Разделы
Мы и Музыка
Рубрики
Родителям«...назад вперед...»

Театр в школе: обмен опытом

О том, что театр в школе нужен, говорится много. Но на практике реализация данного проекта откладывается по целому ряду как технических, так и организационных причин. К техническим проблемам относятся следующие:

  • небольшая площадь сцены
  • отсутствие занавеса, кулис и декораций
  • неудачная планировка сцены и вход на неё
  • отсутствие костюмерного и технического помещения
  • неудачное расположение и коммутация светового оборудования

Такое положение дел в большей или меньшей степени имеет место быть во многих учебных заведениях, поскольку, во-первых, актовый зал в типовой школе изначально проектировался для выполнения функций, лишь отдаленно связанных с театрализованными постановками, а, во-вторых, далеко не во всех школах есть театральный кружок или студия. Понятно, что проще и дешевле построить четыре стены и крышу, чем выполнить проект, пригодный для театральных постановок в школе.

Небольшая площадь сцены. В типовых 5-ти этажных учебных зданиях сцена размещается вдоль узкой стороны стены, поэтому её максимально возможная ширина составляет порядка 9 метров. Однако рядом со сценой присутствует второй выход из актового зала, который по правилам техники безопасности закрывать нельзя. Поэтому ширина сцены на практике составляет всего 6 метров. Выделив для занавеса и акустических систем по одному метру с каждой стороны сцены мы получаем рабочую ширину сцены, равную четырем метрам. Глубина типовой сцены в рассматриваемом случае составляет около трех метров. Таким образом, рабочая площадь сцены равна 12 кв. м. На такой площади можно показать большей частью статичные сцены с участием нескольких человек (3-х или 4-х). Показать танец одного участника и тем более пары в весьма проблематично, поскольку не успел разбежаться, а сцена закончилась.

Отсутствие занавеса, кулис и декораций. Занавес в театре, как и кулисы – это важный функциональный элемент, а не просто украшение сцены. Без занавеса сцена представляет из себя подиумом. На сцене глубиной 3 метра можно попытаться установить обеденный стол и другую мебель так, чтобы артисты не падали с неё. А вот для декораций места на сцене уже не остается – придется их вешать на задник сцены (на стену).

Неудачная планировка сцены и вход на неё. Во многих случаях сцена построена таким образом, что подняться на неё эффектно и быстро можно только одним способом – запрыгнув на неё, поскольку ступеньки расположены только в определенных (и не всегда удобных) местах сцены. Выход участников представления на сцену со стороны зрительного зала сводит весь эффект их появления к нулю.

Отсутствие костюмерного и технического помещения. Этот момент пояснений не требует, поскольку найти в школе свободный угол – большая удача. Поэтому сопутствующие мероприятию принадлежности можно видеть в разных местах зала, что никак не способствует улучшению общего впечатления.

Неудачное расположение и коммутация светового оборудования. Для размещения пары светильников и четырех прожекторов в школьном зале никто не будет приглашать специалистов. Поэтому придется либо всё переделывать, либо вообще отказаться от постановки сценического освещения, что является ещё одним большим минусом.

Помимо указанных технических проблем возник ещё и организационный вопрос: как в рамках школьной музыкальной студии можно создать театр?

Наша студия была создана с целью предоставления школьникам дополнительного музыкального образования, основанного на эстрадной музыке. И основное внимание мы уделяли работе с музыкальными группами. У каждой группы был свой репертуар, занимались группы отдельно, а взаимодействие между участниками разных групп происходило лишь тогда, когда они подменяли друг друга на репетициях или концертах. В отличие от классической музыки эстрадный концерт – динамичное выступление, в котором музыка обычно подчеркивается действием. А действие – это и есть театр. Но поскольку мы пришли к действию не напрямую, а через музыку, то в результате получился не театр в школе, а музыкальная театрализованная студия в школе. И в этом нам очень помог как талант самих детей, так и одно спорное, но как показало время очень правильное изменение в работе нашей студии. В этом году мы решили провести набор учащихся в музыкальные группы на конкурсной основе. Для этого была выбрана общая программа, над которой последовательно работали все ученики. В освоении игры на музыкальном инструменте большое значение имеют самостоятельные домашние занятия. Ученики, у которых есть возможность и желание заниматься дома на музыкальных инструментах, при прочих равных условиях показывают лучшие результаты по сравнению с теми, у которых такой возможности или желания нет. Например, у одного учащегося есть свой музыкальный инструмент и в свободное время родители разрешают ему репетировать дома, а у другого такой возможности нет – его заставляют учить уроки и даже запрещают заниматься музыкой. За 2-3 месяца у первых навык игры на музыкальном инструменте ощутимо увеличивается, тогда как музыкальное развитее вторых практически стоит на месте.

После испытательного срока у нас возник вопрос, а как в одной группе совместить слабых и сильных учеников? Если в сильную группу пригласить музыканта со слабым навыком игры, то развитие группы остановится. Если музыкальную группу составить только из сильных музыкантов, что же делать всем остальным? Если же усилить слабую музыкальную группу сильным музыкантом, то эффект будет минимальным, поскольку последний будет скучать в ожидании того, пока все остальные не освоят свои партии и будут способны что-то сыграть вместе.

Мы нашли выход из этой ситуации в распределении партий по сложности: более сложные партии предлагаются более сильным учащимся, а для менее подготовленных учеников партии упрощаются. Таким образом, все ученики нашей студии получают возможность выступать на концертах, независимо от своего навыка игры. Более того, в процессе репетиций мы обратили внимание на весьма неплохие способности ряда учеников к сценической импровизации, что для нас (да и для преподавателей школы) стало настоящим открытием! Получилась единая программа выступления, которая обогатилась действием. Сценическая импровизация, костюмы, движение, смена музыкантов – всё это оживило концерт, а слушатель превратился в зрителя! Этот первый успех мы решили закрепить, предложив детям сделать выступление в виде небольшого мюзикла, в котором они могли бы показать не только свои музыкальные достижения, но и театральные способности.

Родителям«...назад вперед...»

Александр Страшко
Вконтакте
21.09.09

© 2006-2023 Мы и Музыка