Разделы
Мы и Музыка
Рубрики
Родителям вперед...»

Театры планируется создать в каждой российской общеобразовательной школе к 2024 году. А музыкальные студии?

Недавно министр просвещения РФ Сергей Кравцов на заседании Совета при президенте РФ сказал о том, что “к 2024 году мы создадим в каждой школе свой спортивный клуб. Такая же задача стоит и по созданию в школах своих школьных театров".

Вопросов много, включая и такие:

  • Что конкретно понимается под школьным театром?
  • Театральные кружки будут в каждой школе или только в каждом школьном комплексе?
  • Кто, как и чем будет оснащать и наполнять школы в рамках этого проекта?
  • Предполагает ли это какую-то связь с музыкальным образованием детей и музыкальными студиями, а также дооснощением школ всем необходимым – установкой занавесов в актовых залах, осветительных приборов, концертного звукоусилительного комплекта и т.д.
  • Школьные театры включают в себя такие понятия как мюзиклы с живым выступлением школьных музыкальных групп, тематические дискотеки? Или вполне достаточно балалайки и гармони из кабинета музыки?

Если есть необходимость знакомства школьников с театром, то есть ли необходимость такого же знакомства с музыкой? Для чего? В соответствии с образовательными стандартами уроки музыки во многих школах прописаны с 1 по 7 класс. Почему тогда возникает такое ощущение, что многие люди в нашей стране никогда в жизни музыкой не занимались?

Откуда такая информация? В музыке есть сильные и слабые доли. Если на сильную долю хлопать получится у многих, то вот с хлопками на слабую долю просто такая беда, что на одном из квартирников Маргулис слёзно попросил аудиторию в таком духе: ребята, давайте, хотя бы один раз будем хлопать правильно.

Другой пример. Почему многотысячная аудитория японцев на стадионе может одновременно и в нужную долю махать светящимися палочками, а у нас проблемы с этим возникают уже в зале на 50 человек?

Что такое хлопки и махание светящимися палочками? Это движение и чувство ритма. Многие ли из вас на уроках музыки делали такие упражнения регулярно? Для чего? На уроках музыки нужно заниматься тем, что прописано в рабочих программах.

Ради интереса я заставил себя прочитать то, что пишут в рабочих программах по музыке для 7 класса общеобразовательных школ. Помимо набора непонятных, но пафосных фраз встречается и такое:

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

- исполнение (пение в различных манерах, составах, стилях; игра на доступных музыкальных инструментах, опыт исполнительской деятельности на электронных и виртуальных музыкальных инструментах);

- сочинение (элементы вокальной и инструментальной импровизации, композиции, аранжировки, в том числе с использованием цифровых программных продуктов);

Так и хочется обратиться к авторам, ребята, а вы сами можете продемонстрировать то, что здесь понаписали? Можете? Тогда сколько лет и где вы этому учились, и сколько часов на овладение этим затратили? 10 тысяч или больше?

Объясните, как за один час в неделю вы планируете у 20-30 человек одновременно развивать навыки импровизации и сочинения музыки, да ещё и на нескольких доступных музыкальных инструментах, включая пианино/синтезатор, которое есть практически в каждом классе? Это недоступно большинству выпускников музыкальных школ, которые учились 7-8 лет и которых заставляли заниматься на порядок или два больше, которые знают и практически умеют на порядки больше и при этом занимались индивидуально всего на одном музыкальном инструменте.

Или речь идёт об импровизации на трещётках и ложках? Так для этого нужен хотя бы базовый навык чувства ритма. И я предпочёл бы быть далеко за пределами класса, когда в нём зазвучит “импровизация” с использованием 10 трещёток, 10 пар ложек и 10 треугольников.

О каком пении в различных манерах идёт речь? Пусть хотя бы кто-нибудь и как-нибудь споёт “В лесу родилась ёлочка” на школьном концерте.

Понимаю, что подавляющее большинство рабочих программ – это тоже, что и везде. Но хотя бы 30% реализма в 100% фантастике должно же быть?

