Разделы
Мы и Музыка
Рубрики
Отзывы о музыкальных инструментах«...назад вперед...»

Аранжировщик или рабочая станция?

Первым синтезатором клавишника-любителя, как правило, является недорогая бюджетная модель Yamaha или Casio с автоаккомпанементом. Качество звучания бюджетных моделей невысокое, а функциональность ограничена и со временем возникает желание купить нечто более профессиональное. Поиграв на более дорогих моделях Yamaha серии PSR, может сложиться впечатление, что звучат они непринципиально интереснее имеющейся. Почему? Во-первых, не каждая более дорогая модель синтезатора с автоаккомпанементом может предложить переход на качественно новый уровень. Во-вторых, для качественного перехода нужно ещё и уметь играть. Если техника игры на синтезатре слаба, то исполнитель просто не сможет раскрыть потенциал новой модели. В таком случае все синтезаторы с автоаккомпанементом будут звучать одинаково скучно. В-третьих, условия прослушивания моделей должны быть более или менее одинаковыми. Некорректно сравнивать звучание одной модели через наушники, а другой по записи в Интеренете или через линейный выход. В-четвёртых, для оценки профессиональных моделей требуется время.

Шаблонное звучание цифры и автоаккомпанемента надоест как в бюджетной “самоиграйке”, так и в профессиональном аранжировщике. Но в первом случае оно надоест быстрее и с этим ничего поделать будет нельзя, так как нет возможности загружать новые стили и изменять параметры тембров, либо это не даёт ожидаемого эффекта. Остаётся вариант с приобретением более функционального синтезатора, потом ещё более функционального с ещё лучшим звуком и т.д., благо каждый год появляется что-то новое для любого кошелька. Гонка за новыми моделями и большей функциональностью бесконечна. Можно вложиться и купить что-то типа Yamaha Tyros4, Korg Pa3X и успокоиться на время, но здесь нужно подумать, а какова вероятность того, что новый дорогой синтезатор будет использоваться так, как задумывалось до его покупки?

Несколько лет назад один мой знакомый купил очень дорогой и мощный на то время ноутбук с расчётом на то, что дома он будет работать с графикой, так как компьютер на работе вызывал печаль и уныние. Через месяц я спрашиваю, ну и как работается на ноутбуке? Да, говорит, я на нём только фильмы смотрю. После работы так устаю, что уже не до графики. Зачем купил? Сейчас за те деньги можно купить два ноутбука, каждый из которых будет на порядок мощнее. Похожая ситуация может возникнуть и с дорогим синтезатором, когда по тем или иным причинам стоит без дела.

Считается, что аранжировщик - это синтезатор для ресторанных музыкантов и развлечения, а рабочая станция - для студийной работы и записи. Это так, но и аранжировщик, и рабочая станция могут с успехом использоваться и в качестве домашнего инструмента для развлечения. Удивительно, но человек, не умеющий играть на синтезаторе, при помощи Motif cможет изобразить намного больше, чем на PSR-S910! Как? Очень просто. Для игры под автоаккомпанемент на S910 нужно хотя бы уметь под ритм нажимать клавиши левой рукой и играть мелодию правой рукой, а на Motif можно составлять композиции из готовых шаблонов подобно тому, как из элементов конструктора Лего собираются разные конструкции или из набора готовых клипартов на компьютере создаётся дизайн. Остаётся только ответить на вопрос, а нужен ли Motif, если что-то похожее можно делать в многочисленных музыкальных редакторах?

То, что в PSR-S910 называется тембром, в Motif именуется голосом. Голос может состоять из 8 независимых элементов, каждый из которых можно редактировать. Помимо всего прочего каждому элементу можно назначить:

  • свою волновую форму (в Motif XS их 2670). Например, одному элементу можно назначит волну из категории пианино, другому - акустическая гитара, третьему - орган
  • нотный диапазон - диапазон нот, в пределах которого будет звучать элемент. Это позволяет либо накладывать элементы друг на друга, либо осуществить разделение клавиатуры
  • диапазон скорости (силы) нажатия на клавишу, в пределах которой будет звучать данный элемент. Если клавиши нажимаются слабо, то для этого случая можно выбрать одну волну, сильно - другую, что позволяет создавать свои Мегавойсы

Благодаря элементам можно получить голос, состоящий из восьми волновых форм, наложенных друг на друга слоями, например, для получения богатого многослойного звучания фортепиано, либо разделить клавиатуру на 8 частей, либо произвести настройку звучания в зависимости от силы нажатия, либо всё это комбинировать вместе.

