Разделы
Мы и Музыка
Рубрики

Звуковое оборудование школьного актового зала

«...назад вперед...»

Звуковое оборудование школьного актового зала

«...назад вперед...»

Звуковое оборудование школьного актового зала выбирается исходя из того, какие мероприятия планируется в нём проводить:

  • Музыкальное сопровождение различных театрализованных выступлений, танцев, исполнение песен под фонограмму
  • Дискотека
  • Живое выступление музыкальных групп

В качестве примера мы возьмем типовой школьный актовый зал площадью 150 кв. м.

Музыкальное сопровождение различных выступлений и танцев

В этом случае требуется проигрыватель - компьютер или музыкальный центр, CD- или mp3-проигрыватель, 2-4 микрофона (включая радио, чтобы можно было перемещаться по залу), микшерный пульт на 6-8 каналов, усилитель 2*250-350 Вт, 2 широкополосные колонки, соединительные шнуры и удлинители. Весь комплект может обойтись в 30-35 тыс. руб. В продаже есть готовые мобильные звукоусилительные комплекты, например, SOUNDKING ZH0602D15LS (15000-17000 руб.) к которым остаётся подключить проигрыватель или музыкальный центр. Установка колонок на стойки позволит улучшить звуковую картину в зале и в том случае, когда действие будет проходить перед ними, а не на сцене. Колонки можно один раз установить на сцене, а проигрыватель, микрофоны и остальное оборудование подключать по мере необходимости.

Одно из решений может быть таким.

Оборудование
Кол-во
Цена (руб.)

Звукоусилительный комплект общей мощностью 500 Вт

1
17000
Музыкальный центр
1
5000
Микрофон
4
1500
Наушники
1
2000
Итого:

30000

Дискотека

Один из принципов озвучивания дискотек - равномерное звуковое давление в области танцпола, то есть танцпол должен быть озвучен со всех сторон. Маловероятно, что администрация школы даст добро на подвес колонок по периметру актового зала, поэтому ограничимся звуком со сцены.

Звук для дискотек по определению не может быть тихим, поэтому лучше выбирать звукоусилительное оборудование с хорошим запасом по мощности. Неплохой вариант - пара широкополосных колонок 2x500-600 Вт плюс сабвуфер на 600-800 Вт. Многим может показаться избыточным использование сабвуфера и суммарной мощности 1,7-2 кВт на зал 150 кв. м., но это не так. В ряде современных музыкальных стилей присутствует большая низкочастотная составляющая - синтезаторный бас, электронные барабаны и др., звук которых может опускаться ниже 60 Гц. Даже 15' динамики широкополосной системы большой мощности будут не в состоянии качественно воспроизвести как низкие частоты большой амплитуды, так и быстрые колебаний плотной середины. Поскольку низкочастотная составляющая - 80% всей мощности звука, то просто убавить басы без существенной деградации всей звуковой картины не получится, поэтому правильное решение - применение сабвуфера, установленного между широкополосными колонками. Иногда принимается неправильное решение - покупка мощной акустики и недостаточно мощного усилителя, объясняя это тем, что в мощных колонках и так будет высокая звуковая отдача. В ряде случае данный подход приводит к выходу из строя дорогой мощной акустики. Почему? При использовании недостаточно мощного усилителя для раскачки звука приходится выводить ручки громкости на максимум, т.е. усилитель работает на пределе мощности с большими искажениями - верхушки звуковых волн большой амплитуды обрезаются, что равноценно протеканию в звуковых катушках динамиков акустических систем постоянной составляющей значительного постоянного напряжения, что при низком сопротивлении провода катушек 2-8 Ом приводит к возникновению большого тока в них и динамики просто "горят".

Для проведения дискотек также потребуются: DJ-микшер на 2 канала - 3500 руб., 2 DJ-проигрывателя или 1 сдвоенная дека - 15 тыс. руб. (Pioneer - 30 тыс. руб.), микрофон - 1500 руб., наушники - 2000 руб. и кейс для оборудования. Всё это может стоить от 20 тыс. руб. и выше.

Одно из решений может быть таким.

Оборудование
Кол-во
Цена (руб.)
Усилитель 2*700 Вт
1
15000
Кроссовер для сабвуфера
1
3500
Широкополосная колонка 500 Вт
2
5400
Сабвуфер
1
11000
DJ-пульт
1
3500
DJ-проигрыватель
1
15000
Микрофон
1
1500
Наушники
1
2000
Итого: 62300

Живое выступление музыкальных групп

Здесь всё намного сложнее. Характер звучания "живой" музыки принципиально отличается от записанной на CD. В студийных записях убирают шумы и помехи, применяются обработки и эффекты, компрессия, выравнивание динамического диапазона звукового ряда и др., чтобы запись получилась хорошего качества. Поэтому даже на посредственной аппаратуре и акустике CD-запись будет звучать приемлемо. На концерте в актовом зале школы будут присутствовать и шумы, и наводки, и прочие факторы, существенно ухудшающие звук.

В общем случае для дискотек и концертов используется различная акустика, но маловероятно, что для них будет приобретаться отдельный комплект акустики, поскольку это дорого.

Другое отличие заключается в том, что помимо звука в зал здесь необходимо обеспечить и хороший звук на сцене, чтобы музыканты комфортно чувствовали себя в момент выступления, что требует дополнительных затрат.

