Разделы
Мы и Музыка
Рубрики

Нужно ли сначала учиться играть на пианино, чтобы потом играть на синтезаторе?

«...назад вперед...»

Нужно ли сначала учиться играть на пианино, чтобы потом играть на синтезаторе?

«...назад вперед...»

При обучении игре на пианино, как правило, используется классическая фортепианная школа игры. То есть, на фортепиано учат играть классические произведения,а не эстраду, поэтому после обучения игре на фортепиано придется затратить немалое время на адаптацию к игре на синтезаторе. Постановка рук и базовая техника игры на пианино и синтезаторе одинакова, но дальше появляются существенные различия.

С точки зрения исполнительской техники для игры на синтезаторе нет необходимости проходить школу игры на фортепиано, так же, как и для игры на электрогитаре нет необходимости предварительно обучаться игре на классической гитаре. Но с точки зрения развития общей музыкальной культуры классическая фортепианная школа игры во многих случаях будет интереснее и полезнее “эстрадного” подхода, поскольку первая является своего рода гарантом того, что музыкальная культура учащегося, по крайней мере, не упадет туда, где сейчас находится 80% популярной отечественной “музыки”, а вторая такой гарантии дать не может.

Весь процесс обучения игре на фортепиано основан на исполнении разнообразных классических произведениях. Кому-то они нравятся больше, кому-то меньше, но то, что они воспитывают определенную музыкальную культуру у человека - бесспорно. Две составляющие классической музыки – это природа человека + природа акустического звука, а две составляющие синтезаторной музыки – это природа человека + электроника + математика и физика синтезированного звука. Что такое электроника? Электроника – составляющая, которая может многое или всё воспроизводить без участия исполнителя, например: ритм, аккомпанемент, арпеджио, файлы минусовок и др. То есть, электроника позволяет при минимальной подготовке и музыкальной культуре исполнителя создать видимость исполнения качественной музыкальной композиции, тогда как на самом деле это далеко не так. Электроника делает музыку доступнее для человека, но не гарантирует грамотное исполнение последней.

У классической фортепианной школы игры есть большой плюс – она помогает развить чувство мелодии у музыканта. Что такое классическое фортепианное произведение? Это мелодия и аккомпанемент. За время обучения пианист учит большое количество разных произведений с разными мелодиями. Вообще говоря, мелодия – основа музыки, но в настоящее время многие композиции основаны на ритмических и циклически повторяющихся элементах. То есть, можно обойтись и без мелодии, но я считаю, что умение играть на синтезаторе заключается не в том, чтобы “баловаться с ритмом, нажимая на кнопки”, а в том, чтобы под заданный музыкальный стиль мелодично импровизировать. А фортепианная школа этому не учит.

Если кто-то Вам скажет, что сначала нужно учиться играть на пианино, то задайте этому человеку (и себе самому) вопрос, а как мне узнать, что мой навык игры на пианино уже достиг того уровня, который позволит мне играть на синтезаторе? Сколько нужно обучаться игре на пианино – два, три, четыре года? Из своего личного опыта я могу сказать, что после окончания детской музыкальной школы по классу фортепиано (где я обучался 7 лет!) я не мог играть на синтезаторе, поскольку правая рука не обладала достаточным навыком для игры фраз, характерных для того или иного музыкального стиля. Но в процессе обучения в детской музыкальной школе я постепенно научился сочинять музыку и сам понял основу построения музыкальных композиций. Поэтому для освоения игры на синтезаторе мне оставалось поработать над техникой игры правой руки и сопоставить своё понимание различных музыкальных стилей со стилями автоаккомпанемента синтезатора. Поэтому обучение игре на фортепиано лично мне очень помогло в деле освоения игры на синтезаторе. Но это не значит, что оно поможет и другим юным пианистам научиться играть на синтезаторе, потому что, повторюсь ещё раз, для игры на синтезаторе одного умения играть на пианино мало. Нужно обладать чувством мелодии, ритма, музыкальных стилей, понимать основу построения всех этих составляющих, иметь навык игры в ансамбле, не бояться сочинять и импровизировать, видеть, анализировать и исправлять ошибки в своей игре и др. А этому при игре на пианино не учат!

По сравнению с синтезатором пианино - менее функциональный инструмент, поэтому продемонстрировать на нём ряд моментов, использующихся при игре на синтезаторе, не получится по определению. Поэтому после обучения игре на пианино придется учиться играть на синтезаторе. То есть, сначала нужно будет заплатить за обучение игре на пианино, а потом заплатить за обучение игре на синтезаторе. Поэтому, если Вы хотите научиться играть на синтезаторе, то лучше сразу найти преподавателя-клавишника, который будет учить Вас играть на синтезаторе, объясняя попутно, что такое мелодия, аранжировка, импровизация и игра в составе ансамбля.

«...назад вперед...»

Александр Страшко
admin@starport.ru
16.09.09

Copyright © 2006 Мы и Музыка
Яндекс.Метрика