Вклад каждого элемента в голос можно менять при помощи восьми слайдеров управления громкостью. Изменяя параметры волновых форм элементов в голосе можно получить огромное количество голосов.

Помимо редактирования элементов голоса можно редактировать и сам голос, для чего служит большое количество настроек в меню, а оперативное управление параметрами голоса осуществляется регуляторами на панели управления синтезатора.

Возможности Motif XS по работе со звуком на один, нет, на два порядка превосходят возможности S910 как в плане функциональности, так и в плане удобства работы.

Голос в режиме Исполнения

В режиме Исполнения в Motif используется 4 партии, каждой из которых можно назначить свой голос. При этом можно осуществлять наложение или разделение партий. Это даёт возможность получить звучание, состоящее из наложенных друг на друга 32 волновых форм (4 голоса по 8 элементов в каждом) или разделить клавиатуру на 32 и более частей!

Автоаккомпанемент и арпеджиатор

Для игры под аккомпанемент в S910 используется функция автоаккомпанемента, а в Motif - функция арпеджиатора.

Автоаккомпанемент на S910 - это циклическое воспроизведение шаблона аккомпанемента выбранного стиля. Шаблон аккомпанемента часто представляет собой адаптированный аккомпанемент некоторой реальной и популярной композиции или песни. В Motif для циклического воспроизведения партии аккомпанемента используется арпеджиатор, который циклически воспроизводит небольшую фразу, выбираемую из большой библиотеки (более 6000 фраз). Фразы разбиты по категориям голосов и стиляей. Например, фразы для голоса бас-гитара могут быть в стиле рок, диско, джаз и т.д. Можно составлять и пользовательские фразы.

Одно из принципиальных отличий автоаккомпанемента от арпеджиатора заключается в том, что при включенной функции Автоаккомпанемент одновременно могут воспроизводиться данные нескольких партий (ударные, бас, ритм-гитара, подклад и др.), в то время как арпеджиатор работает с  данными одной партии. Для независимого циклического воспроизведения нескольких партий требуется несколько арпеджиаторов. В Motif используется четыре независимых синхронных арпеджиатора, что позволяет осуществить цикличное воспроизведение фраз для четырёх партий. Например, для циклического воспроизведения аккомпанемента левой рукой можно назначить три арпеджиатора для партии ударных, бас-гитары и ритм-гитары, а один арпеджиатор назначить на партию правой руки для игры мелодии. То есть, функция  арпеджиатора в Motif может работать как лупер (циклическое повторение звуков выбранной фразы), что используется в ритм-партиях или как арпеджиатор для последовательного воспроизведения звуков (что используется в партии мелодии).
В общем случае можно сказать, что автоаккомпанемент в S910 - это готовая минусовка, под которую достаточно сыграть мелодию и получится вполне узнаваемая и законченная композиция или песня, а Исполнение в Motif - это пример, пример того, как партии разных инструментов могут звучать друг с другом. По этой причине автоаккомпанемент на S910 звучит более привлекательно на слух, чем Исполнение на Motif. Речь идёт не о качестве самого звучания, а о характере и согласованности звучания партий инструментов в аккомпанементе. Исполнения на Motif служат для стимулирования творческой активности пользователя для сочинения музыки, тогда как автоаккомпанемент служит для живой игры под него. Если вы привыкли под автоаккомпанемент играть мелодию правой рукой, то некоторые исполнения на Motif могут вызвать недоумение, так как в них нет партий для игры мелодии правой рукой. Все партии настроены на игру аккомпанемента.

В S910 можно пользоваться предустановленными стилями или загружать новые. В Motif нет предустановленных исполнений. Все они находятся в пользовательских банках и могут быть перезаписаны. Разница между стилем автоаккомпанемента и исполнением заключается и в том, что исполнение можно полностью изменить в отличие от стиля. Если на S910 выбран определённый стиль, то вся работа будет происходить в его рамках. Можно в выбранном стиле Disco’70 выключить отдельные партии, изменять тембры партий, применить эффекты и др., но всё равно будет звучать нечто в стиле Disco’70. А в Motif можно выбрать исполнение из категории Джаз, затем для партии ударных выбрать фразу из категории Рок, для партии баса – диско, для партии ритма – кантри и получится полностью изменённое исполнение относительно исходного варианта. Вопрос: вам больше нравится использовать готовые стили или есть желание поиграться с огромным количеством вариантов сочетаний партий? Предположим, что аккомпанемент состоит из 3-х партий. Допустим, что каждой из этих партии можно назначить 100 разных фраз арпеджиатора. Тогда получается 100*100*100 = 1 млн. комбинаций. Конечно, далеко не все сочетания фраз будут хорошо звучать друг с другом, но и без того число комбинаций поражает воображение.

