Разделы
Мы и Музыка
Рубрики

Как улучшить акустику актового зала в школе

«...назад вперед...»

Как улучшить акустику актового зала в школе

«...назад вперед...»

Основная проблема большинства актовых залов в школах (далее просто зал) - их плохая акустика, а именно: большое время реверберации, порхающее эхо, возникающее между параллельными отражающими звук плоскостями, резонирующие ниши под сценой, между потолочными балками, в углах, неравномерность амплитудно-частотной характеристики и др. В таких залах более или менее разборчиво может звучать голос и CD-запись в условиях полного заполнения зала слушателями, одежда которых является звукопоглотителем.

Большое время реверберации, благодаря значительной энергии многократно отраженных звуковых волн от гладкого потолка, стен и пола, часто приводит к общему гулу в зале. Если к этому ещё добавить фонограмму 2-х летней давности с кассетного магнитофона или выступление школьного ансамбля на старой аппаратуре, то вместо музыкального сопровождения получится звуковой шум.

Звук в не заглушенном зале просто неуправляем, а качество общей звуковой картины напрямую зависит количества людей, находящихся в нем. По этой причине звук на "саунд чеке" (проверка звука, генеральная репетиция) будет существенно отличаться от звука во время концерта.

Если Вы не хотите, чтобы звук из зала во время концерта или дискотеки "гулял" по всей школе (и мешал дополнительным занятиям, проводимым в это время), то кроме звукопоглощения избыточного звука в зале нужно будет продумать и звукоизоляцию актового зала.

Звукопоглощение - очень непростая задача, поскольку при этом, в общем случае, необходимо не только убрать лишний звук, звуковой шум и различные мешающие звуковые эффекты - резонирование стекол в оконной раме, дребезжание конструкции освещения зала и др., но и скорректировать амплитудно-частотную характеристику зала, чтобы не создавалось впечатления от звука в зале, будто бы находишься в ванне, или кроме низкочастотной составляющей ничего в зале нет.

Большое влияние на акустику зала оказывает потолок. Поэтому одно из решений - звукопоглощение потолка - применение подвесного акустического потолка из звукопоглощающих плит. Во многих школьных актовых залах потолки достаточно высокие ~ 5 метров. Поэтому подвесной потолок не приведёт к значительному уменьшению высоты зала и его объема. Подвесной потолок просто необходим в случае, когда плоскость потолка разделена высокими балками (что можно увидеть в некоторых старых 5-ти этажных школах).

Для эффективного звукопоглощения в области низких и высоких частот используются разные решения и материалы.

Но, прежде чем приступить к проектированию и монтажу подвесного потолка нужно подумать о том, какое потолочное оборудование будет размещаться в актовом зале - фермы (металлические конструкции для подвешивания светового оборудования и приборов) для света, конструкцию для подвеса одежды сцены - занавес, арлекин, кулисы, падога, задник, система пожарной сигнализации, общий свет в зале, потолочные коммуникации и др. Иначе может получиться ситуация, когда все работы по монтажу и отделке подвесного акустического потолка выполнены, и возникает вопрос, а как же нам теперь повесить занавес или прикрепить к потолку мультимедийный проектор?

Общее освещение зала из модулей ламп дневного света, пожарную сигнализацию и прочую коммуникацию лучше размещать на стенах, поскольку высока вероятность, что на подвесном потолке они будут дребезжать, да и разбирать потолок для проводки дополнительных коммуникаций или устранения неполадок - непростая и затратная задача.

Следующий момент - окна. В актовых залах стоят большие окна, с большой плоскостью стекла, закрепленных весьма посредственно к рамам. По этой причине вся оконная конструкция резонирует, в результате чего появляется дребезг. Выход из ситуации - установка на окна штор (с ручным или механическим зашторивателем) из светонепроницаемой плотной материи для звукопоглощения. Почему светонепроницаемой? Чтобы обеспечить необходимое затемнение зала в том случае, когда возникнет необходимость просмотра фильма в зале.

Для повышения эффективности звукопоглощения можно использовать стеновые звукопоглощающие панели, размером не менее 1 метра на две стены, размещенные на высоте примерно 0,5 -1,5 метра от пола. Это доступное решение, поскольку освещение и проводка в зале устанавливается на высоте 3-4 метров.

Отдельно нужно поговорить о звукопоглощении в области сцены. Часто сцена представляет собой деревянную полую конструкцию высотой 0,5 метра, что является прекрасным резонатором, особенно в низком и среднем диапазоне частот. Варианты улучшения акустики в этом случае могут быть такими: заполнение пространства под сценой звукопоглощающим материалом и обивка сцены звукопоглощающим материалом, если на сцене не планируются номера с танцами. Использование занавеса и драпировки позволяет решить сразу несколько задач в плане улучшения визуального восприятия сценического пространства и акустики сцены.

При выступлении на некоторых сценах мы не раз обращали внимание на крайне неприятный эффект эха, отраженного от противоположной относительно сцены стены и высоких не заглушенных потолков. Задержка звука была настолько существенна и значительна по амплитуде, что даже присутствие мониторов на сцене не могло исправить ситуацию, поскольку вокалист слышал себя не в прямом звуке мониторов, а в задержанном отраженном звуке, и при громком пении просто сбивался с ритма.

Если в актовом зале проходят танцевальные номера, то звукопоглощение пола видится проблематичным.

Улучшения акустики зала можно добиться не только его звукопоглощением. Правильный выбор и размещение звуковоспроизводящей аппаратуры также влияет на качество звука в зале. Но сначала мы рассмотрим вариант живого выступления школьной группы в не заглушенном зале.

Как правило, в качестве основных колонок используются широкополосные порталы, установленные на сцене по краям. Такое расположение не позволяет добиться приемлемого звука. Даже при высоте сцены 0,5 метра в первые ряды слушателей будет приходить практически одновременно как прямой звук, так и однократно отраженный от паркетного пола, что уже снижает его разборчивость. Широкополосные колонки не могут качественно воспроизводить низкочастотный сигнал и вокал, поскольку происходит их модулирование мощными среднечастотными колебаниями электрогитары. В средних рядах интенсивность прямого звука будет значительно ослаблена поглощением его зрителями на предыдущих рядах, но усилится энергия вторично отраженных от стен и потолка волн среднего диапазона, а в последних рядах, благодаря превышению энергий прямой и отраженной от противоположной стены волн над многократно отраженными от стен и потолка, проявится низкочастотная составляющая с некоторым улучшением разборчивости частоты в среднем диапазоне, а колебания высокой частоты будут значительно ослаблены.

То есть, на звук, помимо акустики, оказывают влияние как зрители, так и звуковоспроизводящий тракт. Для улучшения звука можно установить колонки на стойки или подвесить их на потолочные фермы под некоторым наклоном в зал. В последнем случае можно значительно улучшить звук, поскольку прямой звук будет покрывать значительное пространство зала без преград, но это связано с дополнительными строительными работами по закреплению фермы на потолке и колонок на ферме.

Улучшения звука можно добиться и раздельным воспроизведением вокала и инструментов в низкочастотном (бас-гитара, бочка) и среднечастотном (гитара, клавиши) диапазонах. Но это повлечет за собой дополнительные затраты на аппаратуру.

«...назад вперед...»

Александр Страшко
admin@starport.ru
02.03.08

Copyright © 2006 Мы и Музыка
Яндекс.Метрика