Мне могут возразить и сказать, что в 7 классе человек был отличником по музыке, но к 10-му всё забыл. Верю, потому что всё забыть можно и через 3 месяца после окончания музыкальной школы, если ненавидел эти занятия. Но в таком случае возникает вопрос, а для чего нужны уроки музыки в школе? Для общего развития, воспитания эстетич… и т.п. и т.д.

Хорошо, что тогда должно быть на уроках музыки и чего от них совершенно не стоит ждать?

Научиться играть на фортепиано или гитаре на школьных уроках музыки невозможно. Невозможно также понять теорию музыки. А как её понять, если ни разу в классе не нажал клавишу на синтезаторе и двигательная память пальцев на нуле? Или теорию музыки можно на листке бумаги изучать, как когда-то программирование?

На уроках музыки можно петь. Да, это неплохо. Развивает слуховую память, чувство ритма, двигательную память голосового аппарата. Но этого недостаточно. В нашей студии многие могут что-то изобразить на гитаре, но только до тех пор, пока не попросишь отбивать доли ногой.

Так почему бы не позаниматься на развитии чувства ритма, что пригодится и для театра? Кто-то будет петь, кто-то хлопать в ладоши, кто-то выбивать дробь на пэде, кто-то подтанцовывать, а кто-то пробовать подыграть на синтезаторе.

Хлопать можно в ладоши, по коленям, купить за 100 руб. 30 пар китайских деревянных палочек и махать ими. Под Чайковского? Под Чайковского можно дирижировать палочкой, а под современную эстраду в широком смысле этого понятия можно и палочками помахать.

Наша музыкальная студия в школе работает более 20 лет. Как вы думаете, хотя бы один раз пришел к нам учитель физики, математики, музыки, информатики, биологии, литературы, физкультуры, истории, труда вместе с классом для того, чтобы посмотреть, а какая аппаратура, программное обеспечение и музыкальные инструменты есть, как они работают и звучат, как на них играют такие же дети и как это всё связано с их предметами? Просто взять и один урок провести в нашей музыкальной студии и актовом зале перед очередным концертом, когда вся аппаратура стоит в зале и можно всё посмотреть и даже пощупать.

Ни одного раза. А зачем, это не входит в подготовку к ГИА и ЕГЭ. Кто хочет, тот пусть сам идёт заниматься в кружки допобразования. А если нет такого кружка?

О каких межпредметных связях идёт речь в многочисленных программах, если человек ни разу в жизни не видел, как колеблется струна, что показывает осциллоограф при перегрузе звука, как математически рассчитывали музыкальный строй, как на протяжении истории изменялись музыкальные стили, как можно танцевать под музыку, делать физические упражнения, какой конструктив имеет аппаратура, какие материалы используются для этого и др.?

В финансово обеспеченных школах есть и приличные технические средства обучения, и танцевальные залы, и бассейн, и видеостудия, и концертный зал (а не актовый), и театральная студия, и много всего прочего. Но тогда о каком едином стандарте образования может идти речь? Учебник можно сделать единым, а вот условия пребывания и возможности едиными никогда не будут, потому что в одной школе концертная аппаратура на несколько миллионов, а в другом подгоревшая “колонка” с номинальной мощностью, которой недостаточно даже для озвучивания помещения класса.

А могут ли занятия музыкой быть интересными в школе? Могут. Но от преподавателя зависит не всё.

Когда я занимался оснащением школ учебным оборудованием и наглядными пособиями, то самым бюджетным был кабинет музыки (рояли за несколько миллионов мы не поставляли). А для чего его оснащать, если ни по ГИА, ни по ЕГЭ музыка не проходит? Стоит какое-то пианино с компьютером для прослушивания музыки и ложками-матрёшками - достаточно. Или уже нет?

Родителям вперед...»

Александр Страшко
Вконтакте
18.11.22

Copyright © 2006-2020 Мы и Музыка
Яндекс.Метрика