Разделы
Мы и Музыка
Рубрики
Родителям вперед...»

Культура проведения музыкального мероприятия

Вы сталкивались с ситуацией, когда приходишь на музыкальный праздник или он проходит рядом, а уровень громкости звука и особенно низа такой, что хочется бежать подальше от этой "долбежки"?

Можно много говорить о том, что это нормально, так принято, молодежи нравится, а людям в возрасте лучше дома посидеть, закрыть окна и т.д. Но, думаю, многие согласятся с тем, что при организации любого мероприятия также должна присутствовать и культура его проведения.

С подобной ситуацией лично я сталкивался не раз. Первый раз это произошло в подростковом возрасте, когда попал на концерт одной зарубежной рок-группы. Сидели мы примерно в середине большого крытого стадиона, но "звукач" выставил такой уровень сигнала, что глаза моргали с каждым ударом по бочке.

В советское время мы часто ходили в кинотеатры и признаться, не вспомню претензий к звуковому сопровождению. После реконструкции кинотеатра и установки в нём дорогой аппаратуры попал как-то на фильм "Кандагар". После этого в кинотеатры не хожу. Хватило одного сеанса выноса мозга сабвуферами. Но это же спец эффекты! Какие это спец эффекты? Сделал погромче и это уже спец эффект?

Также могу вспомнить московские велопарады. Особенно последние, когда проезжаешь место старта и тебе "греют уши" киловаттами шума.

Но и клубы не отстают. На каком-то рок/металл фесте в крохотном помещении прогретый "звукач" нагнал столько середины, что иначе как "ревущей кашей" сложно назвать то, что валило со сцены без всякой меры с 10-15% нелинейных искажений. Получается так: аппаратуру завезли, а качества при проведении мероприятия всё равно нет. Но удобно при этом говорить, что это музыканты не умеют играть и у них некачественные инструменты. Рабочая станция Korg c полноразмерной клавиатурой - этого достаточно качественный синтезатор для клуба? Да. Но его можно было и не приносить. Ни одной ноты в принципе не было слышно.

В своё время я посещал много концертов классической музыки, музыкальных театрализованных постановок и даже как-то попал на рок-оперу. Но не могу вспомнить, чтобы на них давили звуком на мозг. Все было в меру даже с учетом динамического диапазона симфонического оркестра. От смысловой глубины звучания мурашки по коже бегали, но для этого нужно услышать музыку, что невозможно сделать в шуме.

Разницу можно услышать и в ресторанах. В одном под караоке "лупит так", что хочется заплатить не за исполнение любимой песни, а чтобы вообще не пели. А в другом можно тихо говорить с соседом и будет слышно.

Какова цель шумных мероприятий? Создать "угарное праздничное настроение", "движуху", в которой можно побеситься и потолкаться, показать "крутость" аппаратуры, организаторов и музыкантов? Или организаторы боятся, что после мероприятия тысячи разгневанных людей сообщат в мэрию, что ничего не было слышно на празднике?

Помнится, на каком-то Дне столицы на набережной сделали небольшую сцену, на которой играли джазовые музыканты. Там тоже были не "школьные колонки", но при этом звучала музыка. Я не большой любитель джаза, но минут 20-30 послушал. А от звукового шума желание возникает только одно - посильнее надавить на педали велосипеда и уехать оттуда побыстрее.

А разве на концертах в школе самому не хотелось добавить звука? Хотелось. Но там ситуация была другая. 150 квадратов аппаратом на 700 Вт никак не озвучить. Приходилось комбики ставить на зал. Один раз ради интереса попробовали приспособить пару бюджетных активных сабвуферов по 300 Вт. Их не хватило даже для озвучивания скомпрессированного сигнала от электронной бочки. А ведь нужно не просто озвучить, но и иметь запас.

Многие меломаны с ностальгией вспоминают акустическую систему S-90. Как-то раз я пришел в гости к знакомому радиоинженеру. У него была такая акустика, которая работала совместно с самодельным усилителем на 100 Вт. Для комнаты и 10 Вт много для такой акустики. Для чего 100 Вт? Инженер объяснил, что данный запас необходим для минимизации нелинейных искажений и получения качественного прозрачного звучания, что действительно ощущалось.

Казалось бы, люди, которые работают с аппаратурой, имеют отношение к музыке и даже оканчивали профильные учебные заведения. Теоретически они являются специалистами, которые отвечают за культуру звукового сопровождения. А на практике часто всё сводится к тому, чтобы "долбило" погромче. Создаётся впечатление, что они работают по цифрам. Надо, чтобы уровень сигнала был на заданной цифре, они его под неё и подгоняют независимо от всех остальных окружающих условий. Но с этой справится и "искусственный интеллект". И даже намного лучше.

Проблема, о которой мы говорим, имеет место быть и в среде музыкантов. Лично я различаю три стадии становления музыканта. Первая - слышит звуки, вторая - слушает себя, третья - слушает всю группу. Есть музыканты, которые придерживаются позиции, что независимо от условий нужно "вкладываться" в игру, чтобы и гитары звучали, а не гладить палками пластик на ударной установке. Но условия бывают разные. Можно, конечно, в просторной квартире пробивать одиннадцатиметровый, как на футбольном поле, но этого никто не делает, потому что последствия будут весьма печальными.

Что же делать? Носить с собой беруши? Хорошая мысль. Но ещё неплохо бы помнить, что количество и качество не являются синонимами, как музыкальная композиция и звуковой хаос.

Родителям вперед...»

Александр Страшко
Вконтакте
01.05.2024

© 2006-2024 Мы и Музыка