Почему на Motif нельзя играть как под автоаккомпанемент? Частично ответ на этот вопрос уже дан выше, но есть и другой момент. Важнейшая функция автоаккомпанемента заключается в обеспечении плавных переходов между вступлением, вариациями и концовкой. Если исполнитель вставляет сбивку при игре под автоаккомпанемент на S910, то её длина и строение выбирается электроникой инструмента так, чтобы вписать её до следующего такта. То есть, сбивку можно начать с любой доли такта или между долями и в большинстве случаев получится плавный переход. На Motif есть возможность назначить на 5 кнопок 5 типов арпеджио, например, первая кнопка - вступление, вторая - куплет, третья - припев и две на переходы, но фразы арпеджио имеют неизменную длину!  Переключение между арпеджио производится по нажатию на кнопки в зависимости от установки - со следующего такта или в момент нажатия на кнопку. Если установить режим смены арпеджио при нажатии на кнопку, то арпеджио переключится моментально, но цикл воспроизведения новой фразы арпеджио начнётся с начала без учёта момента нажатия кнопки в такте. Переход получится рваным. Плавный переход можно получить так: выбирается режим смены арпеджио со следующего такта, а кнопка смены арпеджио нажимается в конце предыдущего.

При соблюдении некоторых условий на Motif можно составить партии так, чтобы со стороны казалось, будто бы игра на нём происходит как под автоаккомпанемент, но это потребует значительных усилий в отличие от игры на S910, где автоаккомпанемент и плавность переходов является основой. Можно и на руках бегать, но на ногах удобнее и эффективнее.

С непривычки кажется, что игра на Motif под арпеджиатор в режиме Исполнения происходит не так гладко, как под автоаккомпанемент на самоиграйке и арпеджиатор словно “подтормаживает”. При игре под автоаккомпанемент партии акомпанемента строго синхронизированы между собой, а в Motif, как говорилось, можно задействовать до четырёх независимых арпеджиаторов. Каждый арпеджиатор воспроизводит свою фразу и понятно, что одни фразы будут хорошо стыковаться друг с другом, а другие - нет, особенно, если фразы взяты из разных категорий. Редко, но бывают моменты при переключениях арпеджио, когда партии немного смещаются относительно друг друга. Арпеджиаторы можно включать и отключать в реальном времени, что даёт возможность запускать их со смещением друг относительно друг друга. После небольшой практики можно добиться такого смещения, когда партия ударных идёт в противофазе с остальными партиями, в результате чего получается интересный эффект “качания”.

На Motif нужно аккуратнее и точнее нажимать клавиши при игре с арпеджио в режиме Исполнение. Некоторые фразы арпеджиатора имеют значительную длину. Если сменить аккорд в середине фразы, то, естественно, будет слышен разрыв в партии, так как арпеджиатор моментально не переключится и будет доигрывать фразу исходя из предыдущих данных. Такое возможно и при игре под автоаккомпанемент.

Навигация

Для навигации по меню в Motif используется 4 курсорные клавиши и дополнительно к ним многофункциональные кнопки. В PSR-S910 для навигации задействовано более двух десятков многофункциональных кнопок.  С непривычки кажется, что на Motif всё как-то непросто устроено. То, что на S910 можно сделать за 2-3 нажатия на кнопки, на Motif может потребовать 5-6 нажатий. S910 - это синтезатор для живого исполнения и, соответственно, его интерфейс сделан для удобного оперативного управления инструментом, тогда как интерфейс Motif удобен для управления настройками звучания, записи и сведения композиции.

Если рядом поставить PSR-S910 и Motif XS, то с первым многое сразу будет понятно, а вот понимание второго приходит со временем. Обе модели достойны, но, по моему мнению, PSR - на годы, а Motif - навсегда!

Отзывы о музыкальных инструментах«...назад вперед...»

Александр Страшко
Вконтакте
22.12.12

© 2006-2023 Мы и Музыка