальное, но на практике часто получается так, что до 7 лет этому вопросу не уделялось должного внимания и совершенно непонятно на какую специальность отдать ребенка в музыкальную школу.

Есть мнение о том, что инструмент нужно выбирать с учётом предпочтений самого ребенка. А какие у него предпочтения, если до этого момента была возможность только дуть в свисток и дудку?

Другие считают, что инструмент выбирают родители и педагог. «У меня не получилось на пианино — у ребенка получится». «Нравится, как звучит скрипка — отдадим на скрипку». «Сама мучилась с баяном, так пусть лучше на флейту пойдёт, чтобы не таскать такую тяжесть». «Хорошее пианино стоит как автомобиль, лучше на гитару отдадим.». «Ребенок крупный — рекомендую его на аккордеон».

Перед тем, как давать какие-либо общие рекомендации нужно понять, есть время для выбора специальности или нет и нужно решать сейчас и быстро?

Есть время

Если ребенку ещё нет 6-7 лет, то рекомендация может быть одна — предоставьте ребенку возможность познакомиться с различными сферами применения музыкальных инструментов и различными видами музыкальных инструментов. Одного просмотра концертов по ютубу будет явно недостаточно. Нужно вместе посещать концерты и выступления музыкантов.

Что нравится детям? Нажимать на кнопки, бить, дуть: 

  • нажимать на кнопки — детский синтезатор, детская гармонь, укулеле, мелодика
  • бить — ксилофон, металлофон, укулеле (бой), электронные барабаны
  • дуть — блок-флейта, мелодика, гармошка

Нужно ли покупать именно музыкальные инструменты или достаточно приобретать музыкальные инструменты в виде игрушек? Для детей от 5 лет необходимо приобретать именно музыкальные инструменты, которые позволяют извлекать музыкальные звуки, имеющие определенную высоту звучания.

У многих в детстве были игрушечные дудки, которые издавали всё, но только не музыкальные звуки с нужной высотой звучания. Музыкальные игрушки является развивающими и, наверно, должны приносить какую-то пользу в этом плане. А по факту получается так, что они издают шум и вместо развития музыкального слуха его портят.

Копеечная цена, название «игрушка» и фраза «всё равно сломает» не являются основанием для покупки непонятно чего. Разница между игрушкой и музыкальным инструментом в том, что звучание первого будет как повезёт, а второго — в соответствии с музыкальной системой. Вместо кучи дешевых шумящих «свистулек» практичнее приобрести недорогой музыкальный инструмент.

В дошкольное время дети слушают музыку, песни, сами поют. Хочется спросить у родителей, вы хотите, чтобы ваши дети слышали фальшивые звуки и шум из недорогих игрушек или музыкальные звуки, развивающие слух?


В младенчестве используются погремушки. Они предназначены для развития моторики, координации и ловкости, а также слышания разных звуков. Но в 4-5 лет уже вполне можно перейти к следующему этапу — слушанию музыки и игре с использованием музыкальных инструментов.

В моём детстве были музыкальные игрушки - детские дудки, ксилофон, металлофон, игрушечный саксофон, губная гармошка, гармонь, одноголосный транзисторный синтезатор и какая-то перкуссия. Внешне, что-то из этого нравилось, но была одна большая проблема — эти были игрушки, часть из которых имела неприятное и фальшивое звучание, а часть - недостаточную функциональность. «Подудеть» при игре в солдатики сойдёт, но не более того.

Многие родители выступают категорически против электроинструментов и, в частности, синтезаторов. Если музыка — только классическая, если инструмент — только акустический. Но проблема не в инструментах, а в том, как для чего их использовать.

У синтезатора много недостатков, но при всём при этом он позволяет познакомиться со звучанием и функциональностью многих музыкальных инструментов, которые недоступны детям.

В силу конструкционных особенностей далеко не все музыкальные инструменты в полном размере доступны детям 6-7 лет. В одних случаях сначала придётся купить модель уменьшенного размера, затем более большую и т.д. В других случаях - учитывать физические данные ребенка и его возраст. В сети можно увидеть немало роликов, где «карапузы» играют на «взрослых» инструментах, выступают с оркестром и сольно. Но это исключения.

Насколько важен интерес ребенка при выборе специальности? Есть ли у него предпочтения?

Я, например, был спортивным, но с акцентом на ноги — любил бегать, играть в футбол, кататься на велосипеде и лазить по деревьям. Но при этом не любил большую нагрузку на верхнюю часть туловища и плечи, в частности. По этой причине инструменты типа аккордеона и баяна не нравились на физическом уровне, хотя на кнопки любил нажимать.

С детства мне нравился «король» всех инструментов — орган и его мощное низкое звучание. Бах, Бетховен! А вот скрипка вызывала стойкую неприязнь. К её звучанию в оркестре и руках профессионалов относился нейтрально, но чтобы самому играть и слушать скрип у самого уха — это однозначно нет!

Деревянные духовые? Скажем так, нравились больше, чем медные, но большого желания постоянно дуть во что-то не испытывал.

Перкуссия (металлофон, ксилофон, бубен и др.) - последнее, что помню, это порванную леску у металлофона и валяющиеся где попало металлические пластинки. Хотя что-то настукивал в до-мажоре. Ксилофон прожил непринципиально дольше. По деревяшкам бить было поначалу интересно, но нажимать на клавиши и кнопки интереснее намного, да и вообще не любил резкие звуки и что-то по чему-то бить.

В результате мои предпочтения касались органа или синтезатора. Но ни то, ни другое было недоступно.

