Разделы
Мы и Музыка
Рубрики

Инструментальные усилители и акустика

«...назад вперед...»

Инструментальные усилители и акустика

«...назад вперед...»

Инструментальные усилители мощности

Это усилители мощности, которые используются для усиления звука электроинструментов: синтезатора, электрогитары или бас-гитары. Такие усилители могут быть выполнены:

  • в виде комбинированного блока “усилитель + акустическая система” в одном корпусе - комбик.
  • в виде отдельного блока - "голова". "Голова" cовместно с кабинетом (мощная инструментальная акустическая система) образуют стек.

Комбики используются там, где достаточно получить небольшое усиление - для репетиций и выступлений в небольших помещениях (дома, в небольшом клубе и др.). Их достоинство - компактность.

Стеки используются там, где нужно получить большое усиление (на больших закрытых и открытых сценах). Преимущество стека заключается в том, что музыкант может подобрать для себя оптимальное сочетание "усилитель + акустическая система" ("голова + кабинет"), т.е. можно выбрать "голову" одной марки, а кабинет - другой. Почему в этом возникает необходимость? Дело в том, что ценность инструментальных усилителей и акустики заключается скорее не в качественной передаче звучания инструмента как в Hi-Fi аппаратуре (хотя это тоже важно), а в получение определенного характерного звучания (поэтому в гитарных цифровых процессорах производят моделирование звучания различных кабинетов). Это важно для электрогитары и бас-гитары, но не для клавиш. Можно сказать так, что звучание электрогитары и бас-гитары определяется самим инструментом, усилителем и кабинетом, а звучание синтезатора - самим синтезатором. Поэтому применение стека для синтезатора не имеет никакого смысла.

Инструментальный усилитель мощности - "голова"

Рис. 1. Инструментальный гитарный усилитель мощности - "голова"

Комбики

Поскольку комбики предназначены для работы с определенным видом электроинструментов, то он имеют разный частотный диапазон. Басовый комбик не должен воспроизводить высокие частоты, поэтому его верхняя рабочая частота находится в районе 5 кГц. Гитарный усилитель имеет более широкий диапазон (100..10000 Гц). А клавишный комбик имеет самый большой диапазон частот, поскольку синтезатор может выдавать как очень низкие звуки, так и очень высокие (20..20000 кГц).

Гитарный комбик

Рис.2. Гитарный комбик

Другим важнейшим отличием является схемотехника предусилителя, тембрблока и блока эффектов. Частоты тембрблока клавишного, гитарного и басового усилителя отличаются друг от друга, поскольку необходимо производить "детализацию" в определенном частотном диапазоне. Для бас-гитары - область низких частот, для электрогитары - средние частоты, а для синтезатора - во всем диапазоне частот.

Клавишный комбик

Рис. 3. Клавишный комбик

Принципиальным отличием гитарного комбика от клавишного и басового заключается в наличии в нем блока обработки звука. Если клавишные и басовые комбики предназначены для работы с чистым (необработанным звуком), то гитарные комбики имеют солидный набор инструментов для работы с перегруженным звуком. Некоторые гитарные комбики также имеют встроенный процессор эффектов для обработки звука. В клавишных и басовых комбо наличие процессора эффектов не требуется, поскольку всю обработку звука можно осуществить в самом синтезаторе, а динамический диапазон бас-гитары настолько узок и специфичен, что его обработка актуальна для каких-то определенных направлений в музыке.

Басовый комбик

Рис. 4. Басовый комбик

Также нужно сказать несколько слов о выходном сопротивлении и уровне сигнала различных электроинструментов. У электрогитары с пассивной электроникой выходное сопротивление высокое, а уровень сигнала низкий, тогда как у синтезаторов выходное сопротивление низкое, а уровень сигнала высокий. Поэтому часто в комбиках есть 2 входа: низкоомный и высокоомный или с низкой чувствительностью и с высокой чувствительностью, чтобы к нему можно было подключать разные электроинструменты. Поскольку большинство синтезаторов имеют стереовыход, то и клавишный комбо имеет стереовход.

Инструментальные акустические системы

Инструментальные акустические системы предназначены для воспроизведения звука от инструментальных усилителей мощности и подразделяются также на: гитарные и басовые, которые называются кабинетами.

Кабинет - инструментальная акустическая система большой мощности, которая обычно состоит из 4 и более динамиков, установленных в одном корпусе, например: 4x12 - 4 динамика с 12-ти дюймовыми диффузорами.

Гитарный кабинеты

Рис.5. Гитарные кабинеты

Для работы с кабинетом необходим инструментальный усилитель, который устанавливается на верхний кабинет, вследствие чего он получил название "голова". Усилитель и 2 кабинета, которые поставлены друг на друга, называют полный стек, а усилитель + 1 кабинет - половинный стек.

Гитарные стеки

Рис.6. Гитарные стеки

Иногда у начинающих музыкантов может возникнуть вопрос, а в чем разница между комбиком и стеком одинаковой мощности, что лучше выбрать для репетиций в небольшом помещении и др.? Прежде всего, нужно вспомнить, что не мощность определяет громкость звука, а чувствительность акустической системы (звуковое давление). У кабинета звуковое давление намного выше, чем у комбика, поэтому кабинет будет звучать намного громче при той же подводимой мощности. Поэтому, для дома вполне подойдет комбик 15 Вт, для репетиций и выступлений с акустическими барабанами в школе, небольших клубах и т.п. - комбик 50-100Вт. Да и цена стека начинается от 40-50 тыс. руб., тогда как 100 Вт гитарный комбик Marshall стоит 13-14 тыс. руб. Поэтому стек - оборудование для профессиональных музыкантов.

«...назад вперед...»

Александр Страшко
admin@starport.ru
29.11.08

Copyright © 2006 Мы и Музыка
Яндекс.Метрика