Разделы
Мы и Музыка
Рубрики
Учащимся«...назад вперед...»

Методика обучения игре на синтезаторе под автоаккомпанемент

Все клавишные синтезаторы можно условно разделить на две большие группы: исполнительские - синтезаторы без автоаккомпанемента и синтезаторы с автоаккомпанементом ("самоиграйки").

Исполнительские синтезаторы исходно создавались для исполнения партии клавишных в составе ансамбля. Игра на 4-х и более октавных исполнительских синтезаторах предполагает игру двумя руками. Сейчас можно приобрести 3-х и менее октавные исполнительские синтезаторы, которые будут удобны для игры одной рукой.

Исполнительские синтезаторы появились раньше синтезаторов с автоаккомпанементом. Достаточно продолжительное время синтезатор воспринимался как музыкальный инструмент для тех, кто умеет играть двумя руками. Появление синтезаторов с автоаккомпанементом изменило ситуацию. Во-первых, он стал независимым музыкальным инструментом, с помощью которого можно исполнять не только отдельные партии различных инструментов, но и сыграть за всю музыкальную группу. Во-вторых, благодаря целому ряду функций он стал более доступным для освоения игры на нём.

Различные модели синтезаторов с автоаккомпанементом предлагают пользователям как функции для упрощения игры, например, игра аккорда одним пальцем, так и функции для самообучения - подсветка клавиш, отображение нот и аккордов на экране, встроенная библиотека песен для разучивания. Может показаться, что эти функции помогут научиться играть на синтезаторе, но это не так. При помощи данных функций можно научиться играть лишь простые мелодии одним пальцем. А умение играть на синтезаторе - это намного больше.

Многие пользователи воспринимают синтезаторы с автоаккомпанементом как электропианино и  пытаются освоить игру на нем как на пианино, не подозревая о том, что в их распоряжении находится одна из самых мощных функций самообучения - автоаккомпанемент. Суть данной функции заключается в том, что левой рукой исполнитель задает управляющее действие (нажимает клавиши), на основе которого синтезатор сам создает и воспроизводит партии аккомпанирующих инструментов в соответствии с выбранным пользователем музыкальным стилем и темпом. То есть, левая рука не играет, а управляет аккомпанементом. Управлять аккомпанементом намного проще, чем играть левой рукой партию. Но это не главное. Игру в режиме “автоаккомпанемент” нужно рассматривать как тренажер, с помощью которого можно:

  • Приобрести навык игры мелодии в выбранном музыкальном стиле
  • Отрабатывать технику игры правой рукой
  • Научиться играть различные аккордовые последовательности
  • Улучшить чувство ритма и навык игры под аккомпанемент
  • Приобрести навык импровизации, сочинения партий, мелодий и композиций

В бюджетных синтезаторах для управления автоаккомпанементом используется только одно событие - нажатие на клавишу. После этого партия аккомпанемента воспроизводится циклически независимо от того, удерживается клавиша или она отпущена после нажатия. Можно сказать, что клавиши, входящие в область автоаккомпанемента, представляют собой кнопки, которые нажимают пальцы левой руки. При этом синтезатор привязывает события (нажатия на клавиши в области действия автоаккомпанемента) к ритму и тем самым скрывает неточности в нажатиях клавиш левой рукой. С одной стороны это упрощает процесс игры на синтезаторе, а с другой стороны крайне ограничивает подвижность левой руки.
Для обучения игре на синтезаторе в режиме "автоаккомпанемент" главную роль играет не навык игры двумя руками, как на пианино, а чувство ритма и синхронизация движений пальцев обеих рук. Это намного сложнее, чем играть детскую песенку одним пальцем правой руки. Здесь необходима определенная начальная подготовка. С этой позиции предлагаемая методика обучения игре на синтезаторе под автоаккомпанемент не является универсальной, в отличие от классической фортепианной школы игры, когда сначала производится обучение игре правой рукой, затем левой, а затем двумя руками.

Очень часто интерес к игре на синтезаторе проявляется тогда, когда уже нет возможности пройти обучение фундаментальным основам музыки в детской музыкальной школе (ДМШ). Возникает вопрос, можно ли научиться играть на синтезаторе человеку, который никогда не занимался музыкой, что для этого нужно и сколько времени это обучение займет? Ответить на эти вопросы однозначно не получится, поскольку каждый случай индивидуален, а любые оценки условий, времени,  затрат, умения игры относительны. Профессионализм педагога, одаренность и трудолюбие ученика, условия обучения, возможность применения полученных знаний и навыков - все это только в совокупности может привести к успеху. При этом немаловажную роль играет и выбор методики обучения. С помощью таблицы 1 Вы можете сравнить между собой две методики – фортепианная школа игры и обучение игре на синтезаторе под автоаккомпанемент. Под таблицей даны пояснения по некоторым затронутым в ней вопросам.

Таблица 1. Сравнение классической фортепианной школой игры и методики обучения игре на синтезаторе под автоаккомпанемент.