В результате какого-то стечения обстоятельств меня записали на фортепиано. Скажу прямо, фортепиано не любил, и временами даже ненавидел. Но после многих лет могу выразить бесконечную благодарность маме и бабушке за то, записали меня именно на фортепиано и выдержали все мои капризы в течении обучения. Пианистом я не стал, но зато синтезатор со мной на всю жизнь, как и другие музыкальные инструменты, освоить которые после фортепиано было на порядок легче, чего мы коснёмся в следующем разделе.

Времени на обдумывание нет

Если ситуация выглядит так, что нужно решить вопрос быстро, а исходных данных не хватает и совершенно непонятно, что нравится ребенку, но хочется дать ему именно классическое музыкальное образование, то практичнее всего выбрать один из универсальных музыкальных инструментов — фортепиано или гитара.

Тем, кто настраивает на каком-то одном и конкретном инструменте можно сказать одно: музыка столь обширна, что не представляется возможным вместить её в рамки одного инструмента, даже если это скрипка. Зацикливание на одном музыкальном инструменте, это как сказать человеку, что он должен изучать только язык программирования C++. Почему должен и почему именно С++?

При большом желании можно самостоятельно научиться виртуозно играть на любом доступном инструменте, но выбор первого и порядок осваивания музыкальных инструментов играют большую роль.

Фортепиано

Универсальность фортепиано состоит не только в том, что оно параллельно даёт возможность освоить синтезатор, что откроет просто необъятные горизонты для реализации себя в музыкальном плане, включая, сочинение музыки, аранжировку, импровизацию, компьютерную музыку и др., но и в развитии всех пальцев на двух руках, а также развитие навыков одновременной игры аккомпанемента и мелодии.

Не хочу принижать работу и мастерство тех же скрипачей, но скажите, при прочих равных условиях кому будет проще освоить игру на гитаре, флейте и других инструментах, - тому, кто играл на клавишах пальцами правой руки и развивал их в течении нескольких лет, или тому, кто эти годы держал смычок?

Но у скрипачей тоже будет фортепиано вторым инструментом? Да, за время обучения в детской музыкальной школе говорится о том, что ребенок освоит два музыкальных инструмента (если он не пианист) — основной и второй — фортепиано. Звучит красиво. Но при прочих равных условиях человек, окончивший музыкальную школу по классу фортепиано, будет минимум на порядок если не два лучше владеть этим инструментом и развит на перспективу, чем тот, для кого это был второй инструмент.

Фортепиано является одним из самых сложных инструментов для игры, с учетом игры двумя руками и всеми пальцами. Но у пианиста есть преимущество. Он с самого начала обучения будет использовать только один полноразмерный инструмент для игры и для занятий сольфеджио. А другим детям придётся осваивать сразу два инструмента — играть на одном, а теорию музыки изучать на фортепиано. Есть те, кому по силам такая задача, но на практике многие пианисты с трудом понимают сольфеджио и могут применить её к фортепиано.
А здесь придётся постоянно перескакивать из одной системы координат в другую — изучать теорию музыки в системе фортепиано, а затем как-то ещё суметь её использовать и на основном инструменте — скрипка, гитара, флейта, баян и т.д.

Универсальность фортепиано состоит и в том, что освоения игры на клавиатуре позволит на много проще освоить и другие инструменты с клавиатурным строением — аккордеон, ксилофон, колокольчики оркестровые, мелодика. Музыкальные инструменты других видов тоже дадут возможность более легко освоить другие музыкальные инструмента данного семейства. Но когда развиты все пальцы сделать это проще.

Хорошее пианино стоит очень дорого и обучение игре на неё потребует много сил. Но оно и даёт намного больше, чем любой другой инструмент.

Классическая гитара

Если говорить о классической гитаре, то её универсальность заключается в том числе и в доступности. Гитара — это инструмент на все случаи жизни, как и синтезатор, хотя последний требует электичество.

После обучения на классической гитаре также открываются большие возможности — укулеле, электрогитара и бас-гитара, балалайка и прочие струнные. Сочинение песен и исполнение их, импровизация, игра в ансамбле и др.

По опыту работы в школьной музыкальной студии скажу, что гитаристы всегда были востребованы, особенно поющие.

Если пианино часто превращается в недвижимый и громоздкий элемент интерьера, то даже несколько гитар в доме не доставлют больших неудобств. Гитару несложно брать с собой в дорогу.

Возьмите любой инструмент, который предлагается освоить в музыкальной школе и просто сравните перспективы. Бросить занятия музыкой можно на любом музыкальном инструменте, но фортепиано и гитара — это те инструменты, которые имеют здесь преимущества. Почему? Потому что фортепиано даёт выход на синтезатор, а гитара — на электрогитару.

Кто-то может сказать, раз ты сам являешься клавишником и гитаристом, то и рекомендуешь клавишные и гитару. Если бы играл на других инструментах, то и рекомендовал другие. Возможно. Но давайте рассмотрим такую ситуацию. Ребенок растёт, развивается и заинтересовался пением? Как он сможет показать себя в старшей школе и спеть, если он играет на духовом инструменте? Гитару взял и спел песню, синтезатор поставил и сыграл композицию, да ещё и спел под неплохо звучащий автоаккомпанемент.

А как на скрипке или перкуссии одновременно сыграть аккомпанемент и мелодию?

Если у ребенка есть интерес к пению, то практичнее выбрать такой инструмент, который позволит ему не только играть на нём, но и ещё и петь:

  • пианино
  • гитара
  • аккордеон
  • баян
  • балалайка
  • некоторые виды перкуссии и ударная установка

Но можно сказать и так, что деревянные духовые подойдут тем, кто болен астмой, а медные духовые дают шанс послужить в армии в оркестре. Да, а после что делать? В квартире играть на трубе, где за стенкой слышны разговоры соседей?

Родителям«...назад вперед...»

Александр Страшко
Вконтакте
06.04.2024

© 2006-2024 Мы и Музыка