Отдельно стоит вопрос о подзвучивании акустических инструментов и особенно ударной установки. Многие могут возразить, что подзвучивание барабанов приведёт к ещё большему шуму и грохоту в зале, но не всегда так происходит. Если не подзвучивать ударную установку, то получается следующая ситуация - в зал выводится звук инструментов и вокала мощностью 1 кВт. Поэтому барабанщику приходится прикладывать дополнительные усилия для того, чтобы хоть как-то звук барабанов был слышен в зале. Данные усилия (которые также сковывают игру барабанщика) приводят к увеличению присутствия звука от барабанов на сцене, поэтому приходится добавлять звук в мониторы, что может привести к необходимости добавить звук и в зал, поскольку может получиться так, что в зале слышен звук сцены, а на сцене - звук из зала. В итоге портальный усилитель работает на перегрузе, а вместо музыки в зале слышен один сплошной рёв, временами дополняемый грохотом томов и железа ударной установки. Фронт звука смещён, поскольку барабаны находятся в глубине сцены. Акустический и электрический звук накладывается друг на друга, что также способствует появлению звуковой каши.

Поскольку звук в школьном актовом зале оставляет желать лучшего, то при выборе микшерного пульта разумнее не гнаться за качеством и покупать дорогие пульты, а выбрать пульт с достаточным количеством каналов. Предположим, что нужно подготовить выступление 2 команд, подключить микрофоны ведущим и исполнителям, и временами включать фоновую музыку. Состав первой команды - вокал, 2 гитары, бас-гитара, клавиши, барабаны, вторая - вокал, гитара, бас, барабаны. У нас получится:

  • Для первой команды - 6 каналов (2 канала на клавиши)
  • Для второй команды - 3 канала
  • Для ведущего мероприятия - 1 канал
  • Для фонограммы - 1-2 канала

Общее количество каналов - 11-12 шт. Вот и хорошо, значит, нам будет достаточно 12-ти канального микшерного пульта, а если что, то можно будет вторую группу подключить к каналам первой. К чему приведёт такое решение станет понятно после первых нескольких выступлений - поскольку инструменты у музыкантов и голоса исполнителей разные, то при нехватке каналов придётся оперативно настраивать звук - обязательно возникнут подобные вопросы:

  • А куда это пропал звук электрогитары, который я вчера так здорово настроил на "саунд чеке"? А потому что после этого на том же канале настраивали другую гитару.
  • Почему я не слышу себя на сцене. Потому что сначала выступала рок-группа, поэтому пришлось уменьшить звук монитора в этом канале
  • Что-то не пойму, почему вместо фортепиано слышен клавесин, а вместо альт-саксофона - дудочка. Так пришлось из-за нехватки каналов в один канал клавиш включить электрогитару, убрать низы и поднять высокие частоты.

У одного ведущего исполнителя голос тихий, у другого громкий, у одного высокий, у другого низкий и т.д. А подстройка звука на микшере сопровождается свистом и заводками, в результате чего всё мероприятие воспринимается как самодеятельность невысокого уровня, хотя, вроде бы, и инструменты у музыкантов неплохие, и аппаратура хорошая, и играют неплохо.

Поэтому лучше сразу выбрать микшерный пульт каналов на 20-24 и забыть о многих проблемах, тем более что по стоимости они сопоставимы с 12-16 канальными пультами других производителей. Не забудьте приобрести мультикор для подключения микшера к аппаратуре и инструментам на сцене, который может стоить дороже самого пульта.

Одно из решений может быть таким.

Оборудование
Кол-во
Цена (руб.)
Усилитель 2*700 Вт
1
15000
Пассивная акустическая система 500 Вт
2
5400
Кроссовер для сабвуфера (если нет в микшере)
1
3500
Усилитель для сабвуфера
1
15000
Сабвуфер
1
11000

Микшерный пульт

1
15000

Мультикор 30 метров 24 канала

1
30000
Наушники
1
2000
Мониторный усилитель
1
10000
Мониторы
4
4000
Басовый комбик
1
15000
Гитарный комбик
1
15000
Клавишный комбик
1
10000
Вокальный микрофон
2
4000
Речевой микрофон
2
1500
Итого: 179300

Сравнив эти 3 решения, мы видим, что в теории самый затратный проект - организация живых концертов. Но, добавив сюда 20 тыс. руб. (DJ-проигрыватель и пульт), мы получаем возможность проведения и дискотек. Таким образом, полное оснащение звукового оборудования актового зала в наших примерах находится где-то в районе 200 тыс. руб.

Теперь, когда мы определились с оборудованием, поговорим о его размещении. Для 1 варианта - звуковое сопровождение - место размещения звукооператора и аппаратуры может быть произвольным, лишь бы оно не мешало действию. В случае проведения дискотек всё оборудование и ди-джея логично разместить на сцене. А вот живой концерт потребует размещения звукооператора и аппаратуры управления в зале, поскольку ему необходимо слышать и корректировать звук в зале. Нам часто приходилось наблюдать картину, когда непонятно по каким причинам (наверно, чтобы не мешал) место звукооператора располагается в самом дальнем углу зала или сцены. Остаётся догадываться, как он в этом случае может услышать звук в зале, отстроить панораму, стереоэффект и др.? При этом было интересно наблюдать картину, когда при настройке звука звукооператор просил музыкантов на сцене послушать, из какой акустической системы слышен звук, и есть ли он вообще. Да, иногда нет выхода, и приходится звукооператора размещать где попало, но всё же лучше подумать об этом, пусть за счет дополнительных затрат на грамотное оборудование его рабочего места.

«...назад вперед...»

Александр Страшко
admin@starport.ru
02.03.08

Copyright © 2006 Мы и Музыка
Яндекс.Метрика