Разделы
Мы и Музыка
Рубрики

Введение

вперед...»

Световое оборудование прошло длинный путь в истории до наших дней. В древности представления проходили при естественном освещении, а в качестве дополнительных источников света использовались горящие кучи хвороста, которые позже стали помещать в железные корзины. Когда театр стал закрытым, то возникла необходимость в создании искусственного освещения. При этом нужно было решить два основных вопроса - освещение сцены и освещение в зрительном зале. Для этих целей использовались восковые свечи и масляные светильники. Можно только представить, с какими сложностями приходилось сталкиваться при использовании этих источников - деформация длинных свечей из-за неравномерного нагрева приводила к тому, что они наклонялись, и расплавленный воск капал на актеров и зрителей, фитили масляных светильников часто падали в масло и невыносимо чадили, открытое пламя светильников гасло из-за сквозняков и мн. др. Для устранения этих и многих других проблем стали придумывать различные приспособления и устройства, которые постепенно добавляли управляемость освещением: свечи стали устанавливать в стаканах с широкой кромкой, защищающей от падения воска, светильники стали закрывать стеклянным сосудом и др.

Поскольку воск был дорогой, то на многих представлениях использовалось небольшое количество свечей, из-за чего актеры играли в полумраке. В придворных театрах, которые имели средства, использовалось большое количество свечей, но возникал вопрос в том, как осуществить их одновременное зажигание. Для этого в одних случаях использовались длинные шесты с установленной на его конце свечой, что требовало большого количества служителей, в другом случае использовался пороховой шнур, который проходил через все свечи (но часто обрывался). Наиболее удобный был вариант, когда люстру со свечами опускали вниз, производили зажигание свечей и потом поднимали к потолку.

Поскольку свет от свечей и светильников был всенаправленным, то на сцене получалось общее освещение, что очень ограничивала возможности постановочного освещения. Поэтому стали придумывать различные конструкции и приспособления, для получения направленного света, например, небольшие щиты и емкости из металла, покрытые сусальным золотом.

Переход к газовому освещению позволил сделать принципиально новый шаг вперёд, увеличить яркость световых приборов и получить новые возможности в световом оформлении. Плавное изменение яркости, централизованное управление светом, использование направленного освещения и мн. др., что было невозможно при использовании свечей, стало возможным благодаря газовому освещению. Появились газовые рампы, приборы друммондова света, работа которых основывалась на точечном разогреве твердых тугоплавких тел газовой горелкой, благодаря чему первые ярко светились. Применение линз позволило получить газовые прожекторы. Один из основных недостатков газового освещения заключалось в большом выделении тепла, что особенно досаждало зрителям верхних ярусов и наносило вред деревянным конструкциям, а также большая опасность при использовании баллонов с кислородом и водородом.

Появление электрического освещения, сначала с помощью дуговых ламп, а затем и ламп накаливания дало работникам сцены просто невиданные технические возможности для оформления различных статичных и динамичных сцен, объектов и пространства. Благодаря достижениям в области полупроводниковых приборов и микроэлектроники произошёл переход от громоздкого многотонного светового оборудования, до компактных систем, которые широко используются в настоящее время. Уже сейчас активно используются светодиодные приборы, которые имеют ряд принципиальных преимуществ относительно ламп.

вперед...»

Александр Страшко
admin@starport.ru
17.01.09

Copyright © 2006 Мы и Музыка
Яндекс.Метрика