Вопросы для сравнения

Классическая фортепианная школа

Методика обучения игре на синтезаторе под автоаккомпанемент

1 Приобретаемый навык, после прохождения обучения Общий фундаментальный навык игры на фортепиано двумя руками Прикладной навык игры на синтезаторе в определенных стилях
2 Начальная подготовка Не требуется Необходима
3 Характер обучения Последовательный - от простого к сложному Последовательно-параллельный
4 Степень трудности для обучения Трудно Легко
5 Знание нотной грамоты Необходимо Необязательно
6 Позволяет развить чувства ритма Иногда Да
7 Позволяет развить навык импровизации Иногда Да
8 Степень развития музыкальной культуры Хорошее Слабое
9 Интерес к занятиям Слабый Сильный
10 Критерий умения игры на инструменте Качественное исполнение классического произведения двумя руками Свободная игра правой рукой под автоаккомпанемент в заданном стиле
11 Основной метод обучения Разучивание и исполнение технических и  классических произведений Импровизация и активный поиск
12 Возможность дальнейшего самообучения после окончания курса Да, если есть знания нотной грамоты и навык чтения с листа Да, если понятны основы импровизации в различных стилях
13 Развитие навыка игры двумя руками Да Нет, развивается навык игры только правой руки
14 Наличие информации для обучения Много Не встречал, но есть на этом сайте
15 Возможность игры в выбранном музыкальном стиле Ограничена Есть
16 Возможность игры под ритм Да, при использовании метронома Да
17 Уровень подготовки для игры в составе ансамбля Слабый, если в процессе обучения проводились только индивидуальные занятия Средний, поскольку автоаккомпанемент – тренажер, который не может научить “чувствовать игру” людей
18 Полученные навыки позволяют играть Разученные классические произведения двумя руками Импровизацию в том или ином музыкальном стиле или направлении
19 Время обучения 7 лет (в детской музыкальной школе) или меньше, если заниматься частным образом От 2-3 лет после приобретения начального навыка игры на фортепиано

Пояснения к таблице 1.

2. Для обучения игре на фортепиано начальная подготовка не требуется, а вот для игры под автоаккомпанемент необходимо: обладать чувством ритма, уметь играть простые мелодии правой рукой, знать несколько простых аккордовых последовательностей, понимать разницу при игре в том или ином музыкальном стиле. Использовать методику обучения игре на синтезаторе под автоаккомпанемент можно только после изучения основ практической игры на фортепиано.

3. Последовательно-параллельный характер обучения игре на синтезаторе под автоаккомпанемент отражает тот факт, что учащийся уже в самом начале обучения должен познакомиться: с ритмом, с аккордовыми последовательностями, с партиями аккомпанирующих инструментов, с характеристиками музыкальных стилей, голосами для правой руки, гармонией и многими другими моментами, которые необходимо понимать. При обучении игре на фортепиано всё намного проще, поскольку имеется один универсальный фортепианный тембр без автоаккомпанемента и ритма, а гармония звука записана в нотах разучиваемых классических произведений великих композиторов.

4. Разучить классическое произведение двумя руками намного сложнее, чем сыграть в ритме какую-нибудь танцевальную композицию, основанную на 4-х аккордах в партии левой руки и простой секвенции в партии правой руки.

5. Без знания нотной грамоты очень сложно разучить произведение, а сыграть импровизацию на синтезаторе можно.

6. Постоянное прослушивание ритма разных стилей развивает чувство ритма. У фортепиано нет функции воспроизведения ритма. За ритмическую точность исполнения произведения на фортепиано отвечает исполнитель, а не электроника, как в синтезаторе.

7. С помощью фортепиано начинающий пианист может сочинить немало интересных музыкальных фрагментов и даже произведений, но автоаккомпанемент синтезатора в этом плане предоставляет на порядок больше возможностей.

8. Классические фортепианные произведения - источник гармонии, в отличие от однообразного и примитивного звучания автоаккомпанемента.

9. Играть фрагменты из популярных песен и композиций намного проще и интереснее по сравнению с разучиванием классических произведений.

11. Только импровизация может добавить красок в скучный и однообразный автоаккомпанемент. Активный поиск заключается в том, чтобы в процессе импровизации не просто играть на синтезаторе, а искать, находить и запоминать при этом новые мелодические обороты, над которыми позже можно будет поработать и использовать в других музыкальных композициях.

14. Найти сборники произведений и самоучители по обучению игре на фортепиано не представляет труда.

15. На фортепиано можно без больших проблем сыграть вальс, марш, диско, рок-н-ролл и др. Автоаккомпанемент синтезатора предоставляет пользователю большее разнообразие. Игра под автоаккомпанемент - это всегда игра в каком-то стиле.

16. У фортепиано нет метронома, тогда как  автоаккомпанемент на синтезаторе за редким исключением воспроизводится вместе с партией ударных.

17. При игре под автоаккомпанемент клавишник может оценить и скорректировать свою игру относительно точно воспроизводимого ритма и партий аккомпанемента. При игре на фортепиано такой возможности нет. Но постоянная игра под автоаккомпанемент вырабатывает "шаблонное мышление".

18. Обучение игре на синтезаторе под автоаккомпанемент не позволяет приобрести навыки, которые необходимы для игры классических произведений и джаза, поскольку одна из задач режима "автоаккомпанемент" - упрощение игры на синтезаторе. Электроника способна скрыть непрофессионализм исполнителя за стеной звуков и эффектов. Отключите электронику и услышите истину.

Если Вас заинтересовала данная методика, то познакомиться с ней можно здесь

Учащимся«...назад вперед...»

Александр Страшко
Вконтакте
15.08.10

© 2006-2023 Мы и Музыка